Открытое занятие по психологии с применением ИКТ «Веселый цирк»
Детянцева Людмила Александровна
педагог-психолог
КГУ «Силантьевская средняя школа
отдела образования акимата Алтынсаринского района»
Цели:
1.развитие познавательных процессов у учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);
2.коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей;
3.овладение учащимися здоровьесберегающими технологиями;
4.формирование коммуникативных навыков и социальная адаптация.
Коррекционно-развивающие задачи:
•корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое). •коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной).
•коррекция и развитие зрительных восприятий; слухового восприятия; тактильного восприятия
•коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук. •коррекция и развитие мыслительной деятельности. •коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.
Воспитательные:
· Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
· Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие, уважение друг к другу.
· Формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям.
Оборудование: презентация с музыкальным и видео сопровождением; карточки с раздаточным материалом; перышко; пинцеты по количеству учащихся; стеклянные шарики для аквариума (жонглерские принадлежности), 50-60 штук, в пластиковой коробке с низкими бортиками; пластиковые стаканчики по количеству учащихся; по три карточки с рожицей клоуна, обозначающие его эмоциональное состояние.
Целевая аудитория: учащиеся 1 класса с ЗПР.
Место проведения: классный кабинет, со свободным пространством в центре.
Ход занятия
Приветствие. Настрой на работу.
Цель:
o 1) Создание положительного, рабочего настроя в группе.
o 2) Подготовка детей к предстоящей деятельности
Стук в дверь, передача красочного конверта формата А3 психологу.
Психолог – Ребята, как вы думаете, кто нам прислал такое письмо? (Дети с психологом рассматривают конверт).
Дети: – Клоун.
Психолог: – А давайте распечатаем конверт и посмотрим, что там внутри. (Распечатывают). Какое-то послание? психолог читает письмо.
слайд №1
“Только сегодня, только сейчас,
На арене Цирка жду всех вас.
Клоун Клёпа
Ребята, а вы знаете, что такое цирк?
Больше всего Клоун Клёпа любит, когда у всех хорошее настроение, когда все улыбаются и смеются. А у вас, ребята, хорошее настроение?
Дети: – Да, хорошее!
Упражнение
Психолог предлагает детям выполнить упражнение “Барометр настроения”.
Посмотрите ребята, у меня в руках барометр, он показывает какая погода сегодня на улице.
Я предлагаю вам показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.
А вы хотите стать клоунами, работать в цирке? Но чтобы стать артистом цирка, вы должны пройти испытания, согласны выполнить задания, которые для вас придумал Клоун Клёпа?
Дети: – да.
В этой игре вам нужно будет хорошо потрудится, чтобы разгадать все запутанные головоломки цирка.
Быстрее одевайте ободки приступаем к первому испытанию.
Упражнение № 1 «Отгадайте загадку»
слайд №2
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали…
Вы, конечно, там бывали.
Что это?
Дети: – Цирк.
Хотите посмотреть мультфильм о цирке?
Просмотр обрезков из мультфильма «Каштанка».
Цель: знакомство с ареной и с некоторыми из номеров цирка под шатром.
слайды №3-5
Упражнение №2 “Колечко”
слайд №6
Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.
Содержание и техника исполнения
И.п. — руки на столе, предплечья кверху, ладони повернуты друг к другу, пальцы врозь. Кончики больших пальцев соединить с указательными, образуя колечки. Остальные три пальца остаются выпрямленными. И далее поочередно с каждым пальцем. Колечки обеих рук приближать на расстояние 1,5–2 см, но не касаться друг друга. Затем всё в обратном порядке. То же с закрытыми глазами.
То же на каждый счет: большой палец правой руки поочередно с каждым пальцем образует колечко. Затем всё в обратном порядке.
Методические указания
Следить, чтобы колечко получалось круглым, а пальчики соединялись кончиками у самого ногтя, оставляя остальные три пальца выпрямленными. Вначале очень сложно сделать колечко круглым, т.е. касаться кончиками пальцев у ногтя, оставляя остальные прямыми.
Дыхательные упражнения – развивают самоконтроль и произвольность поведения. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением Цель: Обогащение мозга кислородом.
Упражнение №3 «Перышко»
Как можно дольше дуть на перышко или ватку, чтобы оно находилось в воздухе.
Сделать глубокий вдох. Задержать дыхание. Выдох через рот с открытым звуком и-и-и, а-а-а, у-у-у.
Упражнения №4 для профилактики нарушения зрения.
Глазодвигательное упражнения позволяют улучшить восприятие. Разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения: «Рисуем солнышко», «Рисуем глазами квадраты», «Цветок».
Упражнение №5 “Сбор жонглерских принадлежностей”
Цель: развитие мелкой моторики, терпения.
В моих руках любой предмет
Как будто заколдован. Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова! То там, то здесь, То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть!
Помогите клоуну собрать жонглерские принадлежности, используя только пинцет, пальчиками дотрагиваться нельзя, иначе Клепа задание не засчитает.
Дети собирают пинцетом с плоской поверхности шарики и бусинки.
Упражнение №6 “Обведи и раскрась мячики”
слайд №7
Цель: развитие мелкой моторики, графических навыков, внимания, развивать навык проводить замкнутые округлые линии точно по контуру.
Упражнение №7 “Найди и отметь мячики”
слайд №8
Физминутка под музыку
слайд №9
Чтобы настоящим клоуном стать, Физминутку нужно выполнять. Становитесь по порядку, начинается зарядка.
Упражнение №8″ Найди лишнюю картинку”
слайд №10
Цель: способствовать аналитико-синтетической деятельности, способности к выделению существенных признаков и классификации.
Инструкция: Внимательно посмотри на рисунки и выбери непохожий на другие, лишний.
Упражнение №9 разрезная картинка «Составь клоуна»
слайд №11
Цель: способствовать развитию перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации.
Психолог дает инструкцию к выполнению задания:
Ребята, как вы думаете кто в цирке всех главнее и смешнее?
Посмотри внимательно на карточку перед собой. Как ты думаешь, кто изображен на картинке? А теперь сложи разрезанные части так, чтобы получилась картинка – образец (клоун).
Упражнение №10 “Найди отличия”
слайд №12
Цель: способствовать развитию устойчивости и переключения внимания, умения находить сходство деталей рисунка.
Наш слон – артист,
Хоть и большого роста,
Но выполняет трюки
Он очень, очень просто.
Ребята посмотрите очень внимательно на картинки, найдите и отметьте галочкой отличия.
Упражнение №11 «Залатай гимнастический коврик»
слайд №13
Цель: способствовать развитию внимания и восприятия.
Ребята в цирке работают еще и гимнасты, у них порвался коврик, его нужно залатать, найдите подходящие заплатки.
Групповая работа.
Упражнение №14 итог занятия
слайд №14
Психолог предлагает детям выполнить упражнение “Барометр настроения”.
Каждый ребенок выбирает карточку с рожицей клоуна, обозначающую его эмоциональное состояние.
Улыбается – радостное настроение.
Не улыбается – настроение спокойное, нейтральное.
Грустное – плохое настроение.
Ребята понравилось вам путешествие в цирк? Клоун Клепа за хорошую работу дарит вам всем медали.
До свидания ребятня, в класс вам всем идти пора, занимайтесь, не ленитесь и станете настоящими артистами цирка!