Музыкально – литературная гостиная «Зимняя сказка»


Глухих Ольга Васильевна
учитель  русского языка и литературы Учреждение детской школы развития « Почемучка» города Астаны

Цель: создание условий для  развития творческих способностей учащихся,  воспитание любви к природе, формирование эстетического восприятия мира.

Задачи: показать взаимосвязь поэзии, живописи и музыки;  развитие навыков выразительного чтения, привитие художественного вкуса; развитие памяти, образного мышления и речи через театрализацию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.

Форма урока: литературно – музыкальная гостиная

Оборудование: проектор, аудиозапись музыкальных произведений, пазлы с репродукциями картин, карточки с пословицами, баннер с изображением зимнего парка, макеты деревьев,  бумажные снежинки

Форма работы: групповая

Оформление: Часть класса  оформлена как уголок зимнего парка (может быть баннер с изображением  зимнего парка на задней стене)

Ход мероприятия

Большинство учащихся класса сидят за отдельными партами группами по 4-6человек.

Звучит тихая музыка, которая сменяется звуками метели

Появляется  группа ребят в зимних шапках, варежках, шарфах. Ребята играют в снежки, но видно, что это занятие им наскучило.

1 ученица: Ребята, я замерзла! Домой хочу! (топает ногами и потирает руки)

2 ученик: В снежки играть надоело, бегать тоже…

3 ученик:  Эх,  сейчас бы за компом посидеть, я вчера новую игру у приятеля скачал…

4 ученик: Ребята, нам же сочинение на завтра писать нужно! Тема: «Зимняя сказка».

5 ученица: Мороз и солнце! День чудесный! Скукотища! И где сказка? Один снег кругом, да к тому же холодно!

1 ученица: Всё,  хватит! Пойдемте скорее по домам.

2 ученик: Вот и метель усиливается.

3 ученик: А где же дорога? ( В ужасе, озираясь по сторонам) Как же мы домой доберемся?

Дети  начинают искать дорогу, понимают,  что- то произошло, и дорога, ведущая из парка,  исчезла.  Все растеряны.

4 ученик: Нет проблем! А навигатор в сотке для чего? Сейчас найдем дорогу…

5 ученица: Ребята…, что с телефоном случилось?

Все (по очереди ): И у меня…

Вдруг ребята  замечают женщину  в  шубке и белой шали, она посыпает серебром деревья, развешивает снежинки на ветки.

( В  стороне стоит мольберт с зимним пейзажем)

4 ученик: Ребята! ( с радостью)  Смотрите, там какая- то художница. Может быть, она нам поможет?

5 ученица: Художница? Рисует в такую метель? Да, странная… , но как- то выбираться нужно.

Ребята подходят к странной художнице.

Начинает играть легкая музыка.

1 ученица: Здравствуйте, вы не подскажите, где дорога, ведущая из парка?

2 ученик: И хочется вам рисовать в такую погоду? Мы  в этом парке ничего красивого не увидели.

Художница ( учитель): Здравствуйте, дети. Я не просто художница. Я – Волшебница Зима. Решила украсить этот уголок парка серебристым снегом, искристым инеем, укрыть деревья белыми шалями, а траву белым ковром.

Ребята в недоумении переглядываются, пожимают плечами.

Волшебница Зима: Мне жаль вас, ребята, ведь вы не замечаете сказки вокруг, разучились видеть красоту  природы. Неужели ваши сердца превратились в льдинки, ваши души зачерствели, а глаза не видят, как прекрасен мир вокруг!  Вам просто необходима помощь.

Хочу, чтоб вьюги и метели

Сюда скорее прилетели.

Звучит музыка А. Вивальди  «Зима», появляются ребята в костюмах снежинок.

Волшебница Зима: В снежном вальсе закружите,

Волшебство свое начните!

( Танец « Вьюга»)

Во время танца ( 3 мин) герои оказываются в центре танцующих. Музыка сменяется на  спокойную мелодию.  Снежинки разбегаются. Герои смотрят по сторонам, на их лицах восхищение и удивление, они словно заново видят мир вокруг.

Звучит музыка П. И. Чайковского « Зима. Декабрь: У камелька»

1 ученица: ( на фоне музыки)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.  (  Федор Тютчев)

 

2 ученик: ( на фоне музыки Бах Ария из Сюиты № 3)

Первый снег.

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!  (Валерий Брюсов)

3 ученик : ( бережно берет в руки снежинку и смотрит на неё с восхищением)

Читает на фоне музыки Шопен Вальс № 7

 

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.  ( Константин Бальмонт)

4 ученик:  ( берет снежинку у предыдущего чтеца и продолжает)

( На фоне музыки П. Чайковский « Зима»  фрагмент)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

5 ученица: ( на фоне Шопен « Ноктюрн»)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (  А.С. Пушкин)

Выходит Волшебница Зима: Мои милые друзья! Я рада, что вы научились видеть красоту природы, слышать пение метели и шёпот падающего снега. А помогли вам прекрасные поэтические строки Пушкина, Сурикова, Брюсова, Бальмонта  и Тютчева. Наш слух ласкали мелодии Чайковского, Шопена, Баха.

Я знаю, что в нашем классе есть ребята, которые так же, как и наши герои,  умеют слышать музыку природы и чувствовать ее красоту.

(Все герои садятся  за  столики гостиной)

Выступление ребят ( 1-2), которые занимаются в музыкальной студии     « Вдохновение» .

Волшебница Зима:  Народ издавна наблюдал за природой, ведь от нее зависела его жизнь, достаток в доме. Зима было трудным временем, к ней готовились заранее, потому  о ней сложено столько пословиц и поговорок. Сейчас, ребята, мы познакомимся с некоторыми из них. Для этого объединимся в группы.

Каждая группа получает карточку с  заданием. Вам необходимо  восстановить русские и казахские пословицы о зиме, соединив их части. Пословицы на казахском языке нужно перевести.

(Для объединения в группы можно использовать снежинки разных цветов).

1 группа « Собери пословицу»

Чем крепче зима
да ухо морозом рвет.
Тоқтатсаң жерге қалың қар,
жазда шөбіңді шап.
Февраль силен метелью
а весне покорится.
Как зима не злится,
тем скорее весна.
Январь год начинает
а март капелью.
Қыста малыңды бақ,
дей бер жақсы өнім бар.
Декабрь глаз снегами тешит
зиму величает.
Чем крепче зима, тем скорее весна.

Как зима не злится, а весне покорится.

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.

Январь год начинает,  зиму величает.

Февраль силен метелью, а март капелью.

Қыста малыңды бақ, Жазда шөбіңді шап. – Зимой скот паси, летом сено коси.

Тоқтатсаң жерге қалың қар, Дей бер жақсы өнім бар – Землю снег питает, а земля урожай рождает.

2 группа.

Зима лето пугает,
а капелью кончается.
Тоқтатсаң жерге қалың қар,
жазда шөбіңді шап.
Зима без снега,
но стоять не велит.
Зима заморозками начинается,
зимой с сумою побежишь.
Летом пролежишь
знать лето без хлеба.
Қыста малыңды бақ,
дей бер жақсы өнім бар.
Мороз невелик,
да всё равно тает.
Зима лето пугает, да все равно тает.

Зима заморозками начинается, а капелью кончается.

Летом пролежишь, зимой с сумою побежишь.

Зима без снега, знать лето без хлеба.

Мороз невелик, но стоять не велит.

Қыста малыңды бақ, Жазда шөбіңді шап. – Зимой скот паси, летом сено коси.

Тоқтатсаң жерге қалың қар, Дей бер жақсы өнім бар – Землю снег питает, а земля урожай рождает.

Проверка выполнения задания. ( Каждая группа читает свои пословицы, учитель выводит на экран  правильный вариант)

Волшебница Зима: Сегодня мы услышали звуки зимы, представили зимние пейзажи, читая и слушая прекрасные стихи. Как передать природу красками? Следующее задание поможет вам познакомиться с зимними пейзажами известных художников.

Каждая группа  получает пазлы с репродукцией картины. Ваша задача – собрать  пазлы и восстановить репродукцию.

( Собрав пазлы репродукции , ребята прочтут название картины и её автора)

B.  Шишкин « Зима»

А. Саврасов « Зима»

И Грабарь « Февральская лазурь»

И. Шишкин « На севере диком»

Каждая группа собирает пазлы. На экране  учитель показывает слайды  с репродукциями

Волшебница Зима: Гаснут свечи в нашей гостиной.  Подходит к концу наша встреча, но не заканчивается зимняя сказка. Сегодня вы прикоснулись  к удивительному миру, имя которому искусство. Помните, научившись видеть прекрасное вокруг, вы сами становитесь прекраснее. В этом и есть волшебная сила искусства.

Домашнее задание:

Я чтобы наша встреча запомнилась вам, дома я предлагаю вам  либо нарисовать зиму, либо написать сказку о зиме или стихотворение, либо сделать фото уголков зимней природы нашего города. ( на выбор)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *