«Комплексы и правонарушения» психологический марафон


Гринева Татьяна Рашидовна

педагог-психолог ГУ «Детский дом «Үміт» города Экибастуз

Цель: Содействовать пониманию и осознанию взаимосвязи психологических комплексов и правонарушений, а также развитие коммуникативных навыков и презентационной культуры.

 

Оборудование: ручки, бланки со словами, стол, стулья.

 

План:

  1. 1. Организационный момент
  2. Ход марафона:

Погружение

Основная часть

  1. Теоретическая часть по раскрытию понятия и видов психологических комплексов
  2. Деление ребят на станции марафона;
  3. Мозговой штурм;
  4. Презентация каждой станции;

Рефлексия

  1. Завершение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела: педагог-психолог Гринева Т. Р.

ХОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МАРАФОНА

Погружение

– Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня у нас проходит мероприятие в рамках мини-проекта «Правовой экспресс» по теме «Комплексы и правонарушения». Скажите пожалуйста кА вы думаете о чем мы будем с вами говорить? (дети говорят о своих ожиданиях и предположениях по поводу того, зачем они здесь собрались). Если ведущий чувствует, что трудно собрать группу, с которой предстоит работать, то прояснить ожидания участников лучше в виде игры, совместных действий детей. В этом случае энергично, в директивной форме дается  инструкция: Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение; поднимите руку те, у кого в детском  доме есть друзья; поднимите руку те, кто знает, что мы будем сегодня делать; поднимите руку те, кто не знает, что мы сегодня будем делать, и т.д.

Правильно! Сегодня мы с вами будем говорить о том, как связаны между собой психологические комплексы и правонарушения.

– Ребята, а как вы понимаете что такое «комплексы» и «правонарушение»?

Молодцы! Очень хорошо, а теперь послушайте как же эти понятия раскрывают специалисты:

«Правонарушение» – нарушение права, проступок, преступление (по словарю Ожегова).

«Психологический комплекс» – это ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями.

Есть несколько психофизиологических объяснений устойчивости и живучести комплексов. Во-первых, комплексы образуются у человека обычно в раннем детстве, в тот период жизни, когда его мозг еще был недостаточно зрелым для того, чтобы анализировать и дифференцировать поступающую в него информацию. Во-вторых, в структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны между собой и сочетаются с защитными реакциями, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль.

К примеру, комплекс неполноценности в личности человека нередко сочетается с такими защитными механизмами, как рационализация и сублимация (творчество).

Комплексы могут быть следующих видов:

Комплекс неполноценности – необоснованное убеждение человека в том, что он в чем-то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательное и неуважительное отношение к себе.

Комплекс неполноценности возникает по поводу:

– внешних, физических недостатков человека, включая его фигуру, лицо, руки, недостатки других частей тела;

– внутренних, психологических недостатков, включая ум, речь, память, внимание, знания, способности, умения, навыки, черты характера.

Комплекс превосходства – не вполне обоснованная установка человека на то, что он превосходит окружающих людей (принадлежность к высшей расе, “лучшему” роду, социальной группе или обладание особыми качествами, культурой, способностями, знаниями) и что это дает ему право пользоваться среди них особыми привилегиями.

Комплекс враждебности проявляется в повышенной агрессивности человека, который может иметь силу и быть уверенным в том, что обладание ею дает ему право властвовать над другими людьми, либо в убежденности в том, что все люди по природе враги друг другу, коварны и злы, и, следовательно, агрессивность- это вынужденное ответное действие одного человека на коварство другого.

Комплекс вины выражается в том, что человек с сильно развитой совестью и чувством ответственности постоянно переживает за себя, за свои действия и аналогичные поступки других людей, причем без должных на то оснований. Ему часто кажется, что он лично виноват в том, что происходит с ним и вокруг него, а также с другими людьми, хотя на самом деле это не так.

Комплекс защиты проявляется в уверенности человека в том, что все люди вокруг него настроены против него и желают ему зла. В связи с этим человек постоянно готов защищаться от людей, хотя необходимости в этом на самом деле нет.

А сейчас я приглашаю старших ребят пройти к нам в центр комнаты, поделиться на пять групп по принципу «Груша, яблоко, апельсин, банан, киви».

Спасибо! Теперь я попрошу вас встать в группы «груши» отдельно, «яблоки» отдельно и т.п. Сейчас перед вами на стене висят 5 бланков. Один бланк – это одна станция, и мы с остальными ребятами будем ехать на поезде по станциям. Какая ваша задача. Один из группы выбирает себе бланк. Пожалуйста, пройдите, выбирайте…Хорошо, прочитайте, что там написано? У каждого есть станция, которая имеет название одного из вида комплекса. Вы возвращаетесь в свои группы и методом мозгового штурма, думаете, какая есть зависимость между комплексом и правонарушением, то есть, почему именно из-за этого комплекса человек может совершить правонарушение. На всё обсуждение вам дается 10 минут, а потом вам нужно будет презентовать свои станции для остальных ребят.

Презентация своей станции по истечению времени.

Рефлексия: Что для себя взяли, что это занятие вам дало? Нужно ли проводить такие мероприятия? Посмотрели ли вы на себя со стороны?

Завершение 

Благодарю всех ребят за участие в мероприятии, не прощаюсь, а просто говорю для скорой встречи! Всем спасибо! Все Молодцы! Давайте поаплодируем друг другу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс неполноценности

необоснованное убеждение человека в том, что он в чем-то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательное и неуважительное отношение к себе.

Комплекс неполноценности возникает по поводу:

– внешних, физических недостатков человека, включая его фигуру, лицо, руки, недостатки других частей тела;

– внутренних, психологических недостатков, включая ум, речь, память, внимание, знания, способности, умения, навыки, черты характера.

 

 

Комплекс превосходства

не вполне обоснованная установка человека на то, что он превосходит окружающих людей (принадлежность к высшей расе, “лучшему” роду, социальной группе или обладание особыми качествами, культурой, способностями, знаниями) и что это дает ему право пользоваться среди них особыми привилегиями.

 

 

Комплекс враждебности

проявляется в повышенной агрессивности человека, который может иметь силу и быть уверенным в том, что обладание ею дает ему право властвовать над другими людьми, либо в убежденности в том, что все люди по природе враги друг другу, коварны и злы, и, следовательно, агрессивность- это вынужденное ответное действие одного человека на коварство другого.

 

 

Комплекс вины

выражается в том, что человек с сильно развитой совестью и чувством ответственности постоянно переживает за себя, за свои действия и аналогичные поступки других людей, причем без должных на то оснований. Ему часто кажется, что он лично виноват в том, что происходит с ним и вокруг него, а также с другими людьми, хотя на самом деле это не так.

 

 

Комплекс защиты

проявляется в уверенности человека в том, что все люди вокруг него настроены против него и желают ему зла. В связи с этим человек постоянно готов защищаться от людей, хотя необходимости в этом на самом деле нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *