Практическое применение научной парадигмы евразийства в обучении и преподавании


Есентаев Бахыт Ерболович

учитель истории КГУ ОСШ им. М. Токжигитова

Образование относится к приоритетным аспектам политики государства, выступая производительной силой в общественном производстве, определяя уровень современного социально-экономического развития государства. Ценность образования определяется его конкурентоспособностью в формировании гражданина, личности, а также в создании социокультурного пространства, обеспечивающего качество жизни человека. Современная культурная ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества. Актуализируется вопрос о модернизации образовательного пространства школы как среды подготовки нового типа, обладающего современными духовно-нравственными и коммуникативными способностями, позволяющими ему стать мобильным в условиях современного мира. Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана. В настоящее время Министерство образования и науки РК активно обсуждает и разрабатывает возможные варианты реструктуризации системы образования. В этой связи, нужно рассматривать  увеличение популяризации концепций синергетического типа . Здесь центральной идеей выступает предложение о дополнениях в методологическую деятельность  учреждений системы образования. Основаниями для этого  могут служить выводы работы  V Международного Евразийского научного форума, состоявшегося в октябре 2006 года в Астане. В них определяется необходимость сохранения тенденции устойчивого развития в современных социокультурного  и   социально-экономического развития общества с использованием концептуального подхода с целью внедрения новых учебных курсов. Ключевые вопросы совершенствования системы образования Глава государства также озвучил в своей статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда».  23 августа 2012 года Глава государства поручил Министерству образования и науки подготовить предложения по внедрению обязательных курсов «Казахстанское право», «Краеведение», «Акмеология» в учебную программу, где  подчеркивает, что отсутствие таких важных предметов в школьной программе ведет к социальному инфантилизму.

Специалисты образовательной  сферы отмечают, что необходимость внедрения новых, действенных методов обучения назрела давно. По моему мнению, разработка и внедрение элективных курсов, увлекательных методов подачи информации по гуманитарным предметам посредством современных технологических средств  может решить проблемы воспитания успешного поколения. Средством воспитания интегрированного мышления, базирующимся на открытости к инновациям, должно стать создание интерактивного инструментария.

Анализ глобальных тенденций позволяет  выделить следующее:

  • глобализация мышления позволяет стать частью глобальных преобразований
  • современная цивилизация вступает на принципиально новую

информационную ступень своего развития, где ведущей становится глобализация социальных и культурных процессов. Отсюда следует, что употребление научных парадигм интеграционного характера ведет к систематике предметных знаний.            Междисциплинарная позиция обсуждения проблем евразийства на научных кругах, посвященных этой теме  позволил сформулировать целый ряд положений, которые будут способствовать дальнейшему развитию евразийской концепции и её применению в науке, образовании и общественно-политической практике. Это еще раз потверждает все большую значимость  формирования концепций интеграционного мышления . Развернувшиеся дискуссии, позволяют выявить новые аспекты как теоретического, так и практического применения концепции евразийства. Важнейшими направлениями развития современной школы являются интеллектуализация содержания учебного процесса, внедрение новых форм обучения, создания условий для учащихся, развития их творческих способностей.

Таким образом,  изменения в образовательной среде страны связаны с

тенденциями глобализации,  конструктивисткого подхода   поиска путей модернизации средней школы с тем,чтобы интегрировать различные аспекты этнографических знаний, обеспечив этим качество подготовки учащихся на мировом уровне.  Обозначенные выше тезисы позволяют утверждать, что изучение истории евразийства и ее новая интерпретация представляет важную научно-педагогическую  основу, которая позволит по новому взглянуть на исторические процессы в современном Казахстане.
Таким образом, введение в школьную программу элективного курса “Евразиеведение” становится обязательным элементом в системе историко-общественных наук.  Несомненно, не может не возникнуть проблема валидности научных парадигм и их практического содержания, также как и способов апробации их в программных материалах. Иначе говоря, перед специалистами стоит  практическая задача .
Региональная интеграция становится одним из основных трендов развития современного мира. При этом региональные формы объединения стран могут быть устойчивыми в том случае, если они опираются на закономерности экономического и социального развития ХХI века, на мощные цивилизационные факторы. Для постсоветских стран, которые являются евразийскими по своей истории, таким фактором является принадлежность к евразийской цивилизации и евразийскому пространству. И это не только объединяет культурно-исторические традиции евразийских стран и народов, не только означает общность географического пространства, но и предопределяет возможность формирования нового влиятельного геополитического центра современного мира ХХI века.
Впервые идея евразийства была озвучена нашим Президентом в марте 1994 года, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. На мой взгляд, глубокая философия идеи евразийства, ее исторический контект заложены в виде исторической памяти о ближайшей и более отдаленной истории. Разрыв исторической взаимосвязи может уничтожить евразийскую модель как одну из эффективных стратегий не только государств региона, но и других объектов геополитики в глобальном мире как самостоятельных и суверенных образований.

Эволюция идеи евразийства берет свое начало с 1920-х годов прошлого столетия, первого периода теоретического осмысления евразийства как научной концепции, которое понимается нами как классическое. Пройдя несколько промежуточных этапов, евразийство продолжилось как неоевразийство. А с 1990-2000 годов оно трансформировалось в новое казахстанское евразийство.
Идея евразийства глубоко исторична по своей сути.  Евразийство пережило историческую эпоху, возникшее в среде русской эмиграции в 1920-х годах, оно породило уникальное учение, вобравшее в себя разнообразный по научным областям знаний подход к пересмотру основных представлений хода русского исторического развития, ставшее своего рода ответом русской эмиграции на создание СССР. Его основателями были талантливые ученые: Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин, В.Н. Ильин, Н.Н. Алексеев и др.
Духовным наследником этого поколения евразийцев стал выдающийся мыслитель, историк и тюрколог ХХ века Лев Николаевич Гумилев. Именно евразийцы и Л.Н. Гумилев стали пионерами исследования феномена кочевой цивилизации. Их разработки стали ценной теоретической базой в разрушении стереотипных оценок культур восточных кочевых народов.
Пережив более чем 70-летний период классическое евразийство, которое пережило существенные концептуальные изменения,  в современном  Казахстане может стать не только поиском решений насущных геополитических, политических, социально-культурных проблем, но также стремлением восполнить наши знания о евразийском наследии, но ввыступить объединяющим началом в консолидации общества, определять ключевые аспекты государственной идеологии.

Всестороннее изучение наследия  евразийства– наиболее актуальная проблема для сегодняшней гуманитарной науки. . Идея евразийства нацелена на такое единство и целостность, которые бы не подавляли и не ассимилировали уникальность народов, а, напротив, питались их разнообразием. В этом просматривается ее принципиальное значение. Ведь характерной особенностью современной Евразии является этнокультурное богатство, соединение в одной модели элементов тюркской, исламской, славянской и западноевропейской цивилизаций. В нашем регионе, и, даже более конкретно, в нашей стране, переплетаются традиции Востока и Запада, происходит реальный диалог культур и цивилизаций. Уместно заметить, что  основополагающим фактом становится то, что Евразия не только была колыбелью некоторых крупнейших мировых цивилизаций, но и служила мостом между ними. Таким образом, Казахстан сегодня фактически позиционируется в мире не только как азиатская страна, но и как потенциально европейская. Исторический феномен евразийства  скрыт в особой актуальности духовно-нравственных ценностей,  накопленных за тысячелетия существования  номадической цивилизации, сродни высокой востребованности  религиозных идей и запросов. Поэтому априорными действиями методологов становится  раскрытие   сентенциозности понятий данной концепии через обучение и преподавание.  Высокая сензитивность понятий, связанных с концепцией евразийства требует многопланового подхода к применению определенных дефиниций в  системе образования. Иначеговоря, введение курса “Евразиеведение” целесообразно с  4 класса общеообразовательной школы  тем, что длительное изучение предполагает создание объемного восприятия материалов по оотечественной истории, соответствующему преломлению взглядов. Важно провести актуализацию и объективизацию накопленного научного материала с дальнейшей разработкой действий методико-педагогического характера .

 

 

 

 

Резюме

 

Применение  парадигмы “Евразийство” и элективного курса “Евразиеведение” в  обучении и преподавании имеет для этого основательные причины. Во-первых, в условиях мировых образовательных процессов модернизации образования с целью воспитания высокосоциальной, культурной и высокоинтеллектуальной личности внедрение предметов социологическо-исторического характера должно помочь повысить объективность восприятия событий,  развивать гражданственность,  структурность мышления next-поколения, во-вторых, поможет сохранить национальную ментальность   в общем потоке  глобальных информационно-технических революций, в-третьих, поможет учителям гуманитарных специальностей полнее и шире охватить содержание материала по предмету, в-четвертых, позволит решить пропедевтические проблемы в изучении базового курса истории Казахстана.
 

 

Summary

 

Application paradigm “Eurasianism” and the elective course “Evrazievedenie” in learning and teaching has good reasons for this. First, in a world of educational processes of modernization of education in order to foster vysokosotsialnoy, cultural identity and the introduction of highly intelligent subject of sociological and historical nature should help to increase the objectivity of perception of events, to develop citizenship, structural thinking next-generation, second, to help preserve our national mentality in the general flow of global information technology revolution, and third, will help teachers of humanities fuller and wider embrace the essence of the material on the subject, the fourth, will solve the problem in the propaedeutic study basic course in the history of Kazakhstan.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *