Статья «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через предметно – развивающую среду»


Евсейчик Светлана Владимировна

учитель КПП «Нежинской средней школы»

Для удовлетворения своих потребностей ребенку необходимо пространство, то есть среда, которую он воспринимает в определенный момент своего развития. Окружающая среда, в процессе развития ребенка, не только определит условия его существования, но и составит основу формирования потребностей.

Современный детский сад – место, где ребенок накапливает опыт широко эмоционального практического взаимодействия. Накапливает он его со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Каждый компонент развивающей среды образовательного учреждения способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов, новых видов деятельности. Организация предметно-развивающей среды в детском саду формирует у детей активное познавательное отношение к окружающему миру предметов, людей, природы и конечно развитию речи [1]. Особое внимание необходимо уделять предметной среде и прежде всего ее развивающему характеру. Важной задачей педагога является обогащение среды таким элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Предметно-пространственная развивающая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых особенностей и интересов. Конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное занятие.

Непременными условиями построения развивающей предметно-пространственной среды являются реализующие идеи развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком. Осуществление идей развивающего обучения возможно только на основе лично-ориентированной модели. То есть взрослый в общении с детьми должен придерживаться правила «Делать всё вместе!»

Важным аспектом развития речи детей считается взаимодействие с окружающей средой, когда ребенок не только познает свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого, является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации.

Насыщая групповое пространство, педагог должен заботиться о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность [2].

Таким образом, от функциональной эффективности, иррациональной организации, пространственно-предметной развивающей среды зависит желание ребёнка учиться и развиваться дальше.

Литература

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года N 319-III ЗРК.

2.Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. – М.: 2000. – 18 с.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *