Роль учителя в современном обществе


Мадиев Анай Шабанович
Преподователь физической культуры
Школы-лицей №101 г.Караганда

Содержание

1.  Введение

2. Личностная характеристика педагога

3. Профессиональная компетентность педагога

4. Социальная роль педагогической профессии в современном обществе

5. Заключение

 

1. Введение

 

Современный мир быстро меняется выдвигаются новые требования к педагогу.

Какова же роль педагога в современном обществе?

Основной составляющей является обучение.

Главная задача сегодняшнего дня — воспитание молодого поколения, а именно: культурного, креативного, мотивированного. Именно педагог принимает в этом процессе активное участие. Для выполнения этой задачи к современному педагогу предъявляются высокие требования, а именно:

иметь высшее образование, быть эрудированным, быть культурным, постоянно повышать свой профессиональный и интеллектуальный уровень, одновременно обладать высоконравственными качествами, как: доброжелательность, честность, позитивное отношение к жизни, интеллигентность, чувство искреннего сопереживания. Только такому педагогу,  учителю нового поколения, по силам выполнить поставленную задачу. Роль учителя в современном обществе велика. Ведь это далеко не профессия, а призвание.

Ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя должны быть постоянными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. Главная задача сегодняшнего дня — воспитание молодого поколения, а именно: культурного, креативного, мотивированного. Именно педагог принимает в этом процессе активное участие. Для выполнения этой задачи к современному педагогу предъявляются высокие требования, а именно: он должен иметь высшее образование, быть эрудированным, быть культурным, постоянно повышать свой профессиональный и интеллектуальный уровень, одновременно обладать высоконравственными качествами, как: доброжелательность, честность, позитивное отношение к жизни, интеллигентность, чувство искреннего сопереживания.

Только такому педагогу,  учителю нового поколения, по силам выполнить поставленную задачу. Роль учителя в современном обществе велика. Ведь это далеко не профессия, а призвание. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества.  Так, например, всего 10–15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число компетенций учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю. Эти вопросы актуальны и для педагогического образования «Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?», и для директоров школ: «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современному ученику?» и для родителей, которые  неограниченны в возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка.

 

2. Личностная характеристика педагога

Рассматривая профессиональную деятельность педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности – специалиста-профессионала, глубоко разбирающегося в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями. Каждый человек индивидуален, у всех представителей профессии «педагог»  должны быть  общие особые черты. Каковы же требования к личностным особенностям педагога как профессионала?

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, за свою профессиональную подготовку, за свое право быть педагогом, преподавать. Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, эмоциональные проявления, коммуникативные и т.д.).

Во-вторых, учитель должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности.

В-третьих, обязательной и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика. Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того какой он, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и общения.

Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими его психолого-педагогической деятельности: уважать в ученике человека, личность -( относиться к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе); постоянно искать возможность саморазвития и самосовершенствования; передавать ученику знания так, чтобы он хотел и мог их освоить, был готов их использовать в своем самообразовании. Педагог должен владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь общаться с детьми, понимая и принимая их, признавая их достоинство. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка.

В качестве специальных способностей можно выделить следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль. Определяя личностную характеристику педагога, важно помнить, что он работает в сфере «человек – человек», которая в свою очередь определяет способность успешно функционировать в системе межличностных отношений. Педагогическая деятельность  многопрофильна, но в какой бы сфере деятельности ни работал педагог, ему придется работать с людьми, и в первую очередь – с детьми. Его профессиональная компетенция будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми, выдерживать большие нагрузки педагогических процессах. Особенности эмоциональной сферы принимают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы. Особенностью является высокая адаптивность педагога, открытость в общении.

Перечисляя личностные особенности педагога, нужно сказать, что они не являются общими для разных сфер педагогической деятельности, но можно сказать что они задают профиль личности  современного социального педагога.

 

3. Профессиональная компетентность педагога

 

Понятие профессиональной компетентности педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практичес­кой готовности в процессе применения этих качеств говорит о его профессионализме. Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду, что усвое­ние знании— не само­цель, а необходимое условие для применения  знаний в действии, т.е. умений и навыков — главного критерия про­фессиональной готовности. В общем виде психолого-педагогические знания определе­ны учебными программами. Психолого-педагогическая подготовка будущего педагога пред­полагает достаточно широкие знания методологических основ педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения. Поэтому психолого-педагогическая подготовка будущего педагога в первом своем приближении моделирует и реализует теорию и технологию педагогической деятельности.  В результате модель профессиональной компетентности учителя может быть представлена как единство его теорети­ческой и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в умения ставить педагогические задачи, задачи обучения и воспитания, изучение личности и коллектива с целью определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями, отра­жению педагогических воздействий на этой основе развития как в целом, так и отдельных учащихся; выделе­ние комплекса образовательных, воспитательных и развиваю­щих задач; умения реализовать способы педагогических взаи­модействий позволяющих построить и привести в движение ло­гически завершенную педагогическую систему, планирование образовательно-воспитательных и развивающих задач.

 

4. Социальная роль педагогической профессии в современном обществе

Учитель в широком смысле слова это тот человек, который передает знания, умения, навыки, опыт. Это тот человек, который обучает людей в учебных заведениях. Он воспитывает детей, обучает подрастающее поколение, развивает детей умственно, физически, эстетически; воспитывает социально активную личность, организовывает различные виды деятельности, такие как образовательную и оздоровительную.

История человечества показывает, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталки­вается общество, так или иначе сказываются на сфере об­разования. Например, в связи с экономическими трудно­стями, переживаемыми многими странами, уменьшается государственное фи­нансирование системы образования, что ведет к ослабле­нию материально-технического оснащения учебных  учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров, рождает у педагогов социальную неуверенность в завтрашнем дне. В результате снижаются способности к обучению. В период войн, этнических конфликтов, которые вспыхивают то в од­ной, то в другой точке планеты, проблемы образования ухо­дят на последний план перед угрозой смертельной опасно­сти, катастрофически падает сама возможность учиться в школе, посещать детский сад. С другой стороны, образование во многом определя­ет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значе­ние образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время в мире, необходимо глу­бокое изменение в сознании и поведении людей. Центральное место в системе образования занимает учитель. Преобразо­вывать внутренний мир индивида на основе гуманистичес­ких идеалов, формировать нравственные качества, повышать уровень культуры, знаний и профессиональной подготовки человека – таковы задачи  современного учителя на сегодняшний день. Социальная роль педагога заключается в воз­можности оказывать влияние на развитие тех или иных направлений в обществе, готовить подрастающее по­коление к решению глобальных проблем современности, учить предсказывать и, если потребуется, предупреждать их последствия. Для каждого отдельного человека образование имеет бо­лее или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах зани­мает четверть жизненного пути современного человека, удовлетворяет потреб­ности в познании, общении, самоутверждении. В ходе обучения выявляются и развиваются возможные способности учащихся, осуществляется самореализация. С помощью образова­ния человек адаптируется к жизни в обществе, приобрета­ет необходимые для этого знания и умения.

В связи кризисом в нашем обществе больно задел и сферу образования, что с наибольшей наглядностью проявилось в падении общественной ценности образования и тесно связанным с этим падением престижа учительского труда, вызвавшие изменение учебного процесса.

 

5. Заключение

Анализ  роли  педагогических профессиях на сегодняшний день в нашем обществе.                                                                                                                            Итак, педагог должен обладать сегодня следующими качествами:

Общественномировоззренческими (качествами, отвечающими требованиям общества): социальная ответственность; гражданственность; общественная активность; нравственная зрелость (высокая нравственная культура); убежденность учителя (убежденность преподавания своего предмета)
Профессионально-педагогическими качествами: высокий уровень образованности; педагогический такт; педагогическая наблюдательность; интерес к ребенку как к личности; творческое отношение к делу; умение    обобщать, изучать и перенимать педагогический опыт; педагогические способности (дидактические, организаторские, гностические, коммуникативные, конструктивные, сугитивные)
Личностными качествами: справедливость; ответственность; принципиальность; доброта в сочетании с требовательностью; скромность; верность слову; общительность; сдержанность и др.
Переход к новым, демократическим взаимоотношениям между учителем и учеником является важнейшим звеном процесса перестройки образования на гуманистических началах, но это станет реальностью лишь тогда, когда общество в целом будет реформировано на принципах рыночной экономики и демократические институты окончательно утвердятся в стране. Только тогда возрастет ценность образования в стране, повысится престиж учительской профессии, а учащиеся и их родители будут сознательно ориентированы на получение образования.

Таким образом, выпускник современной школы  должен обладать определенными качествами личности:

– гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходи­мые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

– самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рацио­нального их решения; четко осознавать, где и каким об­разом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

– грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы фак­ты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения про­блем, делать необходимые обобщения, сопоставления с вариантами реше­ния, устанавливать статистические закономерности, де­лать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

– быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных об­ластях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

– самостоятельно работать над развитием собствен­ной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Главные задачи педагогов на сегодняшний день состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физическо­го развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформиро­вать приемы самостоятельной деятельности.

 

Список литературы

1.     Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 2000.

2.     Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика. М., 1996.

3.     Леднев В.С. Содержание образования. М., 1998.

4.     Моисеева А. М. Нововведения во внутришкольном управлении. М., 1998.

5.     Подласый И.П. Педагогика. М., 1999.

6.     Полат Е.С. Новые педагогические технологии/ Пособие для учителей, М., 2007.

7.     Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс. М., 2006.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *