«Использование современных методов обучения на скрипке (игра под фонограмму)»


Юрченко Марина Анатольевна
Преподаватель класса скрипка
Детская музыкальная школа Зеленовского РОО с.Дарьинское

В настоящее время в образовании  происходит обновление учебных планов, программ. Наши условия жизни диктуют новые требования к процессу обучения и его методикам.

Как следствие возникает необходимость в соответствующей времени и учебным запросам методической и учебной литературе, новых формах обучения.                                                                                                                                                                    В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму . Скрипка  раскрылась с новой стороны, о чем свидетельствуют выступления Жамили Серкебаевой. Это послужило популяризации инструмента. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс скрипки, чтобы играть «как Жамиля».

Все вышесказанное поставило перед педагогами задачу как познакомить учащихся с качественными образцами эстрадной музыки, развивая музыкальный вкус, раскрывая творческий потенциал. Такой репертуар, несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса, а также показывает, что баян и аккордеон не отжившие свой век инструменты, они способны занять свое место в современном звучании музыки и сочетаться с современными стилями и направлениями. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте.

«Игра под фонограмму», имеет определенные задачи. К ним относится:

1) применение на практике знаний и навыков, полученных на уроках специальности;

2) развитие музыкального слуха, вкуса;

3) воспитание исполнительской дисциплины;

4) развитие внимания при исполнении;

5) точность в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике;

6) знакомство с лучшими образцами эстрадной музыки;

7) воспитание самостоятельности;

8) развитие чувства  ответственности и   качества  разучивания  своей  партии

Работа с фонограммой имеет ряд трудностей и особенностей, которые нужно знать и изучать.

Так, первая трудность, с которой приходится сталкиваться ученику- то, что «фонограмма не останавливается и не ждет». Ребенок, приученный к тому, что опытный концертмейстер всегда прикроет  и поймает, при  первой попытке не может сыграть произведение целиком под электронный аккомпанемент. Поэтому текст должен быть выучен безукоризненно наизусть и ребенок должен очень точно ориентироваться в нотах, чтобы суметь подхватить с любого места. Иногда, даже необходимо проследить за фонограммой пальцем по нотам.

Следующее правило игры под фонограмму – слушание во время игры соло  партии баса и ударника. Для лучшего результата можно прохлопать партию соло, добиваясь, чтобы сильные доли совпадали с фонограммой.

Звукоизвлечение  должно быть четким, конкретным и плотным. Преобладание коротких штрихов, которые должны быть взяты  «со струны». Умение зацепить струну особенно в первые годы обучения  представляют особую трудность, но без правильного исполнения акцентов игра под фонограмму  производит впечатление непрофессиональной.

Вибрация должна быть тщательно продумана в зависимости от характера произведения. В исполнении под минусовую фонограмму чаще всего используется акцентная вибрация – начало вместе с движением смычка. Широкую вибрацию нужно использовать с осторожностью, так она при наложении фонограммы создает ощущение грязной интонации. В таком случае иногда  лучше отказаться от вибрации совсем.

Чистая интонация занимает бесспорное место при игре с фонограммой. Фальшие звуки могут испортить все впечатление об игре и произведении в целом.

В старших классах можно использовать в качестве средств выразительности глиссандо, своеобразные «подъезды». Динамика должна соответствовать динамике фонограммы.

Все эти особенности нужно учитывать, приступая к изучению нового произведения.

Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте), второй – игра под фонограмму соло (репертуар усложняется), третий этап заключался в обучении игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения , когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию). Формировать ансамбли можно из учеников одного класса .  На каждом этапе важно научить ребенка создавать звуковой музыкальный образ посредством метроритма, динамики, темпа, тембра, гармонии, фактуры.

Проведя диагностику, мы определили, что игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид музицирования вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, ребенок приобщается к творческому процессу. Мы считаем, что играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.

Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.

Приступая к работе над произведением нужно определить характер его музыкального содержания, форму, прослушать (при наличии) полностью звучание произведения, затем фонограмму, следя по нотам, отмечая все вступления.

При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения. Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст, играть в нужном темпе, с динамическими оттенками, штрихами и т.д. Опыт показывает, что на начальном этапе работы возможно исполнение партии аккомпанемента педагогом.

Одним из важных компонентов является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.

В исполнении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он будет играть, попасть в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с фонограммой.

Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, т.е. точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участниками ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедления, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, т.к. нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.

Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.

А также является хорошей формой для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением на скрипке  под аккомпанемент целого оркестра, звучащим наиболее ярко, полно, красочно.

Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений. Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива. К тому же в наше время это еще и хороший способ зарабатывания денег, что немало важно для начинающего музыканта.

Такой вид работы, как игра под фонограмму, расширяет творческие возможности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

Популярная музыка часто бывает намного легче, чем классическая. Иногда нарисовать картинку тремя красками  намного сложнее, чем используя всю палитру. Просто необходимо помнить, что в основе успешной интерпретации легкой музыки лежит моделирование позитивного состояния. Она должна быть яркой, красивой и приятной, дарить радость, как слушателям, так и самому исполнителю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *