Мастер-класс «Критериальное оценивание в начальном звене»
Зиль Ольга Григорьевна
Учитель начальных классов
КГУ «Новомихайловская средняя школа»
ЦЕЛЬ: Ознакомить учителей с критериальным оцениванием, целями и значимостью критериального оценивания для эффективного обучения.
ЗАДАЧИ:
1. Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.
2. Рассмотреть различные подходы к оцениванию учебных достижений школьников.
3. Обосновать необходимость критериального оценивания знаний, показать значимость критериального оценивания для учителей и для учеников.
4. Научить разрабатывать критерии оценивания
Ожидаемый результат:
Знания учителей о критериальном оценивании; умение разрабатывать критерии для оценки знаний учеников.
Критерии оценки:
Продукты деятельности учителей: самооценка и взаимооценка рисунков, кластер, раскрывающий основные идеи критериального оценивания, разработанные критерии оценивания учебного задания.
Подходы к проведению занятия:
Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата
Ход занятия:
1 Вводная часть. (2-3 минуты)
1. Создание колоборативной среды. Задание «комплимент». Работа в парах сменного состава
1. Что сейчас происходило? (оценивание друг друга) Деление на группы (счёт до 6 )
2. Постановка проблемы
Как Вы думаете, чему будет посвящено занятие?
В имп на 2016-2017 учебный год целый раздел посвящён КО.
1.Система оценивания
Новая для казахстанских общеобразовательных школ система критериального оценивания будет направлена на развитие обучающегося,
повышение его интереса и мотивации к обучению. Этого можно достичь, если установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные для каждого ученика и для его родителей.
2.Для сбора данных об успеваемости и прогрессе в обучении в течение учебного года осуществляются два вида оценивания: формативное оценивание и суммативное оценивание. Суммативное оценивание, в свою очередь,
включает процедуры суммативного оценивания по разделу/сквозной теме, четверти и уровню среднего образования.
3.Формативное оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения и проводится регулярно учителем в течение четверти.
Формативное
оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между обучающимся и
учителем без выставления баллов и оценок. При формативном оценивании
обучающийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это позволяет определить возможности обучающегося, выявить трудности, помочь в
достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный
процесс.
Формативное оценивание является процессом, который оказывает непосредственное влияние на рост и развитие учебных достижений и
обеспечивает обратную связь между учителем и обучающимся.
Формативное оценивание должно быть неотъемлемой частью обучения, а не рассматриваться как дополнительные упражнения или тесты. Цели обучения
и ожидаемые результаты по каждому из разделов учебной программы определяют содержание практики формативного оценивания.
Учитель должен охватить все цели обучения учебной программы в процессе формативного оценивания. В помощь учителю подготовлены
сборники заданий для формативного оценивания, включающие критерии
оценивания по целям обучения, образцы заданий с дескрипторами.
Учитель разрабатывает или подбирает задания с учетом индивидуальных
особенностей своих обучающихся и контекста обучения. К каждому заданию
определяются дескрипторы. Дескрипторы к заданиям должны быть ясными и
точными, чтобы решение учителя при оценивании было объективным. Кроме
того, дескрипторы позволяют определить, на каком этапе выполнения задания
обучающийся испытывает трудности. Это способствует предоставлению
конструктивной обратной связи обучающимся и родителям.
Суммативное оценивание в 1 классе проводится для предоставления
учителям, обучающимся и родителям информации о прогрессе обучающихсяпо
завершении разделов/сквозных тем учебных программ 3-й и 4-й четвертей с
выставлением баллов и оценок
В процессе фиксирования осуществляется сбор доказательств,
демонстрирующих знания и навыки обучающихся согласно содержанию
учебной программы.
Решение о баллах/уровнях/оценках по результатам суммативного
оценивания принимается учителем в соответствии с критериями оценивания.
При этом дескрипторы или схемы выставления баллов помогают учителю
принять объективное решение относительно каждого обучающегося. Данная информация, так же, как и при формативном оценивании, может быть использована для планирования, коррекции и проведения анализа процесса обучения.
Учителю рекомендуется проводить анализ результатов суммативного
оценивания за раздел/сквозную тему. Данный анализ позволит определить уровни учебных достижений обучающихся.
Задания могут быть различных видов: диктанты, изложение, эссе, тесты, лабораторные работы, контрольные работы, проекты и др.
Суммативное оценивание за четверть проводится в одинаковых условиях
для одной параллели. Повторное выполнение (переписывание) суммативного оценивания за четверть не допускается.
В случае отсутствия во время проведения суммативного оценивания за четверть по уважительной причине (болезнь, смерть близких родственников, участие в конференциях, олимпиадах, научных и спортивных соревнованиях и др.) обучающемуся разрешается пройти его в течение двух недель после прибытия в школу, при этом используются дополнительные варианты заданий суммативного оценивания.
(видеосюжет отрывок КВН)
Слайды1 презентации 2, 3
3 Определение целей и задач
Как вы думаете, какова цель нашего мастер- класса?
Задание 1. Ранжирование (5-7мин минуты)
Работа в группах по выполнению заданий: Подумайте и ответьте на вопросы:
– Что такое критериальное оценивание? (раздать стикеры) напишите 8 слов, характеризующих КО из них от каждой группы выбирается 5
Вот какое определение КО даёт Министерство образования и науки Республики Казахстан
Национальная академия образования им. И. Алтынсарина
Задачи оценивания сл7
Стикеры, фломастеры
Слайд 5
Слайд 6 с цитатами из МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методическое пособие
Задание 2.(5-7 минут)
2 человека рисуют рожицы на доске. Оценивание аудиторией
– теперь я оценю ваши работы по критериям
Могли вы нарисовать рисунок с наивысшей оценкой?(если знали критерии заранее)
Так и ученики, если знают , по каким критериям их оценивают, то работу выполняют более качественно.
Задание 3 работа в группах
Что необходимо для критериального оценивания?
Знание и понимание учащимися цели обучения.
Знание и понимание учащимися критериев оценивания.
Возможность и умение анализировать собственную работу (Рефлексия).
Попробуем сами создать лист оценивания по предметам: Выступает 1 спикер от каждой группы
Вопросы:
– Легко ли было разработать критерии?
– С какими трудностями вы столкнулись при разработке данных критериев?
– Могут ли они стимулировать учащихся для получения заветной отметки? Каким образом?
Слайды Структура КО 12- 16
Рефлексия. (2-3 минуты) записать ответы (анонимно)
Мне понравилось
Я узнал
Я буду применять
Я хочу узнать больше о
Раздаточные листы