Педагогическое эссе Тема: «Инновации и творчество в аспекте вызовов времени в казахстанском образовании»


Вагнер Светлана Ивановна

учитель начальных классов КГУ Совхозная средняя школа СКО Кызылжарский район село Знаменское

«ХХI век становится веком конкуренции идей и информационных технологий. Поэтому если в обществе достаточно образованных людей, то любые ноу-хау достижимы для всех. Способность генерировать новые идеи – вот что будет определять место той или иной страны в условиях глобализации. Поэтому подрастающее поколение казахстанцев должно иметь конкуренто­способное образование».

Нурсултан Назарбаев

Образование — это неотъемлемая составляющая фундамента для построении будущего Казахстана, только благодаря качественному, современному образованию будущие поколения смогут стать конкурентоспособными членами мирового сообщества. В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».  В связи с ежегодным изменением в политическом, экономическом положении стран мира необходимы решительные меры для стремительных шагов к наилучшему качеству образовательных услуг в нашей стране.  На основе опыта других стран было не раз отмечено, что будущее в образовании идет за внедрением новейших технологии в обучении. Последние годы по стране широко развивается программа обучения учителей по программе трехуровневых курсов с применением опыта Назарбаев Интеллектуальные школы Данные школы являются соединением всех инноваций опыта самых развитых стран мира. Данная программа осуществляет ознакомление учителей с опытом работы зарубежных коллег и применением международных стандартов в системе образования Казахстана. С 2018 года наша система образования претерпит колоссальные изменения.  Инновации касаются как оценивания успехов учащихся, так и методики преподавания урока. Данные знания помогут вывести систему образования на совершенно новый уровень ничем не уступающий другим странам.  Введение новых технологий невозможно без творчества учителя. Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера! Существует три уровня педагогического творчества: открытие, изобретение и усовершенствование. Они позволяют увидеть новые возможности совершенствования, как самой деятельности, так и включенного в нее человека. Девизом современного казахстанского образования является образование в течение всей жизни. И для успешного достижения данной цели необходимо высокое качество подготовки педагогов и учеников.  Если в традиционной системе образования основной задачей является освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся, то в инновационной системе – создание условий для профессионального саморазвития, готовности к инновациям, творческой самореализации; проектирование, моделирование новых педагогических практик; экспертиза, анализ, технология опыта. Современные подходы к обучению предполагают совместное творчество учителя и учеников. Учителю необходимо побуждать учащихся формулировать свои идеи и представления, высказывать их; сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями; – подводить  к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений; – давать учащимся возможность исследовать свои предположения, особенно путем обсуждения в малых группах и предоставить возможность применить новые знания к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их в реальной жизни.

Рассмотрение творчества учителя , как инновации в образовании не является новым, все новое это давно забытое старое, еще обучаясь в советское время нас учили нацеливать учеников на самообразования. Проблема развития творческого мышления многоаспектная и непростая, поэтому пути реализации данной проблемы вижу через внедрение инновационных технологий на основе системы интеграции. В последние годы мы проводим мероприятия, интегрирующие несколько предметов. Например, проведение полилингвального урока по  языковым блокам, то есть казахский, русский и английский. На данном уроке ученики поэтапно выполняют задания и обучаются быстрой смене языка, что развивает критическое мышление. Некоторые задания могут включать ответы на трех языках. На мой взгляд, для начальной школы характерны тематические интегрированные уроки. В своей практике я использую интеграцию по математике и познанию мира; по чтению и изобразительному искусству; по английскому языку и математике, английскому языку и познанию мира. Дети на таких уроках получают творческие домашние задания (сделать рисунок, придумать концовку, сочинить сказку, написать эссе, сделать книжку – малышку и другие задания). Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферы принятия свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности.

Для того, чтобы ребенок с интересом изучал английский язык и любой другой язык, необходимо привлечь его внимание. Ведь изучение языка –  язык это не всегда легкое занятие! Но яркие иллюстрации, рисунки, изображающие отдельные предметы, помогут превратить процесс обучения языку в интересное и увлекательное познание мира. А, именно, познание языка через зрительное восприятие.  Для обучения и овладение английским языком существует множество методических пособий и разработок. Но привить интерес к изучению языка, развить речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность, невозможно.

Деятельность учителя должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Он должен создавать и постоянно совершенствовать свою педагогическую концепцию, осваивать и если требуется производить новые методы педагогической деятельности. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *