Влияние использования информационно –коммуникационных технологий в профессиональном развитии педагогов повышении качества знаний учащихся и развитие функциональной граммотности на уроках химии и биологии


Федорова Наталья Владимировна
Учитель химии и биологии
КГУ “Средняя общеобразовательная школа №32”  г. Караганда

Современный век – век высоких компьютерных технологий. Меняется парадигма образования и следовательно и меняются цели и задачи, стоящие перед образованием. Основной целью образования является всестороннее развитие личности ученика. Что необходимо современному молодому человеку, выпускнику школы для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни?  Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в современном мире, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду

Формированию все сторонне развитой и конкурентно способной личности и в полной мере способствует повышение качества образования через совершенствование системы преподавания, главной частью  которого является урок.  Какие приемы, технологии необходимо использовать  на уроках химии и биологии, чтоб мои учащиеся могли их успешно применять?

Важной задачей, стоящих перед образованием,  является овладение информацио-коммуникационными технологиями для формирования работы с информацией. Поэтому учителю необходимо организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся использовали в качестве источников информации не только ученики химии и биологии, но  электронные средства, в первую очередь глобальные сети Интернет. Применение данной технологии на уроке способствуюет не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению химии и биологии. Поэтому, идя в ногу со временем, я стараюсь как можно глубже внедрять информационные технологии в преподавание химии и биологии.

В век инноваций использование ИКТ стало повседневной  необходимостью. В  школе, где я работаю хорошая материальная база, кабинеты химии и биологии  оснащены интерактивной доской и другим интерактивным оборудованием. На уроках ребята имеют возможность пользоваться планшетами , телефонами со свободным доступом к интернету.  Каждую тему я сопровождаю презентацией, которая наглядно показывает новый материал и дает возможность лучшему восприятию информации именно детям, у которых лучше развито визуальное восприятие информации, использую видеоролики. Ведь согласно «Пирамиде обучения» Бефеля  20% информации усваивается учащимися через аудио-визуальное восприятие.

Труд учителя в  школе требует от учителя творчества, профессионализма и компетентности. Современный учитель, обладая только предметными знаниями, еще не может считаться компетентным, потому что знания предмета еще не обеспечивают успешности в постижении данного предмета учениками. Учитель должен стремиться к взаимосвязи  между теоретическими и практическими знаниями . Я преподаю химию и биологию и  убеждена в том что мне  необходимо не только знать свой предмет но то как его преподавать, обладать глубокими педагогическими знаниями , которые позволят мне понимать процессы усвоения знаний , формировать навыки учащихся , а так же развивать их умственные способности и способствовать формированию положительного эмоционального настроя.

На современном этапе развития общества наблюдается сильное влияние на него  компьютерных технологий, которые обеспечивают более быстрое распространение информации. Переход к информационному обществу ставит перед педагогами особую задачу воспитать всесторонне развитую личность, свободно владеющую информационно-коммуникационными технологиями. И встает вопрос , как можно воспитать такую личность? Конечно же если учитель сам владеет данными технологиями и основная задача педагогов постоянно совершенствоваться, саморазвиваться и самообразовываться. Школа должна адаптироваться к информационному веку, так как процесс информатизации стремительно движется вперед. В школьном образовании нашей республики Казахстан очевидна и необходимость применения информационных компьютерных технологий. Этот процесс обусловлен изменением запросов социума и внутренними потребностями системы образования. В настоящее время в Казахстанском образовании идет процесс перехода к стандартам нового поколения , в котором большая роль отводится именно компетентности учителя в области информационно –коммуникационных технологий.

Знания учащихся приобретенные посредством традиционной педагогики основаны на трансляции готовых знаний,  приводят к тому, что учащиеся получают готовые знания и происходит механическое запоминание и поверхностное обучение. Так как учителям, работающим в малокомплектных школах,  приходится работать одновременно с несколькими разновозрастными группами, то применение в своей практике информационно-коммуникационные технологии позволят облегчить работу и охватить всех учащихся.

Деятельность учителя в современной школе направлена на обеспечение качества образования и в ней можно выделить три основных компонента:

1.      содержательный (чему учить?), то есть учитель обязан знать содержание предмета, уметь  производить  отбор содержания, освоевать новых образовательные программы, участвовать в проектной деятельности;

2.      деятельностный (как учить?), обладать педагогическими знаниями и внедрять  современные образовательные технологии, в т.ч. ИКТ;

3.      процессуальный как организовать педагогическое взаимодействие между учителем и учащимися.

Главным содержательным компонентом  в современной школе является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного, использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, которые позволят им приспособиться в современном мире.

Использование групповой работы,  с применением ноутбуков, на которых предложить ученикам, какие,  то задания или во время объяснения нового материала в классах, где отсутствует интерактивная доска можно показывать презентации, видеофрагменты, на уроках химии можно использовать виртуальную лабораторию, чтоб показать химические опыты, которые нет возможности у учителя для того,  чтоб провести в классе. Любое учебное занятие необходимо начинать с психологического настроя, чтоб урок был успешен важно знать,  какое настроение дети испытывают на уроке учитель должен стремиться создать коллаборативную среду, в этом так же ему поможет применение  различных видеоразминок.

Как можно использовать ИКТ на различных  уроках

Тип урока
Варианты использования ИКТ на различных этапах урока
Урок усвоения новых знаний
На данном уроке может быть использована  электронная презентация (разработано большое количество по химии и биологии),  ЦОР (аудио и видеофрагменты) образовательного портала e-leaning, видеоресурсов и презентационного материала с портала bilimland, В кабинетах химии и биологии имеется большая методическая копилка составленных флипчартов .
В течении урока различные видеоразминки. На этапе закрепления работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестирующими  программами.
Урок усвоения навыков и умений – лабораторная работа
Использование  презентации, флипчарта или  ЦОР  (видеофрагменты), использование интернет ресурсов
Практическая работа: виртуальная лабораторная работа http://www.virtulab.net по химии и биологии.
Урок  усвоения навыков и умений – исследовательская работа
Использование Flash-анимаций решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации в сети интернет.
Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия
Виртуальное путешествие по странам при изучении темы по химии «Металлургия» ид темы «Металлы» , музеям http://www.tarassova.com/zoo-msu -Зоологический музей,г.Москва, заповедникам и т.д.
Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии
Урок обобщения, систематизации
Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).
Урок контроля и коррекции
Тестовые программы, электронные дидактические материалы. Использование тестирующих устройств
Проектная деятельность
Поиск и сбор информации с различных интернет ресурсов, использование https://ru.wikipedia.org и других сайтов.
Для того чтобы использовать данную ИКТ технологию на уроках, учитель должен сам постоянно саморазвиваться и быть открытым для всего нового. Для того чтобы в школе шло успешное внедрение данной технологии необходимо развитие информационной компетентности педагогов, которая будет способствовать развитию информационной компетентности учащихся:

·         реализации межпредметных с другими редметами;

·         развитию и повышению учебной мотивации;

·         активизации познавательной деятельности учащихся и активное вовлечение в образовательный процесс каждого учащегося;

·         развитию способности к самостоятельной работе;

·         развитию навыков работы в больших и малых группах;

·         создание коллаборативной среды на уроках;

·         способствует внедрению и развитию оцениявания для обучения;

·         укреплению веры ученика в свои силы [1]

Согласно утверждениям Кёллера и Мишры, если новая технология должна быть способной к трансформации в сторону улучшения обучения, то процесс планирования должен включать интеграцию специфических знаний предмета с пониманием того, как эти знания постигаются учениками [2, с.61]. когда учитель обладает предметными, педагогическими и технологическими знаниями то его можно считать профессионалом высокого уровня.

Что же еще может учитель использовать на своих уроках? Это:

1.      Использование обучающих программ на CD.  На уроках я использую электронные учебники, видеофильмы, пошаговые анимации, которые позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии, поэтому – это важнейшие средства иллюстрации объяснения учителя на уроках химии и биологии.

2.      Использование ресурсов сети Интернет. Большой интерес вызывает у учащихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке.

3.      Использование презентаций. Использование презентаций составленных учителем, самими учащимися, а также  использование готовых из интернет источников.

4.      Создание подкаста. Возможность прослушивания подкаста созданного совместно с учениками на web-сайтах, а так же позволяет развитию навыков работы в команде, практиковать навыки разговорной речи, совершенствовать навыки грамотности.

Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований  следует алгоритму [3]:

1.      Изучить программу и требования Государственного стандарта, сформулировать цели и задачи урока

2.      Оценить технические возможности (наличие оборудования, режим работы кабинета информатики и т.п.).

3.      Подобрать имеющиеся ЦОР в соответствии с целями и задачами урока.

4.      До урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить краткосрочный план урока.

Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени,  снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.

На своих уроках я постоянно использую данную технологию. На пример в 7 классе ри изучении темы «Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.» в течении всего урока происходило внедрение модуля «Использование информационно-коммуникационных технологий». В начале урока для создания каллоборативной среды была проведена веселая физминутка https://www.youtube.com/watch?v=-ym88MnQ0sQ. На протяжении всего урока использовались различные виды работы с применением ИКТ. При опросе домашнего задания были разработаны вопросы тестирования с применением презентации, которая позволила сократить время  и способствовало процессу саморегулируемого обучения, взаимопроверка тестовых работ. А ученица с повышенной степенью мотивации к предмету биология проходила онлайн тестирование http://samsdam.net/biology/00104.php

На своих уроках я часто использую работу в группах, что позволяет развивать у учащихся коммуникационные навыки и способность работы в команде. При данном виде работы возможно использование ноутбуков на которых учащиеся сами в течении какого то времени могут создать презентации. В 7 классе при изучении ранее указанной темы, каждая группа создавала презентацию и 4-5 слайдов по темам: «Древние виды наземных пресмыкающихся», «Древние виды пресмыкающихся обитающих в воде», «Древние виды летающих пресмыкающихся», «Причины вымирания».  Полученные работы носили познавательный , описательный характер, учащиеся активно были включены в процесс подготовки и самой презентации и спикера.

На уроках химии возможно использование флипчартов, в кабинете имеется хорошая база. При изучении темы «Кальций» мной был разработан флипчарт с примнением различных эффектов, тестирующих устройств, что позволило сделать урок интересный, познавательным и повышает интерес учащихся к предмету. И на уроках химии и биологии постоянно используется богатый видеоматериал, ЦОРы образовательной системы e-Learning https://e.edu.kz , которые позволяют обоготить учебный материал и сделать его доступный, понятным и интересны.

XXI век –это время перемен, время когда меняется все –традиции и обычаи, ценности и приоритеты, меняется современное общество и следовательно меняются и требования к выпускникам современной школы.  В настоящее время необходимо прежде всего учителю изменить свое отношение к методике преподования химии и биологии. На современном этапе развития общества уже недостаточно научить ученика выполнять задания по алгоритму, решить типовые задачи, действовать по подобию, знания полученные учащимися в данном случае усваиваются непрочно, в данном случае имеет место простое механическое запоминание. Согласно утверждениям Стронга, учитель является стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников[1]и значит перед современным учителям стоят такие задачи, как:

·         Организовать деятельность учащихся направленную на развитие функциональной грамотности и формирование практико –ориентированных знаний и умений.

·         Научить учащихся не заучивать материал, а думать логически, анализировать, обосновывать и доказывать свои решения.

·         Уметь отстаивать свою точку зрения, мыслить масштабно, применять полученые знания на практике, вне школы.

Процесс решения поставленных задач очень сложный и требует особого внимания и усилий как со стороны педагога так и со стороны учащихся. Для этого я как учитель биологии и химии включаю в содержание уроков задания направленные на формирование у учащихся не только общеучебных знаний и навыков, но и на развитие у учащихся способности применять полученные знания по химии и биологии в нестандартных ситуациях.

Развитию функциональной грамотности способствует и использование ИКТ на уроках и его необходимо начинать с начальной школы и продолжать в течении всего этапа обучения в стенах школы.Ученик в школе, особенно старшеклассник, должен владеть приемами исследовательской деятельности, использовать и анализировать различные источники информации. Я считаю, что успешное выполнение большинства заданий по химии и биологии напрямую связано с умением учащихся читать учебный материал и применять его, выделять только те факты, которые необходимы для ответа на конкретный вопрос. Развитие естественнонаучной грамотности способствет развитию общеучебных умений и навыков «учиться для жизни», выходить за пределы учебных ситуаций.

Формирование заний процесс сложный, который осуществляется различными методами и приемами. Мне бы хотелось предложить примеры заданий, которые могут быть использованиы на уроках химии и биологии и способствовать развитию функциональной грамотности у учащихся.

Химия 8 класс, тема «Озон»:

1.      В стратосфере на высоте 25 км находится слой озана О3, который защищает Землю от пагубного ультрофиолетового излучения Солнца. Если бы не озоновый слой Земли, то фотоны большой энергии достигли поверхности и уничтожили бы все живое. Учеными было посчитано что на каждого жителя города в среднем приходится 150 моль озона, сколько молекул и какова масса данного газа приходится на одного жителя Караганды?

Химия 11 класс, тема «Природный газ»:

2.      Некоторые крупные месторождения газа в Казахстане содержат по мимо основного компанента –метана, еще и сероводород. Данная примесь, с одной стороны опасна, потому что вызывает коррозию трубопроводов и перекачивающей аппаратуры, при его сгорании образуется оксид серы (IV) загрязняющий окружающую среду (написать уравнение реакции). С другой стороны сероводород довольно ценное сырье для химической промышленности, из которого можно получить серную кислоту (приведите уравнения реакций). Предложите рациональные способы очистки природного газа от сероводорода.

Химия 9класс, тема « Подгруппа азота»:

3.      Атмосфера планеты Земля –неисчерпаемый резервуар азота, который является незаменимым биолеггым элементом входящим в состав белков и нуклеиновых кислот. Основная часть живых организмов не может использовать данный атмосферный азот, потому что он должен быть связан в химические соединения. В природе существуют азотофиксирующие бактерии живущие в симбиозе с одним из семейств растений, которые способны фиксировать и превращать азот из атмосферного в доступную для растений форму. Клевер является представителем данного семейства (укажите его) и может накапливать до 150-160 кг/га азота. Какой объём воздуха содержит такую массу азота? Расчитайте какую массу 20 % аммиачной селитры необходимо взять, чтоб заменить 1га клевера накопившего за сезон 100кг/га азота.

Данные задания можно использовать и науроках и как домашнее задание.

При обобщении материала также использую задания:

Химия 9 класс:

4.      Накопление в атмосфере Земли углекислого газа приводит к парниковому эффекту, ежегодно температура повышается на 2 градуса. Какой объем CO2  попадает в атмосферу при сжигании полиэтиленовой пленки, содержащей 200 г полиэтилена? Но растения на планете поглощают углекислый газ и под действием ультрафиолетового излучения синтезируют глюкозу выделяя кислород. Сахарная свекла в Казахстане является главным сырьем для производства сахара. Какой объем углекислого газа усвоили зеленые листья данного растения, если было получено 200г сахарозы, из которой можно изготовить 10 конфет каждая из которых содержит 10г сахара?

На уроках биологии я использую задания следующего плана:

1.      Какие утверждения верны:

·         Все живые организмы дышат.

·         Дышать только животные.

·         Жабрами дышать только рыбы.

·         Одноклеточные дышать всей поверхностью тела.

·         Чечевички –органы дыхания растений.

·         Газообмен в листьях происходит через устьица.

2.      Найдите в тексте ключевые слова: « Любой вегетативный побег состоит из осевой части – стебля, имеющего цилиндрическую форму и лстьев , сидящих на оси. Ни стебель без листьев ни листья без стебля образоваться не могут.»

3.      Дополните таблицу, отметив знаком + наличие у животного соответствующей части тела:

Органоид
Одноклеточные
Амеба обыкновенная
Эвглена зеленая
Инфузория туфелька
Оболочка

Цитоплазма

Ядро

Ложноножки

Жгутики

Реснички

Хлоропласты

4.      Известно, что заболевание гемофилия связана с нарушением свертываемости крови. Люди, страдающие данным заболеванием могут умереть при чрезмерной  потере крови. Определите меры профилактики потери крови …

5.      Обоснуйте с научной точки зрения:

·         Почему опасна примесь угарного газа в воздухе?

·         Почему вредно находиться в прокуренной комнате?

·         У альпинистов на большой высоте начинается головокружение, слабость, иногда потеря сознания – наступает «горная болезнь». Почему?

·         Почему при появлении насморка изменяется голос?
В заключении хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс  делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда». Использование в школьной практике электронно- методических материалов эффективно, так как :

1. Происходит реализация целей современного образования.

2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся.

3.Ррасширяется  возможность доступа учащихся к образовательной информации;

4. Совершенствуются формы и методы обучения, воспитания;

5. У учащихся формируются  умения самостоятельно приобретать знания.

6. Происходит развитие  интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

7. Происходит процесс наработки и накопления учителем учебного материала, что освобождает от трудоемкой и рутинной работы при подготовке к учебным занятиям.

 

Литература.

[1]  -Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. – Волгоград, 2007.

[2] – Руководство для учителя. Третий базовый уровень. Третье издание. –АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. -61с.

[3] -Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – Москва.: Бином, 2005.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *