Роль изобразительного искусства в формировании гармонично развитой личности

Кыдырбаева Айгуль Есенгельдыевна
преподаватель изобразительного искусства ДШИ № 3, г.Сарань

Основная задача организаций дополнительного образования является воспитание и развитие гармоничной личности, ее индивидуальных особенностей. Общеобразовательная система не дает в полной мере развития этих качеств, имея тенденцию только к обучению. А ведь общеизвестно, что гармонично развитый во всех сферах человек может успешно справляться с различными задачами и проблемами, реализуя себя и принося пользу обществу.

Основной задачей творческой деятельности организаций дополнительного образования является раскрытие и воспитание творческих способностей учеников в полиэтнокультурном пространстве современного общества, среди огромного потока всевозможной информации, сохраняя при этом индивидуальность каждого учащегося.

Негативными сторонами современной общеобразовательной системы можно  назвать авторитарную систему обучения и воспитания, с использованием жестких методов, игнорирование индивидуальных потребностей и интересов школьников.  Все это наряду с огромным объемом требуемых знаний не способствует гармоничному развитию учащихся, их физическому и психическому здоровью. Современные ученые отличают следующую тенденцию: «исчезают правополушарники – генераторы идей», имеет место процесс распада воображения у детей. Этому способствует и глобальная компьютеризация нашей жизни, отнимающая у детей живое общение друг с другом, с  природой. Интересно и еще одно заключение современных ученых: «Кто раскроет законы раскрепощения творческой личности, совершит открытие более значимое для человечества, чем открытие ядерной физики.»

Сейчас все более актуальным становится практика «правополушарного» интуитивного рисования, которое высвобождает внутренние способности человека, помогая ему преодолевать рутину и стрессовые ситуации, открывая дремлющие силы души. Правополушарное рисование одновременно и лечит и диагностирует и приносит удовольствие от самовыражения!

Бесспорно, изобразительную деятельность дети считают самой интересной. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. «Истоки способностей и дарования детей—на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити— ручейки, которые питают источник творческой мысли..Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»Уроки искусства тренируют мелкую мускулатуру рук, точность движений, развивает как мир чувств, так и творческий, самостоятельный ум, обеспечивая свободу. самовыражения, лечат человека, продлевают ему жизнь.

Для успешного обучения изобразительному искусству надо принимать ученика таким, какой он есть с его багажом знаний, способностей. Быть примером для него в профессиональном и в личностном плане. Любить детей, радоваться их даже маленьким успехам и победам, быть терпеливым и справедливым.  Все дети талантливы. От педагога зависит, нащупает ли он зоны одаренности ученика, поможет ли ему раскрыться творчески. В раннем детстве ребенок максимально отрыт миру, к познанию, и очень важно не опустить этот момент родителям и учителям.
Главными задачами уроков ИЗО-искусства являются обучения тем или иным видом художественной деятельности. Для их успешной реализации не менее важными являются воспитание таких необходимых для работы навыков как: усидчивость, выдержка, терпеливость и аккуратность. В итоге мы решаем еще и нравственные задачи – уважение к труду, как своему, так и чужому. Научась уважать другого, ребенок учиться уважать и нормы общества, в котором живет, активно проявлять себя в самостоятельной творческой деятельности.

Занятия изобразительным искусством позволяют. использовать новые педагогические технологии и эффективные методики обучения.

Одним из наиболее эффективных в плане обучения рисованию как детей, так и взрослых любого возраста является метод правополушарного (или интуитивного ) рисования.

Метод основывался на концепции Роджера Сперри о функциональной специализации полушарий головного мозга. Так как наш мозг разделяется на два полушария, то он использует два способа переработки информации.

Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности.

Правое полушарие отвечает за эмоции, интуицию, чувства и все иррациональное, в том числе за креативность и нестандартность творческого мышления. При активной работе правого полушария обучение навыкам происходит достаточно быстро и они остаются с человеком на всю жизнь. В детстве мы были правополушарны,  оттого и все, чему мы научились в детстве осталось с нами на всю жизнь — родной язык, умение кататься на велосипеде и т.д.. Задача тренинга по правополушарному рисованию — активизировать деятельность правого полушария с помощью живописи, создать в процессе свои собственные шедевры и получить необходимый навык для реализации творческих задумок!

При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину.

Что получают от интуитивного рисования?

-Учатся слушать свою интуицию и себя
-Убирают барьеры « я не смогу», «у меня не получиться»
-Снимают стресс, отрицательные эмоциональные состояния
-Развивают творческий потенциал
-Самовыражаются,  доставляя удовольствие себе

Интуитивное рисование используют даже в восстановительном периоде после перенесенного инсульта. Поскольку при работе такого рисования оказываются задействованы разные полушария (и правое и левое) тренируются зоны, которые в жизни мало используются. И получается, что во время занятий улучшается мозговое кровообращение и происходит общая активизация деятельности головного мозга, что приводит к формированию новых путей взаимодействия между разными областями. А это в свою очередь включает компенсаторные механизмы.

Интуитивное (правополушарное) рисование помогает даже при различных заболеваниях. Особенно его советуют пройти при повышенном давлении, бессоннице, хроническом стрессе. Подходит тем, у кого есть трудности с выражением эмоций или в ситуациях, когда эмоции «кипят» внутри.

Дети во время такого рисования учатся взаимодействию друг с другом, становятся увереннее в своих силах, раскрепощаются.

Арт-терапия — один из самых мягких и, в то же время, глубоких методов работы с подсознанием. Сам процесс творчества, обращаясь к внутренним, естественным ресурсам человека, уже лечит. Арт-терапия в силах помочь изменить что-то в жизни, гармонизировать внутреннее состояние, развить уверенность в себе и гибкость мышления

Применяя в обучении наряду с классическими и метод правополушарного рисования, учитель должен больше доверять великому дару природы-интуиции детей, дать шанс ему развиваться и не заглохнуть. Обучение должно затрагивать эмоциональную сферу, строиться на игре, ярких образах. В подростковый  период важно не потерять эмоциональную связь с ребенком, не дать угаснуть воображению, помочь сформировать новое гармоничное восприятие мира.

Таким образом, ребенок, с детства приобщенный к миру искусства, вырастает творческой личностью, а также полноценным гражданином своей страны.

Список литературы

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва.,Просвещение,1991.

2.Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. Гамезо М.В. Москва.,Просвещение,1981.

3.Психология младшего школьника/ Под ред.Е.И. Игнатьева. Москва.,1960.

4. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. Москва.,1961.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.