Урок русского языка 4 класс “Роль местоимения в предложении”
Молдахметова Аида Сагындыковна
учитель начальных классов
Средней школы имени Турара Рыскулова города Шу
Цель: Обобщить знания учащихся о местоимении; выявить и обосновать
роль личных местоимений в предложении.
Задачи урока:
- Закреплять умение распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
- Развивать умение анализировать, обобщать полученные знания,
оценивать свои знания.
- Осуществлять нравственное воспитание (гуманизм, уважение к
людям).
Оборудование: интерактивная доска, карточки, фишки.
Методы: словесные, наглядные, проблемные, поисковые.
Ход урока:
1.Организация класса.
Психологический настрой: Мир, мир, мир везде. Мир в тебе, мир во мне.
Свет, свет, свет везде. Свет в тебе, свет во мне.
- Повторение изученного материала.
Уч-ик: Ты улыбкой как солнышком брызни
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь у каждого в жизни
Предостаточно дел и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь.
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
– Какой частью речи являются выделенные слова? (местоимением)
Сообщение цели урока.
– Сегодня на уроке повторим все что знаем об этой части речи и поговорим о
хороших качествах человека.
- Проверка домашнего задания.
(Индивидуальный опрос 3 ученика)
А) Рассказ «Моя дружная семья»
Б) Определить лицо и число местоимений
(Фронтальный опрос)
В) Работа по таблице (изменение по лицам, числам)
– Как еще изменяются местоимения?
– Какие местоимения изменяются по родам?
– В каком случае мы пишем местоимение вы с большой буквы?
4.Каллиграфическая минутка.
– На какую букву начинаются эти местоимения? Ему, ее, ей (е)
Запись буквы Е заглавной и строчной; сочетаний букв ел, бе.
- Словарная работа.
( Письменная работа на доске и в тетрадях)
А) -Прочтите пословицу, как вы понимаете ее смысл?.
Добрый человек, что солнце и луна для всех светит.
Б) Объясните правописание этих слов. 3-е слово сострадание
В) Запись слов, определение количества слогов, ударных и безударных звуков.
Г) Творческое задание. Составьте предложение со словом солнце желательно с
местоимением.
Физминутка.
В нашей избушке петушок поет.
Кошка на окошке штанишки шьет.
Мышка норушка избу метет.
Курочка на печке горшки скребет.
- Новая тема.
А) Мозговой штурм – Составьте из частей слов название новой темы.
Роль местоимения в предложении
Б) Работа по учебнику и в тетрадях.
Чтобы узнать какова роль местоимения в предложении мы выполним
упражнение 470 на страницах 205-206.
Выполнение задания по рядам. 1-ый ряд – объяснить правописание слов с
пропущенными буквами; 2-ой ряд – Найти предложения с местоимениями;
3-ий ряд – определить синтаксическую роль местоимений.
Вывод: местоимения в предложении являются подлежащим и дополнением.
- Работа по карточкам в парах. ( Фронтальный опрос, обобщение знаний)
Исправить предложения, определить каким членом предложения являются
местоимения.
а) Девочка помогла ее (ей) Д.п. перейти дорогу.
б) Мальчики с нашего класса дружат с ими (ними).Т.п.
в) Мы испытывали чувство гордости за его (него).Р.п.
г) Дети очень соскучились по вас (вам).Д.п.
д) Они ждали него (его)Р.п. с нетерпением.
е) Я укорял меня (себя)Р.п. за невнимательность.
ж) Мы часто думали о ей (ней).П.п.
8.Итог урока. -Какова роль местоимения в предложении?
– О каких хороших качествах человека мы говорили?
Домашнее задание. А) Стр. 206,упр.472 Б) Вспомнить все о глаголе.
9.Оценивание. Подсчет фишек, самооценка.
Песня «Если добрый ты».
а) Девочка помогла ее (ей) перейти дорогу.
б) Мальчики с нашего класса дружат с ими (ними).
в) Мы испытывали чувство гордости за его (него).
г) Дети очень соскучились по вас (вам).
д) Они ждали него (его) с нетерпением.
е) Я укорял меня (себя) за невнимательность.
ж) Мы часто думали о ей (ней).