Роль учителя в современном обществе


Колесникова Наталья Викторовна
Учитель русского языка и литературы
Каражарская СШ им.Манжи батыра

Учитель! Это слово человек начинает произносить с раннего возраста, когда идет в первый раз в школу. Это слово он произносит и в старости, когда сам передает опыт молодежи.

Труд учителя никогда не был легким и простым. Но если такие педагоги как А.С.Макаренко стремились к тому, чтобы «у каждого учащегося было хотя бы 2-3 «любимых» предмета в школе (кружка, секции), по которым он занимался с удовольствием», то в конце 20-го столетия труд учителя стал, как никогда, многофункциональным, сложным [1].

Реформирование общеобразовательной и профессиональной школы в современных условиях требует пересмотра вопросов в системе психолого-педагогических знаний. Изменение целей образования, совершенствование содержания учебной информации, средств педагогической коммуникации, в значительной степени приводит к изменениям и самого объекта педагогического воздействия – учащегося. Все это вызывает необходимость повышения требований к уровню профессионализма современного учителя. Об этом писали в своих методиках исследователи В.Зверева, Н.Немова:  «Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить решения из нетипичных ситуаций» [2]. Современный учитель имеет дело с более сложным контингентом школьников, чем его предшественники. Современные школьники свободно обращаются , иногда лучше учителя, с компьютером, Интернетом. Многие учащиеся не мыслят свою жизнь без виртуального мира. Чтобы бать на уровне современного мира, заинтересовать ученика, учителю необходимо перестроиться.  Ему необходимо не только самому «шагать в ногу» с современностью, но и научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.

Обучая школьников какой-либо науке, нельзя забывать и о его воспитании. Учитель должен любить детей, уметь общаться с ними, понимать и принимать их. Научить детей любить и защищать свою Родину, быть милосердными, самостоятельными – одна из важных задач современного педагога. Сложная экономическая обстановка последних лет способствовала тому, что происходит социальное разделение общества. Многие учащиеся теряют мотивацию к обучению, особенно дети из неблагополучных семей, поэтому учитель должен на уроке и после уроков создавать такую атмосферу, в которой бы ученик чувствовал себя значимым, почувствовал необходимость в обучении. К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным человеком великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества… Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и осознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории…» [3]

 

Итак, подводя итог, можно выделить несколько функций педагога в современном обществе:

Педагог-новатор, «двигатель» общественного прогресса. Педагог как хранитель, носитель и передатчик культурных и общечеловеческих ценностей. Педагог-воспитатель, который обязан формировать духовный мир молодежи. Педагог как связующее звено между современностью и старшим поколением.

 

Список литературы:

1.     Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М., 1972г

2.     Зверева В., Немова Н. «Способность учителя к саморазвитию». М., 1998г

3.     Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968г

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *