Новые подходы в преподавании и обучении


 Молдахметова Альбина Жаксугуловна
 Учитель истории и права
 ГУ “Общеобразовательная средняя школа-гимназия №11 города Актобе”

Обучать – значит вдвойне учиться.

 

Жозеф Жубер

 

Когда мы говорим об обучении, то подчеркиваем роль учителя, обучающего, которая, однако, не сводится к передаче знаний от учителя к ученику. Учитель не просто передает знания, не перекидывает их в голову ученика. В условиях взаимодействия учителя и ученика, под влиянием активности, как учителя, так и ученика, приобретаются знания, умения и навыки. Учитель управляет этим процессом.

Таким образом, обучение – это управление познавательной активностью ученика, в результате чего он усваивает знания, приобретает умения и навыки.

С поступлением в школу ведущей деятельностью детей становится учебная деятельность. Учебная деятельность – это общественно значимая и общественно оцениваемая деятельность школьника. Суть ее заключается в овладении знаниями и соответствующими умениями, способами практической их реализации. Учитель должен формировать у учащихся учебную деятельность, иными словами, « учить их учиться», и эту работу надо начинать с самого начала обучения в школе. (Уч.пособие. « Этика и психология»,А-2003,с.80)

Модель обучения Л.Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Он утверждал, что  когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития» (ЗБР), то есть получают помощь более компетентных лиц. Л Выготский считает в этом случае речь главным инструментом обучения

( Руководство для учителей с.133) Организация диалога в учебном процессе, в частности на уроках истории, является весьма актуальной задачей для современной школы, так как новые технологии и подходы ориентируют учителя и ученика на умение вести диалог, развивать речевую коммуникацию, общаться. Общение, в свою очередь, можно назвать двигателем человеческой жизни, без которого человек просто не может жить.

 

На практике в школе для проведения эксперимента я выбрала 9 «а» класс. Уровень успеваемости класса выше среднего. В первый день своей практики я провела консультирование учащихся. В этом классе я работаю первый год, и мне хотелось, апробировать данный модуль в незнакомом мне классе. Наша беседа прошла в форме диалога. Я познакомила ребят 7 модулями данной методики, кратко рассказала, как будут проходить наши уроки. Большая часть класса с восторгом восприняло предстоящую работу, за исключением 2-х учеников. Ими были высказаны реплики следующего характера: « А что, мы – подопытные кролики? « Нам это не интересно? На что я ответила: « Давайте мы с вами вернемся к этой беседе после проведения данного эксперимента». Таким, образом, я постаралась не усугублять обстановку, а применить  новые подходы в обучении. Также,  на мой взгляд, есть необходимость учесть, возрастные особенности учащихся. Так, например,  приветствие разных народов мира не понравилось 2-м ученикам, хотя остальные были в восторге вместе с классным руководителем. Но, я не отчаивалась, а наоборот стала искать новые подходы в обучении. Применила тренинг « » и увидела улыбки на глазах, не только всех моих учеников, но и 2 категоричных парней (Егора и Данилы).

«А самое интересное меня ждало впереди…»

Были проведены серии уроков по Истории Казахстана. Моя задача заключалась в том, чтобы сформировать у учащихся учебно-познавательные мотивы в изучении Истории Казахстана, имеющие общественную значимость. На каждом своем уроке я ставила цель – на развитие публичной речи, укрепления навыков ведения дискуссии, умения сравнивать, анализировать, аргументировать, выделять главное. Я ставила перед учениками задачу, добывать знания самостоятельно. Самым сложным для них, было то, что изучаемый нами период очень кратко изложен в учебнике. Учащиеся на каждом уроке использовали интернет ресурсы. Один из методов критического мышления «Терминологическая разминка» очень часто использовался на уроке. Например, на интерактивной доске написаны следующие слова: индустриализация, коллективизация, кооперация, надо объяснить их значение. Ребята, работая индивидуально, использовали сотовый телефон для поиска значений. Здесь мы видим неразрывную цепочку между учителем – учеником – ИКТ. Следующий этап внедрения данного модуля – работа в микрогруппах. На первом уроке по теме: «Общественно-политическая жизнь в Казахстане в 30-е годы» ребята работали в парах. Метод урока: имитация судебного процесса. Урок – суд состоялся над сталинским режимом, как явлением в нашей истории. Раскрывались основные понятия «террор – политика», «тоталитаризм». Зачитывались строки со страниц газеты «Правда» 1935-1939гг, о том, что Сталин стал богом при жизни. На втором уроке каждая группа получила  проблемное задание по теме « Наращивание экономической мощи Казахстана в предвоенные годы». Учащиеся должны были подготовить постер по следующим вопросам: I-группа – успехи в области промышленности; II- группа – успехи в области легкой промышленности; III- группа – успехи в области транспорта; IV- группа – в области социальной сферы; V- группа – в области кадровой политики. В группах были назначены хронометражисты, которые следили за временем. По истечению времени каждая группа проводила презентацию своего постера. Учитывая те цели, которые я поставила в начале урока. Ребята справились с этой работой хорошо. Здесь были услышаны все факторы, которые повлияли на успех экономики Казахстана. Так, группа №3, в которой только девочки работала очень быстро, креативно, можно сказать, что работа в группе «кипела». В учебнике очень мало информации о развитии транспорта в предвоенные годы, но девчонки не растерялись, быстро сообразили и вышли из ситуации. Применив  интернет, подготовили прекрасный постер. Защита презентации также прошла великолепно. Мне понравилось в работе девочек, то, что они работали сообща, четко распределяли функции, отвечали всей группой, распределив свое выступление. Это микрогуппа выделялась на фоне других групп своими лидерскими качествами. Схватывали можно сказать на лету все задания. Соответственно это сказалось и на результатах их работы Микрогруппы задавали друг другу следующие вопросы: покажите по карте объекты народного хозяйства, которые показали высокие результаты в производительности труда. Учениками были разработаны критерии оценивания выступлений. Оценивание проходило по следующим критериям:1. Изложение материала; доступность; речь; время; работа в группе. Ребятам очень понравилось оценивать друг друга на уроке. Они дополняли, задавали вопросы, требуя друг у друга сравнения экономического положения страны в период 20-х и 30-х годов. Мне понравились аргументы учащихся, их сравнение, содержательные ответы, которые полностью раскрывали тему. Так, например по теме: «Казахстан в годы Великой Отечественной войны» одна из учениц 3 микрогруппы  по имени Гульжихан задавала вопросы ребятам из 2 микрогруппы, которые, защищали   кластер  по вопросу: Какими мотивами руководствовались люди, выступавшие на защиту Родины: политико- идеологическими мотивами ? Девушка – эрудит, дополнительно читает литературу по Истории Великой Отечественной войны и у нее много возникло вопросов по этой теме. Мне, как и моим ученикам запали в душу слова, которыми Гульжихан закончила свое выступление: « Нельзя забывать войну. Когда войну забывают, говорили древние, начинается новая » Но, на этом интересные задания не закончились, так как в начале урока я поставила цель развитие умения формулировать свою точку зрения.. Критериальное оценивание учениками проводилось на много объективнее, чем это было на первом уроке. Ребята не хотели обидеть друг друга, и поэтому не достаточно объективными были  оценки за  кластеры. После проведенной беседы я им объяснила, что правильное оценивание показывает реальные знания, полученные вами на уроке. И в дальнейшем послышались аргументы и сравнения, которые никак не повлияли на взаимоотношения между ребятами. А мои категоричные парни работали, не покладая рук. Между ними даже возникал спор, кто будет рисовать постер, а кто будет искать и записывать факторы. Я очень была рада таким маленьким, но за то, приятным для меня результатам. И ведь остальные ребята также, заметили большие перемены. Если говорить о «тихих голосах», то они раскрылись только на третьем уроке, так как тема «Великая отечественная война » не могла оставить этих ребят  равнодушными. Так, например, Диас рассказал, о своем дедушке ветеране Великой Отечественной войны, который участвовал в битве за Ленинград. Возможность высказаться помогла Диасу раскрыться, так как в группе он работал не особенно активно. Да и по возрасту Диас был самым младшим учащимся в классе. Чтобы дать возможность, как то проявить себя, я назначила его системным администратором, на что отдельные ученики отреагировали не совсем положительно. Уже на последнем уроке Диас был более уверенным. Свободно общался со сверстниками и в работе группы был идейным вдохновителем.

Рефлексия на уроках истории проводилась в виде « Незаконченного предложения»  Так на последнем уроке обобщения изученного раздела я провела рефлексию следующего характера: « Самым интересным для меня на уроке было…», « Сегодня на уроке мне удалось…». Ребята записали свои предложения так, как применение данной стратегии развивает навыки обобщения, развитие публичной речи. Так, например, учениками были продолжены следующие предложения: «Самым интересным для меня на уроке было то, как учитель подает информацию, понравилась работа, которая проводилась на уроке. Очень плодотворно прошли уроки», и так далее. «Сегодня на уроке мне удалось поработать со своими одноклассниками, сдружиться, чувствовали надежное, дружеское плечо своих сверстников.

Заключительный урок на практике – это повторение II раздела. Учитывая пожелания ребят провести этот урок как то, интереснее  я разработала игры, взятые из модуля «Критическое мышление». Счастью не было предела, такие горящие глаза я не видела на предыдущих уроках. Еще одно задание очень понравилось ученикам – это тестирование на интерактивной доске. На экране был вопрос с четырьмя вариантами ответов, каждая группа называла свой вариант. А правильный ответ выплывал на экране.

В своих отзывах ребята 9 «а» класса написали: « Нам очень понравилась такая форма урока. Наши пожелания – проводить такие уроки по всем предметам. Не думал, что на истории может быть интересно. Хотели бы продолжить работу до конца учебного года».

Такие уроки, на мой взгляд, помогают не только ученикам, но и учителю. Успех обучения  в известной степени зависит и от индивидуально-психологических особенностей учащихся. Всякий здоровый ученик, безусловно, способен к обучению. Основой обучения должно быть не запоминание учениками информации ( хотя это тоже важная задача), которой их в изобилии снабжает учитель, а  активное участие самих учеников в процессе информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно приобретать знания.( Этика и психология К.Жарикбаев,О. Озганбаев, В. Чистов.с.84)

Я полностью согласна с авторами данного учебного пособия и на своих уроках главной целью ставила именно изучение предмета путем самостоятельного поиска и закрепления знаний. На моих уроках не приемлемы приемы зазубривания,  так как это никак не поможет ученику в познании этого сложного предмета. В дальнейшем на практике я буду применять на своих уроках модули, которым нас научили на курсах по «Программе повышения педагогических работников Республики Казахстан»

 

Результаты обучения:

1. Учащиеся на уроках истории разовьют навыки критического мышления.

2. Умения работать в группах.

3. Умение формулировать свою точку зрения.

4.Самостоятельно добывать знания.

5. Укрепят навыки ведения дискуссии и публичной речи.

 

Использованная литература:

К. Жарикбаев, О. Озганбаев, В. Чистов ( 2003) [ Этика и психология ] с. 80-84.

АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (2012) [Руководство для учителя III базовый уровень]

с. 133

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *