Особенности научно-методической службы в условиях инновационной деятельности педагогического коллектива


 Акдаулетова Зинегул Жуламановна
Учитель истории

ГУ «Общеобразовательная средняя школа-гимназия №11 города Актобе»

«Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества».Г.А. Цукерман

 

АННОТАЦИЯ

 

1.                В статье рассматриваются актуальные вопросы развития профессионального мастерства педагогов условиях обновления содержания образования.

Создание научно-методической обеспеченности в  профессиональной подготовки педагогических кадров – как основы в подготовке будущих специалистов.

 

In the article are discuss aspects of student learning in the emerging information and educational environment in the school, where the educational component is the basis for information student learning.

 

Мақала оқытушылардың кәсіби дағдыларын өзекті мәселелерімен дамыту ретінде саналады. Педагогикалық кадрларды дайындау ғылыми-әдістемелік қолдау жасау – болашақ мамандар даярлау үшін негіздерін салу.

 

Ключевые слова: компетентность, актуальность, взаимосотрудничество, профессиональное мастерство, личностно-ориентированное обучение, положительная мотивация, педагогическое творчество, инновационные подходы.

 

 

В современных условиях, когда в образовании реализуется идея модернизации, существенно меняются социальные установки и потребности в области образования, определены новые концептуальные подходы к построению всей системы образования, произошел пересмотр содержания всех компонентов педагогической деятельности. Инновационные процессы стали важными направлениями деятельности образовательных учреждений. В ХХ веке особенностью образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие духовно-нравственной сферы человека, обеспечивающая  образовательным учреждениям и педагогам право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ и внедрение инновационных технологий, усиливается интеграция образования, науки и практики. В этих условиях особую значимость приобретает наличие образовательных  структур, которые могли бы обеспечить высокий профессиональный уровень педагогических кадров, осуществляющих организацию образовательного процесса современного уровня. Актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства педагога, его творческих способностей, позволяющих осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях. Решение многих проблем современного образования зависит от профессиональных качеств педагога, его квалификации и методической подготовки, ведь именно педагог является ведущим субъектом образовательного процесса. Высший смысл пребывания человека в образовательной системе – максимальное раскрытие способностей и воспитанность, проявляющиеся в его реальном поведении. Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творчество потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов определяет особую значимость самообразования при решении проблемы формирования творчески мыслящей личности. Для успешного решения задач образования  необходимо полнее использовать возможности самих субъектов образования. Возникает необходимость перехода от традиционной «знаниевой» парадигмы образования к «компетентностной». Применение знаниевой парадигмы «обросло» с течением времени дополнительными аргументами, обосновывающими ее исключительность как единственного инструмента профессионального образования. К числу этих аргументов относится утверждение о том, что получивший такое, «классическое» образование, легко адаптируется в любой профессиональной области, поскольку будет видеть суть явлений, и после периода некоторой адаптации на рабочем месте, изучения технологических нюансов и проблем, обязательно станет более эффективным и стратегически мыслящим работником, нежели «работник с опытом, но без знания теории». [1]

Переход к таким формам работы, в которых подчеркивается самостоятельность учащегося, означает изменение организации образовательного процесса и новый переход к роли педагога, его ответственности и переосмыслению собственных задач, созданию благоприятных условий для раскрытия его творческого потенциала. Научно-методическая система обеспечения качества обучения направлена на развитие интеллектуальной и продуктивно-профессиональной активности учащегося и позволяет реализовать механизм преобразовательной деятельности через диалектическое взаимодействие её структурных элементов: цель, содержания, средства, результат, а также на системное эффективное взаимодействие всех субъектов педагогической практики. В этом плане основным компонентом системной организации выступает личность педагога как организатора образования. Изменяется его отношение к ученику, к самому себе, к авторитарной власти, права старшего и сильного. Взамен начинает утверждаться позиция демократических взаимодействий, сотрудничества, помощи, сотворчества. [2]

Опыт последних лет по организации научно-методической работы в образовательных учреждениях показывает, что количественное увеличение так называемых «инновационных подходов» происходит в связи с тем, что: осознается необходимость радикальных изменений, которые происходят на всех уровнях управления образованием; появляются  новое содержание и формы научно-методической работы, характеристики образования, такие как вариативность, разноуровневость и др., предопределивших изменение также форм и уровней образования;  растет конкуренция на рынке образовательных услуг; появляются новые проблемы в образовании: уменьшается численность учащихся, ведется реструктуризация образовательных учреждений, наблюдаются разные подходы к определению качества образования, разная практика его оценивания и др.; возрастают требования к уровню образования со стороны разных потребителей образовательных услуг: родителей, общественности, самих учащихся и т.д. развитие сегодня образовательных систем, информационных форм передачи знаний, резко ускоряет процесс построения, ставит под сомнение понятие «законченное образование» и вызывает внимание к заявлявшейся ранее идее о необходимости непрерывного пополнения знаний, о непрерывном повышении квалификации и методическом обеспечении образовательного процесса, особенно актуальной становится проблема приобщения педагогов к педагогическому творчеству, включение его в научно-исследовательскую деятельность. [3]

Современные требования и основные задачи, которые стоят сегодня перед методической службой в образовательных учреждениях заключается в том, чтобы: выявить потребности и запросы педагогических работников в услугах методической службы образовательного учреждения; разработать конкретные меры по обеспечению условий методического взаимодействия педагогических работников; разработать новые содержание и формы научно-методической деятельности в условиях инновационной деятельности педагогического коллектива с учетом запросов педагогических работников; разработать программы развития образовательных учреждений в целях совершенствования их деятельности; отказаться от жестокого централизованного внедрения форм и методов научно-методического обеспечения образовательного процесса и строить их на диагностической основе с учетом интересов и возможностей каждого педагога. Обычно выделяют 4 уровня творчества: 1-й уровень творчества – это уровень элементарного взаимодействия с классом, когда учитель уже способен осуществлять обратную связь и корректировать свои действия в зависимости от её результата, но опирается на опыт других учителей, «методичку», то есть работает по шаблону; 2-й уровень (уровень оптимизации) заключается в способности педагога планировать и осуществлять свою деятельность, умело, подбирая уже известные ему методы и формы обучения, 3-й уровень – эвристический, предполагающий творческие возможности живого общения с учениками. На 4-м уровне, самом высоком уровне творчества, педагог проявляет полную самостоятельность. Он может использовать и готовые приемы педагогической деятельности, но в них уже проявляется его личностная индивидуальность. [4]

Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик выделяют 3 сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное и творческое самочувствие. Деятельность педагога – это деятельность по управлению деятельностью.  «Учитель всегда творит на живом «человеческом материале», – подчеркивает В.А. Кан-Кали, – это предъявляет к его деятельности, – значит сделать освоенную теорию и опыт других работающих достоянием собственной личности». Рассчитывать на то, что педагогическое мастерство разовьется с опытом,  себя не оправдывает.     Замечено, что многолетний опыт работы несет в себе как положительные, так и отрицательные черты. В процессе профессиональной деятельности педагога, как и любого профессионала, наиболее интенсивно развиваются те его качества, которые особенно необходимы в его работе. Становится неизбежным образование стереотипов выполнения  педагогических функций, возникает шаблонность, наступает профессиональная адаптация. [5]

Исходя из положения о том, что деятельность – его активность субъекта по отношению к объекту, вызванная потребностью в изменении последнего, можно сделать вывод о том, что деятельность педагога, направленная на изучение своей профессиональной деятельности и себя как субъекта этой деятельности, обеспечивает возможность управления развитием этой деятельности. Надо только систематически формировать потребности. [6]

Известно, что потребность активизирует человека, стимулирует его поведение на поиск того, что требуется, и поддерживает активность его до тех пор, пока эта потребность не будет полностью удовлетворена. Испытываемая педагогом неудовлетворенность результатами своего труда порождает у него потребность в изменении своей профессиональной деятельности, а осознание причин, порождающих педагогические затруднения, приводит его к поиску путей их решения, способствуя формированию у педагога положительной  мотивации к работе над развитием своего творческого потенциала, к иным формам взаимосотрудничества. Установлено, что если над учителем довлеет необходимость решения задач, поставленных не им, то это сдерживает  творческий потенциал, приводит к формализму, а главное, усвоения знаний, писал известный русский философ Н.А. Бердяев: « Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном и творческом состоянии, и я не мог обнаружить способностей, когда нужно было пассивное усвоение и запоминание, когда процесс шел извне ко мне». Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа над повышением творческого потенциала педагога будет эффективна лишь в том случае, если станет для него личностно значимой, жизненно необходимой, то есть при наличии устойчивой положительной мотивации. [7]

Исследуя особенности педагогической деятельности  педагогов разного возраста, ученые заметили, что педагоги-наставники начинают работать более эффективно, творчески, если в их помощи нуждаются молодые коллеги. Усиление потребности в профессиональном росте в зависимости от возможности реализации своих творческих сил в практической деятельности наблюдал Ю.Н. Кулюткин: «Становится все более очевидным, что именно степень вовлеченности личности в деятельность, и, прежде всего профессиональную, играет решающую роль в формировании личностного смысла образования взрослого человека. Лишь в той мере, в какой взрослый человек получает возможность реализовать себя в системе социально-трудовых отношений, которые определяют его статус, формируется потребность во все  более высоких профессиональных достижениях». Когда творческие потребности педагога связана с интенсивным деловым взаимодействием.  Особенно это касается образовательных учреждений, выбравших стратегию развития. В таких учреждениях увеличивается число коллективных обсуждений педагогических проблем, повышается частота контактов образовательного учреждения с другими организациями. В этих условиях особенно важным становится выбор технологий взаимодействия между участниками образовательного процесса. Необходимы новые способы взаимодействия.  В системе научно-методической работы используются различные виды объединений педагогов для выработки совместных решений по вопросам совершенствования педагогической деятельности. Однако  будет не лишним указать, что зачастую, управленцы и методические работники не владеют современными методами ведения деловых совещаний, ведущими из которых в образовательном учреждении являются педагогический и методический советы.  Эти совещания превращаются для педагогов в простую формальность – «поприсутствовать» на скучном, но обязательном мероприятии. Изменив обычный формат этих деловых совещаний, превратив их в интерактивные «живые» обсуждения  насущных проблем, можно добиться, как показывает практика, положительных результатов. Деловое совещание с применением активных форм организованного группового взаимодействия в настоящее время признается в качестве одного из самых эффективных  видов принятия группового решения. От руководителя, проводящего деловые встречи в коллективе в интерактивном режиме, требуются специальные умения: владение методом группового интервью,  экспресс-опроса, высокая контактность, доброжелательность, открытость. Содержание и средства делового общения влияют на изменение психологического климата и всей организационной культуры образовательного учреждения. [8]

Основной педагогический результат научно-методической системы предполагается как эффективные организационно-педагогические условия для формирования коллектива инновационного типа , обеспечивающего качество образовательного процесса через комплексное научно-методическое обеспечение процесса обучения и педагогическое сотрудничество ученых, педагогов-теоретиков, педагогов-практиков и творческой молодежи, проявившей интерес в проектно-исследовательской деятельности. Особенно актуальным это является сейчас в ситуации перехода к постиндустриальному, информационному обществу. В этой связи появляется острая потребность создавать эффективные условия для обеспечения инновационного характера образовательного процесса. [9]

Таким образом, направление модернизации образования по созданию научно-методического обеспечения профессиональной подготовки педагогических кадров можно  считать одним из ключевых на сегодняшнем этапе развития отечественной системы образования. Технологии организации делового общения и коллективного принятия управленческих решений вызывают неподдельный интерес в образовательных учреждениях, заявивших о своем инновационном развитии, и могут стать одной из отправленных точек для преобразовательной деятельности образовательного учреждения в направлении создания наиболее благоприятных условий для повышения творческого потенциала педагогов.

 

Список литературы:

 

1.      Барабашев А.Г., Пархоменко С.А. Professional education for civil servants in Russia

В кн.: Public Administration and Public Policy Degree Programmes in Europe: The Road from Bolognia, 2008.

2.      Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал “Эйдос”. 2006. 5мая

3.      Щедровицкий Г.П.. Избранные труды. М., Школа культурной политики, 1995.

4.      Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика, 2003. — № 10. — С. 8-14.

5.      Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1987

6.      Леонтъев А.А. Педагогика и психология. М., 2010

7.      Гершунский, Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? / Б.С. Гершунский // Педагогика. — 2001. — № 10. — С. 3-12

8.      Перегудов, Ф.И. Системная деятельность и образование / Ф.И. Перегудов. — М., 1995. — 101 с.

9.      Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУМП, 2002. – 48 с.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *