Полифония в младших классах ДМШ


Димитренко Татьяна Анатольевна
преподаватель по классу фортепиано  ГККП «Детская музыкальная школа №1» г.Актобе

Цель урока : систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их     осмысление, работа над полифонией в младших классах ДМШ на примере методико – исполнительского анализа менуэта ре минор И.С.Баха.и фугетты – Армана

Задачи урока:

Образовательные: развитие навыков полифонического мышления. Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании.

Воспитательные: развитие коммуникативной культуры поведения и общения.

Развивающие: расширение кругозора по теме «полифония», развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.

Методы: Аналитический, эмоциональной драматургии, развивающие логическое и ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания, словесной декламации.

Большая часть музыки, написанной для фортепиано, полифонична. Насыщенность фортепианной литературы полифонией выдвигает перед пианистом труднейшую задачу одновременного проведения нескольких голосов и их сочетания в единое целое. Изучение многоголосной музыки – основа основ воспитания и обучения пианиста. Одна из главных задач – уметь слышать и исполнять многоголосную ткань таким образом, чтобы каждый голос имел свою тембровую окраску, свою фразировку, свое динамическое развитие, но вместе с тем, чтобы сохранилась целостность интерпретации произведения. Умение слышать и исполнять полифоническое произведение связано с воспитанием внутреннего слуха и полифонического мышления. Если ученик не слышит полифонической ткани, то его игра не будет художественно полноценной и мы не получим впечатления от живого звучания произведения. Хорошо известна антипатия многих учащихся – и не только начинающих к полифонии. Причина этого – восприятие ими полифонических пьес только лишь как трудных и скучных упражнений на соединение различных движений в двух руках. Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него сочетанием выразительных мелодий певучего или танцевального склада. Поэтому особо важно выбирать для каждого ученика доступные и привлекательные  по музыкальной образности полифонические пьесы. Полифонию,  доступную уже в первые годы обучения, можно разделить на три группы:

Первая из них – народопесенная  музыка подголосочного склада, имеющая главный голос (запев) и несколько полголосков, дополняющих, поддерживающих, окрашивающих и обогащающих основной напев.

Вторую группу образуют пьесы с двумя контрастирующими голосами. В большинстве из них основную по выразительности мелодию ведет верхний голос, которому противостоит самостоятельная, но интонационно менее выразительная, значительная линия баса. Контрастная полифония в основе своей имеет развитие самостоятельных линий с разной динамикой, фразировкой, штрихами, кульминационными моментами. Эту группу образуют старинные пьесы, преимущественно танцевального характера. Имитационная полифония содержит последовательные проведения в различных голосах либо одной и той же мелодической линии(канон), либо одного мелодического отрывка – темы. Примерами полифонических форм, построенных на примерах имитации темы, могут служить инвенции, фугетты и фуги.    Работа  над простейшими формами полифонического письма должна начинаться с первого года обучения. Репертуар первых трех лет обучения составляют полифонические пьесы русских и зарубежных композиторов, а также «Нотная тетрадь А.М. Бах», «Нотная тетрадь В.А. Моцарта», пьесы Гедике и другие. Для самых маленьких лучше всего вначале использовать обработки народных и детских песен, которые доступны и понятны детям как простотой музыкального языка, так и своим программным содержанием: «Во саду ли, в огороде», « А мы просо сеяли» и т.д. Многие маленькие этюды и пьески из «Азбуки» Е. Ф. Гнесиной построены  имитационно, а некоторые написаны в форме канона. Темы этих пьес – простые и лаконичные мелодии напевного или танцевального характера.

«Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (датируется 1725 годом) предназначалась для домашнего музицирования и обучения детей игре на инструменте. Рукой жены Баха Анной Магдаленой, детским почерком записывались пьесы не только самого И.С.Баха, но и пять пьес сына  композитора Филиппа Эммануила, «Рондо» Куперена, «Менуэт» Бема, «Арих» Джованни.

Пьесы, вошедшие в этот музыкальный альбом семьи И.С.Баха, были и лёгкие, и трудные. Распределены они здесь не по степени трудности, но явно использовались в качестве учебного материала.

В «нотную тетрадь» вошли основные музыкальные жанры – это близкие, понятные детям танцы, марши, песни (арии) – три кита, о которых говорил Кабалевский, на которых строится вся музыка.
В сборнике девять менуэтов и это не случайно. Менуэт был очень распространённым танцем. Его танцевали и в домашней обстановке, и на светских балах. По описаниям Руссо: «Характер менуэта – элегантная и благородная простота, темп скорее умеренный, чем быстрый, можно сказать, что из всех родов танцев, которые применяются на наших балах, менуэт наименее весёлый». С конца XVII века его исполняли во время торжественных дворцовых церемоний, в XVIII веке он стал модным аристократическим танцем, которым увлекались чопорные придворные аристократы в белых пудреных париках с буклями. Танцевали менуэт с большой торжественностью, приседаниями и реверансами. В соответствии с этим музыка менуэта отражала в своих мелодичных оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов. Конечно, Бах писал свои менуэты не для танцев, но от них заимствовал танцевальные ритмы и форму, наполнив эти пьесы самыми разнообразными настроениями.

Так с ученице 2 класса Ермагамбетовой Изабеллой мы работали над менуэтом ре минор И.С. Баха.

Пересмотрев несколько редакций этого менуэта, мы остановились на редакции Ройзмана.

Работа над этим произведением, как и над другими, у нас началась с определения жанра музыки и ее характера, образа.

Исполнение преподавателем.

-Какой жанр у этой музыки?(танец) В процессе разговора выясняем, что этот танец не похож на современные танцы. Такой танец называется менуэт.

Менуэт – старинный французский народный танец. Во второй половине XVII в. стал придворным танцем, впрочем его танцевали как в домашней обстановке так и во время торжественных дворцовых церемоний. И у женщин и у мужчин того времени на голове были напудренные парики с буклями. Мужчины одеты в кофты с рюшечками, на ногах изящные туфли на каблуках, чулки с красивыми подвязками-бантами у колен. На женщинах, обязательно, тугой корсет, чтобы казаться стройнее, и кринолины необъятно широкие, требовавшие плавных движений, весил такой наряд 8-10 кг. Танцевали менуэт с большой торжественностью. Музыка его отражала в своих мелодических оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов.

Изабелла так впечатлилась этим танцем, что сделала эти чудесные фигурки .

Далее следует разбор отдельными руками с точным соблюдением всех штрихов, лиг и аппликатуры. Так мы разучивали, пока ученица не стала исполнять отдельными руками достаточно уверенно и выразительно.Мелодию , которую исполняет правая рука можно поручить исполнить скрипке. А мелодию исполняемую левой рукой-виолончели.(эти выводы, с помощью наводящих вопросов, делает сам ученик)В правильном разучивании штрихов и фразировки мне всегда помогает словесно- декламационный способ.

Мелодию правой руки мы разучивали со словами, которые отражали наше представление о сюжете-

«Я видела чудесный сон- танцевала менуэт на балу.

Как сердце билось- чудо со мной случилось,

радостно было мне.

Как музыка была хороша,

у дирижера пела душа.

И под эти звуки я не знала скуки

Весело было там!» Текст этот придумывался не специально. Обычно это появляется прямо на уроке. Под ритм музыки появляются слова. Иногда ученики помогают их придумывать. Это тоже творчество.

Эти слова подходят к мелодии, если исполнять без повторений. Так мы и разучивали. Затем мы играли в ансамбле- ученик верхний голос –я нижний и наоборот. Дальше учили наизусть верхний голос и работали над выразительным исполнением. Исполнение сексты в самом начале сразу потребовало определенного контроля. 5 палец несколько толкал нотку «фа».Мы старательно « дотягивались»…

Во второй части скачки на дециму тоже дались нам не сразу- их мы пробовали играть 2 руками, чтобы понять как должно звучать и рядом Делая из децимы-терцию. Затем , получился и оригинал.

Выразительность и напевность Менуэта подчеркивается совпадением начальных тактов верхнего голоса с мелодией Арии тенора N15 из “Рождественской оратории” И.С. Баха. Именно поэтому первый звук в партии правой руки не следует отрывать от последующих. Мелодия идет legato полтора такта. Неслигованые ноты желательно исполнять portamento. Следует обратить внимание ученика на несовпадение штрихов в партиях обеих рук, и на случай противоположной динамики в обоих голосах (т 13). При этом верхний голос заканчивает фразу, а нижний идет к кульминации.

Результат нашей работы мы хотим вам показать. Исполнение менуэта полностью ученицей.

Не на бумаге, а в непосредственной работе на уроке вся эта работа проходила в творческой атмосфере, вызывая живой интерес ученицы.

С ученицей 3 класса Чаловской Евой мы выбрали Фугетту- Армана.

Фуга (лат. Fuga – бег, бегство) – многоголосное полифоническое произведение, основанное на очередном изложении и развитии темы в разных голосах, форма фуги имитационно-полифоническая.

Фугетта – небольшая, несложная фуга. По- итальянски, буквально fugetta – маленькая фуга. Фугеттами обычно называют произведения , написанные в форме фуг, но небольшие по размеру и не заключающие в себе значительного развития. Образцы её имеются в клавирных сочинениях И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ф. Шумана ( семь фортепианных миниатюр ор. 126 Шуман озаглавил «фугетты» ). Фугетта изредка встречается в творчестве композиторов XIX – XX вв.

После первого прослушивания мы определили характер. Праздничный, радостный…Стали разбирать по голосам, по той же схеме… Но ученица не вдохновлялась этой музыкой, исполняла без интереса..Тогда мы придумали сюжет. Раз это праздник, можно представить пир. Как в сказке про царевну-лягушку. У нас тема появляется 3 раза в разных регистрах – и в сказке было 3 невестки, которые пекли для царя хлеб.В конце когда в верхнем регистре последний раз появляется тема(а тема в верхнем регистре у нас представляла саму царевну- лягушку)она означает победу царевны –лягушки. Ученица даже нарисовала  своих персонажей.

 

Эти образные параллели со сказкой сделали работу над фугеттой интересной и понятной. И сразу все стало получаться. Вот такой результат мы получили.

Чаловская Катя-Арман -фугетта (Исполнение ученицей)

Хочется  особо подчеркнуть, что первейшей обязанностью  педагога – пианиста является пробуждение  в ученике интереса, любви к полифонии. Изучение полифонии –  ключ к овладению искусством игры на фортепиано

По совету Н.Калининой ученице можно объяснить это так: тема в полифоническом произведении Баха играет примерно такую же роль, что и главный герой в драме, где с ним случаются всевозможные приключения, изменяющие его поведение. Важно понять художественный смысл этих превращений. И тогда работа над полифонией будет восприниматься как увлекательное приключение , а не скучная необходимость

Использованная литература:

АлексеевА.-Методика обучения игре на фортепиано.

И Браудо-Об изучении клавирных произведений Баха в музыкальной школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *