Открытый урок по познанию мира «Органы пищеварения и их работа»


Артёмова Галина Владимировна

г. Павлодар ГУ «Средняя общеобразовательная профильная школа №36

экологической направленности города Павлодара»

учитель начальных классов

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися  понятия «пищеварительная система», её значение в жизни человека и особенностей строения»

Задачи:

Образовательные:

1.Обеспечение усвоение следующих знаний:

а) органы пищеварения, здоровое питание;

б ) функции органов пищеварения.

2 Формирование специальных знаний по предмету.

3 Формирование общеучебных навыков:

а) работа с текстом;

б) планирование учебных действий;

в) формирование навыков взаимоконтроля и самоконтроля.

Развивающие:

1 В целях развития у школьников умения выделять главное , существенное в изучаемом материале обеспечить в ходе урока:

а) формирование умения сравнивать;

б) формирование умения обобщать.

2.В целях развития речи обеспечить работу в группах, парах.

Воспитательные:

1 Понимание важности приобретаемых  знаний.

2 В целях профилактики утомляемости обеспечить чередование устных и письменных заданий.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование: учебник по ПМ 3 класс «Алматы китап», интерактивная доска, слайдовая презентация, карточки по КОЗ, тест , памятка о правилах питания, карточки- схемы.

      Ход урока

1 Организационный момент.( зафиксировать время)

Весёлый прозвенел звонок!

Мы начинаем наш урок.  Давайте поприветствуем гостей.

Мотивация

– Девиз нашего урока- «Хочу всё знать!» слайд1

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Сл.учителя: Сегодня у нас необычный урок , вы будете в роли исследователей, работа трудная, но интересная, поэтому пожмите друг другу руки и пожелайте успехов. Мы открываем научно-творческую лабораторию.

Мы с вами будем придерживаться этапов нашей творческой  лаборатории.

Этапы лаборатории:

  1. Постановка задач.
  2. Наблюдение.
  3. Теория.
  4. Исследование.
  5. Составление памятки.

Оценивать свою работу вам надо самостоятельно в оценочных листах.

2 Актуализация опорных знаний.

Проверка изученного, тест « Органы дыхания и кровообращения».

Пред вами лежат тесты. Вам надо прочитать, обвести букву рядом с правильным ответом. Выписать буквы правильных ответов в одну строчку под тестом.

Тест по теме « Органы дыхания и кровообращения»

  1. Где находится сердце?

П) В левой части грудной клетки

К) В правой части грудной клетки

С) В мышцах

  1. Какой величины сердце?

Е) С тетрадную страницу

И) С кулак

Ю) С воздушный шар

  1. Как работает сердце?

Ф) Как трактор

Т) Как насос

Ш) Как автобус

  1. Без чего человек не может прожить более 2-х минут?

О) Без еды

А) Без воздуха

У) Без воды

  1. Куда поступает воздух во время дыхания?

Н) В легкие

Л) В сердце

М) В голову

  1. Где расположены легкие?

Е) В сердце

И) В грудной клетке

Ю) В спинном мозге

  1. В каком помещении человек легко дышит?

Ю) В красивом

Е) В проветренном

Я) В большом

Ключевое слово «Питание»

Какое слово получилось?

Давайте проверим. Пожалуйста,….., подойди к доске, ты- эксперт по этому вопросу.(надеваю шляпу эксперта)

Ученик выстраивает слово ПИТАНИЕ.

Поднимите руку те дети, которые получили это слово. Взяли в руки оценочные листы. Оцените свою работу, за каждую правильную букву 1 балл

 Это одно из ключевых слов нашего урока.

Как вы думаете «Питание» важная функция в жизни человека? (Да)

Что в организме человека отвечает за питание? ( ответы уч-ся)

Всё верно, а как это называется одним словом?

3 Знакомство с новой темой.

Выход на слово Пищеварение.

Тема :«Органы пищеварения и их работа»

Сл уч. Откройте тетради и запишите тему нашего урока. Далее мы работаем по карточкам.

Раз у нас творческая лаборатория, то исходя из темы сформулируйте задачи урока. (ответы фронт)

Если всё обобщить, то давайте выделим две задачи.

Задачи:

1Получить представление об органах пищеварения;

2 Узнать правила правильного питания.

С первым этапом работы творческой лаборатории, постановкой задач , мы справились.

Продолжаем. Древним мудрецам принадлежат слова : «Мы едим для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть»

А как вы думаете, зачем человек ест? Без пищи человек не может жить,

Наблюдение.

Приступаем к наблюдениям. Знакомство с пищеварительной системой.

Где же происходит процесс пищеварения? Оказывается, он начинается ещё до того, как пища попадает в рот.

Кто любит лимон? …. Будете есть  лимон, а вы понаблюдайте за своими ощущениями. ( ответы уч-ся)

Вы все заметили, что во рту началось выделение слюны. Это и есть начало процесса пищеварения. Ваш организм настроился на приём пищи.

Что же будет дальше с пищей в нашем организме?

 И какие органы  принимают участие  в процессе переработки пищи в нашем организме? Об этом вы узнаете сами из теории.

Перейдём к теоретическому материалу. Возьмите голубые карточка, на которых я распечатала необходимый вам для работы  материал по вариантам  1 и 2 вариант.

Возьмите в руки карандаш, прочитайте текст и выделите в нём ключевые – главные слова.

Работа в паре с применением методики КСО ВПТ.

Проверяем по ключу.

1 вариант ваши ключевые слова какие?

( ответы детей)

Давайте проверим по ключу на доске: (проговариваем все)

1 Ротовая полость

2 Глотка

3 Пищевод

4 Желудок

5 Печень

6 Кишечник

7 Прямая кишка.

Учитель: Обобщите, назовите это одним словосочетанием.

Пожалуйста, к доске эксперт. ( ребёнок выводит словосочетание «органы пищеварения»

Учит: 2 вариант, а ваши какие опорные слова? ( ответы детей).

  • органы пищеварения извлекают из продуктов питательные вещества;
  • Способствуют росту и правильному развитию организма .

Пожалуйста, эксперт со 2-го варианта подойди к доске и обобщи, как называются эти действия органов пищеварения?

( ребёнок выводит «функции пищеварения»). Так же дети второго варианта могут обратить внимание на понятие « разнообразная пища». Об этом мы будем говорить чуть позже.

Возьмите оценочные листы. Если понятия, которые вы выделили, совпадают с ключом, то ставьте 8 баллов. За каждый правильный ответ 1 балл.

Работа в паре. Проговорите друг другу, полученную и прочитанную вами информацию.( КСО ВТП)

Первый вариант : ротовая полость- глотка- пищевод- желудок- печень- тонкая кишка- толстая кишка- это органы пищеварения.

Второй вариант: питательные вещества – рост и правильное развитие организма- разнообразная пища- усвоение питательных веществ- это функции пищеварительной системы.

4 Физ. Минутка                                                   

А теперь самое время для весёлой физ.минутки.

Быть здоровым, смелым, сильным

Нам помогут витамины.

В руки яблоко берём и жуём,

жуём, жуём.

А потом грызём морковку,

Чтоб быть быстрым,

Бодрым ловким.

5 Отработка темы.

Работа в группе. Рассмотрите карточки- схемы и посоветуйтесь в группах. Обозначьте  органы пищеварения на картинках, расставьте в правильном порядке числа.

Работа с интерактивной доской . Пожалуйста, следующим экспертом по данному вопросу будут  по 1  представителю от группы. ( ответы детей)

Эксперты расставляют «органы пищеварения» и рассказывают  «путешествие пищи».

  1. Ротовая полость
  2. Глотка
  3. Пищевод
  4. Желудок
  5. печень
  6. кишечник
  7.  прямая кишка.

1

Сл. уч. Как вы думаете с первой задачей нашей лаборатории мы справились? (Да)

Теперь переходим ко второй задаче «Узнать правила правильного питания»

И поможет нам в этом Врач- диетолог. Давайте поприветствуем его

Врач- диетолог: Я  специалист, занимающийся организацией правильного питания. Ко мне на приём приходят люди, которым надо помочь правильно составить диету полезную для здоровья. Все мы питаемся правильно или неправильно . От этого много зависит. Мудрецы прошлого предупреждали: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье , только тогда,  когда его уже нет». Прислушайтесь к  этим словам и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можем позаботиться только мы сами. Я дарю вам памятки правильного питания. Мне надо уходить. Желаю вам здоровья!

Учитель: Дорогой, доктор …,  предложи эти памятки здорового питания   нашим гостям. Пусть они будут здоровы и счастливы.

Врач- диетолог: Здоровья вам, уважаемое жюри! Мне надо уходить. Желаю всем  здоровья!

Учитель: Спасибо уважаемый доктор, а мы сами попытаемся составить правила правильного питания. Для этого вы самостоятельно поработаете с заданием.

КОЗ.                                                                                     

Ключевая компетентность: регулятивная.

Аспект: умение составлять правила питания.

Стимул: здоровый образ жизни.

Карточка.

Стимул: Представь, что ты врач-диетолог. Ты решил(а) составить правила правильного питания для школьников.

Задачная формулировка: Прочитай правила питания. Вычеркни лишнее. Это тебе поможет в составлении памятки по правильному питанию для первоклассников.

Источник информации:

1 Нужно есть разнообразную пищу.

2 Если хочешь – ешь пельмени, хоть целый месяц.

3 В твоём рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.

4 Мучного и сладкого надо есть поменьше.

5 Не надо есть много жареного, копчёного, солёного, острого.

6 Нужно стараться есть в одно и то же время.

7 Жареная, копчёная, солёная, острая пища может быть вкусной. Ешь её побольше.

8 Утром перед школой надо обязательно завтракать.

9 Перед школой утром поспи подольше, можно инее завтракать.

10 Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.

11 Перед сном покушай плотно.

Бланк .                                                                               

Инструмент проверки: ключ . 1-1

2-4

3-  5

4- 6

5- 8

6- 10

За каждый правильный ответ 1 балл. Оцените свою работу в оценочном листе.

А вот эти правила вам предложил врач-диетолог. Прочитаем ещё раз эти правила.

Учитель:  Вернёмся к нашей второй задаче. Справились с заданием? (Да)

6 Итог.

Учитель: Работа нашей лаборатории подходит к концу.  Давайте оценим свою работу. Возьмите оценочные листы и поставьте себе оценку за урок по количеству баллов. (оценивание)

Подведём итоги:

1Из каких органов состоит пищеварительная система?

2 Важно ли правильно питаться?

7 Рефлексия.

Хорошо, тогда поиграем. Игра «Вредные и полезные продукты».

Если полезный продукт- хлопаем в ладоши, вредный – топаем ногами.

«Апельсины, гамбургеры, сыр, шоколад, рыба, чипсы, яйца, жевательная резинка, соки, энергетические напитки, каши…» Спасибо!

8 Домашнее задание:

Откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник стр. 34-35., найди пословицы о питании, составь кроссворд «Овощи и фрукты», «Витамины»

Учитель: Помните ребята, здоровье и ваше хорошее настроение во многом зависит от правильного питания.

Желаю всем здоровья и хорошего настроения!   

Оценочный лист

Тест по теме

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *