Урок биологии в 9 классе: “Сообщества. Экосистемы”


Захарчук Анна Ивановна учитель биологии КГУ”Тимирязевская общеобразовательная школа-гимназия им.С.Муканова”

Ход урока
1 этап – организационный.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию законов природы, и многие из вас по иному посмотрят на окружающий вас мир.
2 этап – актуализация знаний.
Учитель: Земля, которая, несмотря на свою величину в данный момент уместилась у меня на ладонях. (Включается музыка симфонического оркестра).
А что для каждого из вас значит Земля?

Продолжите фразу “Для меня Земля – это…”, передавая по кругу модель земного шара
Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой жизнь продолжается уже более 3.5 млрд. лет, не прерываясь.
Модель земного шара передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение.
Учитель: Из всех ваших высказываний я поняла, что вы очень трепетно относитесь к планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас.
3 этап – формулировка темы, эпиграф.
Учитель: Тема сегодняшнего урока – “ Сообщества (биоценозы).Экосистемы”. Экосистема – по сути это то, что мы обычно называем природой.


В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю такие слова:
« Мы живем на нашей планете среди вопросительных знаков, которые щедро и повсюду поставила перед нами природа» Бернар Эвельманс
4 этап – постановка проблемы.
Учитель: И сегодня на уроке нам предстоит решить проблему, благодаря чему поддерживается жизнь на нашей планете под названием – Земля. А понимание этой проблемы позволит нам жить в гармонии с природой.
Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете:
-что связывает компоненты экосистемы вместе?
-почему пищевые цепи состоят из небольшого числа звеньев?
-почему экосистемы устойчивы
?

Экологический пример: особь+особь+…..+ особь=? (вид)

Вид+вид+….вид=? (популяция)


Учитель: Что объединяет различные организмы, жизнь которых проходит на одной  территории?

(на определенной территории совместно проживают различные виды живых организмов, которые влияют друг на друга, либо угнетают, либо способствуют процветанию. Такая совокупность видов растений и животных называется СООБЩЕСТВОМ или БИОЦЕНОЗОМ.)

Игра (8 человек) (лиса, лесной голубь, мышь, заяц, воробей , ястреб, береза, зерно) По команде бросает кулбоу тому животному или растению, которое он ест или которое его ест. 2 раза направлять клубок тому же самому животному или растению запрещается.Игра продолжается до тех пор пока есть кому передавать клубок.

Учитель: представьте себе, что от охотников и от болезней  и от других причин исчезли все зайцы(ножницами разрезать ниточку, ведущую к зайцу-уходит).Но сообщество еще сохранилось. А если по какойто причине погибнут и другие животные, то цепи могут разрушиться полностью (уходит мышь, голубь)

Ученики делают вывод: чем многообразнее и разветвленнее взаимосвязи в сообществе м/у живыми организмами, тем более оно устойчивее.

Сообщество (БИОЦЕНОЗ) от греч биосжизнь,  ценозобщее)- это совокупность растений, животных и микроорганизмов, совместно обитающих в одинаковых природных условиях. (ввел немец.зоолог Карл Август Мёбиус)

БИОГЕОЦЕНОЗ = Биоценоз + окруж.среда = экосистема

Это совокупность популяций разных видов, населяющих общую территорию, и объединенных обменом в-в и энергии в единый природный комплекс с абиотическими факторами

Составляем схему биогеоценоза….с помощью рисунков. Это все БИОСФЕРА

Биотоп  (биос – жизнь, топос – место )–  участок биосферы, занятый биоценозом

 

Видео (круговорот веществ)

Экосистема – любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды , функционирующая как единое целое за счет обмена веществом, энергией, и информацией.

1.Естественная

2.Искусственная

Д\з составить экосистему

В биологии принято различать следующие градации экосистем:

– микроэкосистемы (капля воды, в которой обитают микроорганизмы, поваленный ствол дерева с обитающими в нем бактериями и насекомыми);

– мезоэкосистемы (отдельно взятый пруд или лесной массив на определенной территории);

– макроэкосистемы (континентальная, океаническая);

– глобальная экосистема, включающая всю биосферу нашей планеты.

Глобальная экосистема – это совокупность макроэкосистем, а те, в свою очередь, являются совокупностью мезоэкосистем разных масштабов, или биогеоценозов. Каждый отдельный биогеоценоз – это основной элемент глобальной экосистемы Земли.

 

Д\з составить экосистему

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *