Роль дидактических материалов в процессе обучения


Зам. директора Екибастузского инженерно-технического

института им.ак. Сатпаева по НМР Т.И. Иконникова

1 Роль дидактических материалов в процессе обучения

2 Классификация ЭДМ по методическому назначению и дидактическим целям

3 Виды дидактического материала

4 Основные требования к дидактическому материалу

 

 

 

По материалам из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Установочная лекция а рамках мини-тренинга «Методические особенности разработки дидактических материалов к проектам с использованием сервисов Web 2.0»

Пинская Е.О., Тольятти

  1. Роль дидактических материалов в процессе обучения

Учащиеся при анализе своей самостоятельной работы часто указывают на потребность в самоконтроле за этой работой, на необходимость в снабжении их развернутым комментарием всех сложностей, встречающихся при выполнении заданий, на затруднения в самостоятельной ориентации в теоретическом материале. В результате опроса, в частности, выяснилось, что некоторые учащиеся, не имея собранных в одном пособии всех необходимых им сведений, в поисках нужной информации чаще обращаются к преподавателю, чем к учебнику или грамматическому справочнику. Таким образом, возникает необходимость в создании специальных дидактических материалов, предназначенных для самостоятельной работы учащихся в ходе реализации проекта. Многие педагоги предпочитают использовать в своей деятельности дидактические материалы исключительно контролирующего характера. Учитывая то, что в основе любого проекта лежит, прежде всего, самостоятельная деятельность учащихся, а также то, что главное назначение дидактических материалов – использование их при самостоятельной работе, мы можем сделать вывод о том, что дидактические материалы в проекте должны играть несколько иную роль. Если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля. Система дидактических материалов в проекте должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение учащихся различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).

 

Современные информационные технологии позволяют разработчикам дидактических материалов оперировать таким комплексом вербальных и невербальных средств, какого в их распоряжении никогда еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся. Эта психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания учащегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.

 

В задачу учителя входит помощь обучаемому наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.

 

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

 

  • принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся);

 

  • принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

 

  • принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

 

  • принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

 

  • принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

 

  • принцип познавательной мотивации;

 

  • принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

 

Можно отметить следующее значение дидактического материала в проекте:

 

  • Самостоятельное овладение учащимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации.

 

  • Активизация познавательной деятельности учащихся.

 

  • Формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.

 

  • Условные заменители, схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения, позволяют «опредметить» абстрактные понятия.

 

  • Контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов.

 

  • Самоконтроль и самокоррекция.

 

  • Тренировка в процессе усвоения учебного материала.

 

  • Высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ.

 

  • Усиление мотивации обучения.

 

  • Развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).
  • Формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества.

 

  • Активизация взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.
  1. Классификация ДМ по методическому назначению и дидактическим целям

с

  1. Виды дидактического материала

 

  • Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)

 

  • Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.

 

  • Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.

 

  • Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

 

  • Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.

 

  • Задания с проблемными вопросами.

 

  • Задания на развитие воображения и творчества.

 

  • Экспериментальные задания.

 

  • Обобщенная деятельностная модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного исследования, включающая в себя рекомендации по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования, планированию эксперимента; способы записи результатов наблюдений и измерений; правила измерения, оценку точности измерения; графическую интерпретацию результатов эксперимента; правила приближенных вычислений; формулировку вывода по результатам эксперимента; правила оформления отчета.

 

  • Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы

 

  • Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.

 

  • Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.

 

  • Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.

 

  • Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их назначение и технические характеристики, правила пользования»; «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.

 

  • Алгоритм выполнения задания.

 

  • Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.

 

  • Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.

 

  • Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.

 

  • Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы).

 

  • Тесты с возможностью самоконтроля.

 

 

  1. Основные требования к дидактическому материалу

 

Необходимо:

 

  • выбрать последовательность знакомства с информацией;

 

  • дать ученику подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле;

 

  • структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений.

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *