УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Организация работы учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями
Жакипбекова Сауле Сотиялдиновна
докторант ЖГУ им.И.Жансугурова
Краткое описание курса «Организация работы учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями»
- Цель курса – сформировать у студентов представления о базовых положениях теории, понятийном аппарате, научных и методологических положениях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
Задачи курса:
– сформировать целостное представление о совместном обучении детей с нормальным и нарушенным развитием как неотъемлемой части общего и специального образования;
– раскрыть социокультурную сущность совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием, ознакомить студентов с теорией и практикой его становления;
– показать роль совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием в социализации ребенка с ограниченными возможностями развития, дать представление о специальных образовательных возможностях таких детей в сравнении с обычными, физиологически здоровыми детьми;
– ознакомить студентов с системой образовательных услуг, представляемых ученику в процессе совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием;
– сформировать предпосылки профессионального мировоззрения будущих учителей начальных классов.
В результате изучения дисциплины у студентов формируются следующие компетенции:
- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ограниченными возможностями;
- готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ограниченными возможностями;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ограниченными возможностями;
– содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида;
– общие методические аспекты обучения лиц с ограниченными возможностями: цели, задачи, принципы, методы, приемы организационные формы, коррекционную направленность;
– концептуальные основы совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием;
– состояние совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием в Республике Казахстан и за рубежом;
– условия и модели совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием;
– нормативно-правовую базу совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием; виды специальных школ и классов.
Студенты должны овладеть умениями:
– работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями;
-участвовать в деятельности методических групп и объединений;
-осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере общего и специального образования; диагностировать готовность младшего школьника к обучению в школе;
– определять индивидуальные особенности ребенка в его учебной деятельности;
– выявлять состояние работоспособности детей с ограниченными возможностями;
– систематизировать знания о педагогических средствах и методах коррекционного воздействия совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием;
– составлять конспект урока для класса совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
Владеть:
– навыками межличностных отношений;
– основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности; алгоритмом системного подхода к включению ребенка с ограниченными возможностями в учебный процесс;
– методами управления эмоциональным состоянием ребенка с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью);
-технологиями повышения работоспособности детей с ограниченными возможностями;
– методикой составления рабочих программ по обучению детей с ограниченными возможностями в классе совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
Изучение курса способствует формированию профессионально значимых личностных качеств будущего учителя, в том числе педагогическое мышление, мобильность, коммуникабельность, педагогический такт.
Программа элективного курса «Организация работы учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями» рассчитана на 3 кредита, из них 15 часов –лекционных, 30 часов практических занятий, 15 часов – СРСП, 75 часов – СРС.
Объединение тем в единый модуль происходит с учётом общности цели и задач. Модуль представлен тремя модульными единицами.
В рамках первого модуля «Обучение детей с ограниченными возможностями как приоритетное направление модернизации среднего образования» применяются формы обучения, позволяющие сформировать целостную структуру профессиональной деятельности в процессе обучения детей ограниченными возможностями посредством оптимального соединения репродуктивных и активных методов обучения: презентации, проблемные лекции, дискуссии, беседа о толерантности, эвристическая беседа.
Содержание второго модуля «Особенности организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями с нормально развивающими детьми в Казахстане и за рубежом» направлена на формирование концептуальных знаний об обучении детей с ограниченными возможностями как новом явление образовательной политики.
Следующая модульная единица «Технологии обучения детей с ограниченными возможностями» будет способствовать формированию способности на основе комплекса профессионально-практических умений осуществлять инклюзивное образование детей, умений и навыков в области современных педагогических технологий организации и руководства инклюзивным образованием.
Программа элективного курса разработана на основании Государственного общеобязательного стандарта образования специальности 5В010200 – Педагогика и методика начального обучения. Предназначена для преподавателей высшего учебного заведения, студентов, работников системы общего и специального образования.
Политика курса:
– активно участвовать в учебном процессе;
– проявлять самостоятельность и творчество при выполнении СРС;
– своевременно выполнять СРС;
– в случае их невыполнения итоговая оценка снижается;
– использовать занятия по СРСП в случаях затруднений.
Политика академического поведения и этики:
– не опаздывать на занятия;
– не пропускать занятия, в случае болезни предоставлять справку;
– пропущенные занятия отрабатывать в назначенное преподавателем время;
– отключить сотовый телефон;
– быть пунктуальным и обязательным.
Таблица -1 Календарно-тематический план курса «Организация работы учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями»
Неде
Ля |
(С)Содержание лекционного курса
(П)Содержание практических (семинарских) занятий |
Объем в часах | Задание СРСП | Объем в часах | Сроки и формы отчетности СРС | |||
Модуль I. Обучение детей с ограниченными возможностями как приоритетное направление модернизации среднего образования
|
||||||||
1 | Л. Концептуальные основы обучения детей с ограниченными возможностями.
П. Концепции обучения детей с ограниченными возможностями. |
4
4 |
Обучение детей с ограниченными возможностями как социально-педагогический феномен. | 24(36) | 2-неделя
беседа за круглым столом |
|||
2 | Л. Совместное обучения детей с нормальным и нарушенным развитием: значение, понятие, задачи. Понятия дети с ограниченными возможностями, дети с особыми образовательными потребностями: общее и различие
П. Общие и специфические особенности развития детей с ограниченными возможностями. |
4
4 |
Терминологические различия понятий, используемые при совместном обучении детей с нормальным и нарушенным развитием. | 24(36) | 2-неделя
доклад по теме: «Термино-логические различия понятий» |
|||
3 | Л. Совместное обучения детей с нормальным и нарушенным развитием в Казахстане и за рубежом.
П. Современный опыт совместного обучения детей с ограниченными возможностями в массовых школах Казахстана и за рубежом.
|
4
4 |
Готовность общества к совместному обучению детей с нормальным и нарушенным развитием.
|
24(36) | 3 неделя
Беседа |
|||
Модуль II. Особенности организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями с нормально развивающими детьми в Казахстане и за рубежом | ||||||||
4 | Л. Модели обучения детей с ограниченными возможностями: частичная, комбинированная, временная, смешанная, полная.
П. Организационно-правовые основы обучения детей с ограниченными возможностями.
|
4
4 |
Условия обучения совместного обучения детей с ограниченными возможностями в массовой школе в Казахстане и зарубежом.
|
24(36) | 4 неделя коллоквиум | |||
5 | Л. Принципы совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
П. Реализация прав детей с ограниченными возможностями развития как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. |
4
4 |
Особенности функционирования различных форм совместного обучении детей с нормальным и нарушенным развитием.
|
24(36) | 5-7 неделя
Дискуссия |
|||
6 | Л. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
П. Готовность учителя начальных классов как основной фактор успешности совместного обучения детей с ограниченными возможностями. |
4
4 |
Тьюторское сопровождение как эффективная форма индивидуализации работы с обучающимися | 8- неделя
пресс-конферен-ция |
||||
Модуль 3. Технологии обучения детей с ограниченными возможностями
|
||||||||
Л. Технологии обучения детей в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
П. Современные образовательные технологии как объективная необходимость. |
4
4
|
Групповая и коллективная технологии обучения.
|
|
9-10 неделя беседа за круглым столом
|
||||
6 | Л. Технология обследования детей в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
П. Система выявления и оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями
|
6
6 |
Система раннего выявления и ранней коррекции как необходимая ступень совместного обучении детей с нормальным и нарушенным развитием. | 24(36) | 11-12 неделя
Практичес-кая работа, обсуждение
|
|||
7 | Л. Технология организации развивающей среды в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
П. Методы, приемы и формы организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием. |
2
2 |
Критерии и показатели готовности образовательной организации к обучению детей с ограниченными возможностями.
|
24(36) | 13-14 неделя
Защита проекта |
|||
8 | Л. Технология проведения коррекционно-развивающей работы в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
П. Адаптация международного опыта развития обучения детей с ограниченными возможностями в условиях образовательного пространства в Казахстане.
|
Критерии и показатели готовности учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями.
|
15-неделя
работа в микро-группах. |
|||||
Всего: | 30+30 | 30 | 45 | |||||
Краткое содержание лекции курса «Организация работы учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями»
МОДУЛЬ 1. Обучение детей с ограниченными возможностями как приоритетное направление модернизации среднего образования.
Тема 1 Концептуальные основы обучения детей с ограниченными возможностями детей.
Обучение детей с ограниченными возможностями как феномен общего и специального образования. Цели и задачи инклюзивного обучения детей с проблемами в развитии совместно с детьми физиологической нормы. Возможности социализации детей при оптимальных условиях совместного обучения детей с ограниченными возможностями. Основные положения концепции. Обеспечение психолого-медико-педагогических условий образовательными учреждениями при совместном обучении детей с нормальным и нарушенным развитием.
Тема 2. Совместное обучения детей с нормальным и нарушенным развитием: значение, понятие, задачи. Понятия дети с ограниченными возможностями, дети с особыми образовательными потребностями: общее и различие
Понятие и сущность обучения детей с ограниченными возможностями. Этимология понятий интеграция, инклюзия, дети с ограниченными возможностями, дети с особыми образовательными потребностями, общее и различия, определение их содержательного поля. Категория инклюзии в философской, юридической, социологической, психологической и педагогической научной литературе: вариативность подходов и терминов. Совместное обучение детей с ограниченными возможностями как предмет психолого-педагогических исследований. Актуальность развития инклюзивной практики в Казахстане.
Сущность понятий «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа», «обучающийся с ограниченными возможностями», «индивидуальный учебный план», «специальные условия», «готовность образовательной организации к инклюзивной практике».
Тема 3 Совместное обучения детей с нормальным и нарушенным развитием в Казахстане и за рубежом
Законы об образовании и законы о специальном образовании – как отправные вехи реализации инклюзивного обучения. Международные документы о защите прав детей с проблемами в развитии. Совместное обучения детей с нормальным и нарушенным развитием в Европе, Америке, Азии. Видные педагоги и психологи о необходимости реализации идеи инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями. Ратификация Республикой Казахстан Международных актов – начало систематическому изучению проблем образования детей с ограниченными возможностями. Современный опыт инклюзивного обучения детей с нарушениями различных категорий в общеобразовательных учреждениях.
МОДУЛЬ 2 Особенности организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями с нормально развивающими детьми в Казахстане и за рубежом.
Тема 1. Модели обучения детей с ограниченными возможностями: частичная, комбинированная, временная, смешанная, полная.
Внутренние условия успешного совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием. Внешние условия интеграции. Социальная и педагогическая виды интеграции. Интернальная и экстернальная виды интеграции. Временная, частичная, комбинированная и полная виды интеграции. Психолого-медико-педагогическое обеспечение успешного внедрения различных моделей совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
Тема 2. Принципы совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
Принцип индивидуального подхода. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников. Принцип междисциплинарного подхода. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Принципы гуманизации и демократизации.
Тема 3. Психолого-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
Психолого-педагогическое сопровождение – как целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения. Основные понятия и принципы психолого- педагогического сопровождения. Структура и базовые компоненты психолого- педагогического сопровождения. Основные этапы и особенности психолого- педагогического сопровождения инклюзивного процесса.
МОДУЛЬ 3. Технологии обучения детей с ограниченными возможностями
Тема 1. Технологии обучения детей в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
Технология организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием, методы, формы и приемы коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями. Технологии организации обучения детей с ограниченными возможностями: технология создания атмосферы включения всех участников образовательного процесса (Т. Бут, М. Эйнскоу), технология создания адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех детей (Д. Митчелл). Технология организации обучения детей с ограниченными возможностями в средних школах (отечественный подход), технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием, технология поддержки и тьюторского сопровождения интегрированных детей.
Тема 2. Технология обследования детей в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием. Технологии обследования детей с нарушениями в развитии. Характеристика типичных особенностей развития, свойственных детям с ограниченными возможностями. Общие и специфические психолого-педагогические требования, предьявляемые к организации и проведению диагностического обследования. Взаимосвязь учителя начальных классов со специалистами психолого-педагогического сопровождения.
Тема 3. Технология организации развивающей среды в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
Модернизации образования – обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования обучающимися с ограниченными возможностями. Особенности организации развивающей среды в условиях интеграции и инклюзии. Развивающая образовательная среда: принципы, характеристики, способы ее организации.
Тема 4. Технология проведения коррекционно-развивающее работы в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
Определение понятия технологии, коррекционно-развивающей работы. Принципы проведения, структура, содержание и основные направления коррекционно-развивающей работы. Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, задержки психического развития, со сложными нарушениями в развитии. Взаимосвязь учителя начальных классов со специалистами психолого-педагогического сопровождения в осуществлении коррекционно-развивающей работы в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
Темы семинарских занятий курса «Организация работы учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями»
МОДУЛЬ 1. Обучение детей с ограниченными возможностями как приоритетное направление модернизации среднего образования.
- Концепции обучения детей с ограниченными возможностями.
- Общие и специфические особенности развития детей с ограниченными возможностями.
- Современный опыт совместного обучения детей с ограниченными возможностями в массовых школах Казахстана и за рубежом.
МОДУЛЬ 2 Особенности организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями с нормально развивающими детьми в Казахстане и за рубежом
- Организационно-правовые основы обучения детей с ограниченными возможностями.
- Реализация прав детей с ограниченными возможностями как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
- Готовность учителя начальных классов как основной фактор успешности совместного обучения детей с ограниченными возможностями.
МОДУЛЬ 3. Технологии обучения детей с ограниченными возможностями
- Современные образовательные технологии как объективная необходимость.
- Система выявления и оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями.
- Методы, приемы и формы организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Адаптация международного опыта развития обучения детей с ограниченными возможностями в условиях образовательного пространства в Казахстане.
Темы самостоятельных работ студентов с преподавателем по курсу «Организация работы учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями».
МОДУЛЬ 1. Обучение детей с ограниченными возможностями – приоритетное направление модернизации среднего образования.
СРСП №1. Обучение детей с ограниченными возможностями как социально-педагогический феномен.
СРСП №2. Терминологические различия понятий, используемые при совместном обучении детей с нормальным и нарушенным развитием.
СРСП №3. Готовность общества к совместному обучению детей с нормальным и нарушенным развитием.
МОДУЛЬ 2. Особенности организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями с нормально развивающими детьми в Казахстане и за рубежом.
СРСП №1. Условия обучения совместного обучения детей с ограниченными возможностями в массовой школе в Казахстане и зарубежом.
СРСП №2. Особенности функционирования различных форм совместного обучении детей с нормальным и нарушенным развитием.
СРСП №3. Тьюторское сопровождение как эффективная форма индивидуализации работы с обучающимися.
МОДУЛЬ 3. Технологии обучения детей с ограниченными возможностями.
СРСП №1. Групповая и коллективная технологии обучения.
СРСП №2. Система раннего выявления и ранней коррекции как необходимая ступень совместного обучении детей с нормальным и нарушенным развитием.
СРСП №3. Критерии и показатели готовности образовательной организации к обучению детей с ограниченными возможностями.
СРСП №4. Критерии и показатели готовности учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями.
Самостоятельная работа студентов по курсу «Организация работы учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями»
Методические рекомендации к СРС
Задания для самостоятельной работы следует выполнять после изучения теоретических аспектов. Предлагаемые задания разнохарактерны по объему, уровню сложности и степени вашей самостоятельности в учебной и исследовательской работе. Они разделены на группы.
К первой группе относятся задания (создание библиографического каталога нормативно-правовых актов, подготовка историко-аналитической справки, составление словаря по инклюзивной педагогике) репродуктивного и репродуктивно-продуктивного уровней (простое воспроизведение, уетановление причинно-следственных связей, сравнение, выявление главного, общего, особенного и единичного, определение понятий, доказательство и т. д.). Эти задания направлены на формирование способов познавательной деятельности и общеучебных умений и навыков, необходимых студенту и будущему педагогу.
Эти задания преследуют цель формирования у студентов умения анализировать научные и методические тексты, работать со словарями, литературными источниками, составлять библиографические справки, комментировать тексты.
Ко второй группе относятся задания повышенной сложности (разработка аргументации «за» и «против» обучения детей с ограниченными возможностями, написание очерка об отношении к лицам с психофизическими нарушениями в нашем городе, разработка макета журнала об обучении детей с ограниченными возможностями, разработка логотипа и рекламы начальной школы с коррекционными и инклюзивными классами), в основном носящие частично-поисковый и исследовательский характер. Эти задания направлены на формирование общепедагогических умений и творческих способов познавательной деятельности. В этих заданиях прослеживается усложнение, так как требуется более высокий уровень знаний, абстрактного видения проблемы. Эти задания более индивидуализированы, требуют высокого уровня систематизации теоретических знаний студентов.
В заданиях на составление профессиограммы инклюзивного педагога, составление резюме для приёма на работу в начальную школу с коррекционными и инклюзивными классами, составление вопросов для интервью с сотрудниками начальной школы с коррекционными классами и родителями детей с ограниченными возможностями, подбор диагностических материалов для проведения обследования детей с ограниченными возможностями, разработка тематики и плана работы с родителями детей, посещающих инклюзивные классы, анализ нормативных требований к оборудованию инклюзивных классов. Представлены наиболее сложные задачи для студентов, так как для их выполнения требуется максимально проявить творчество, актуализировать уже имеющиеся знания, выразить собственное’ мнение в профессиональном плане. Они предполагают активизацию практических умений и навыков студентов, как в области их будущей профессиональной деятельности, так и сфере их общеинтеллектуальных и учебных навыков.
С точки зрения формирования профессиональных умений, наиболее продуктивными можно считать задания на моделирование технологий инклюзивного обучения, моделирование проблемных ситуаций (case-study), конструирование занятий и досуговой деятельности для инклюзивных классов, разработку методических рекомендаций (консультаций) для педагогов (родителей) детей, посещающих инклюзивный класс, разработку листа самооценки инклюзивного педагога.
МОДУЛЬ 1. Обучение детей с ограниченными возможностями – приоритетное направление модернизации среднего образования.
СРС 1. Понятие совместное обучения детей с ограниченными возможностями в условиях начальной школы.
СРС 2. Физиологические особенности развития и состояние здоровья детей с ограниченными возможностями.
СРС 3. Опыт организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями в условиях начальной школы.
МОДУЛЬ 2 Особенности организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями в условиях начальной школы в Казахстане и зарубежом.
СРС 1. Международные и республиканские нормативные документы, регламентирующие организацию обучения детей с ограниченными возможностями.
СРС 2. Специальный республиканский государственный стандарт начального образования детей с особыми потребностями.
СРС 3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями.
МОДУЛЬ 3. Технологии обучения детей с ограниченными возможностями
СРС 1. Включение гуманитарных технологий.
СРС 2. Особенности индивидуального обучения.
СРС 3. Требования к подготовке специалистов, работающих по программам обучения детей с ограниченными возможностями.
Темы рефератов по курсу «Организация работы учителя начальных классов
с детьми с ограниченными возможностями»
- Обучение детей с ограниченными возможностями как приоритетное направление модернизации среднего образования.
- Концептуальные основы обучения детей с ограниченными возможностями.
- Обучение детей с ограниченными возможностями как феномен общего и специального образования.
- Цели и задачи обучения детей с проблемами в развитии совместно с детьми физиологической нормы.
- Возможности социализации при оптимальных условиях совместного обучения детей с ограниченными возможностями.
- Основные положения концепции совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием..
- Особенности обучения детей с ограниченными возможностями.
- Обеспечение психолого-медико-педагогических условий образовательными учреждениями для совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Совместное обучения детей с нормальным и нарушенным развитием: значение, понятие, задачи.
- Понятие и сущность обучения детей с ограниченными возможностями.
- Этимология понятий интеграция, инклюзия, определение их содержательного поля.
- Категория инклюзии в философской, юридической, социологической, психологической и педагогической научной литературе: вариативность подходов и терминов.
- Совместное обучение детей с ограниченными возможностями как предмет психолого-педагогических исследований.
- Актуальность развития инклюзивной практики в Казахстане.
- Сущность понятий «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа», «обучающийся с ограниченными возможностями», «индивидуальный учебный план», «специальные условия», «готовность образовательной организации к инклюзивной практике».
- Совместное обучения детей с нормальным и нарушенным развитием в Казахстане и за рубежом.
- Законы об общем и о специальном образовании, принятые за рубежом, как отправные вехи реализации инклюзивного обучения. Международные документы о защите прав детей с проблемами в развитии.
- Совместное обучения детей с нормальным и нарушенным развитием в Европе, Америке, Азии.
- Видные педагоги и психологи о необходимости реализации идеи инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями.
- Ратификация Республикой Казахстан Международных актов о защите прав детей – начало систематическому изучению проблем инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями.
- Современный опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях – детских садах и школах.
- Модели обучения детей с ограниченными возможностями: частичная, комбинированная, временная, смешанная, полная.
- Внутренние условия успешного совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Внешние условия интеграции.
- Социальная и педагогическая виды интеграции.
- Интернальная и экстернальная виды интеграции.
- Временная, частичная, комбинированная и полная виды интеграции.
- Психолого-медико-педагогическое обеспечение успешного внедрения различных моделей совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием интеграции.
- Принципы совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием:
- Принцип индивидуального подхода.
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
- Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников.
- Принцип междисциплинарного подхода.
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
- Принципы гуманизации и демократизации.
- Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Психолого-педагогическое сопровождение – как целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.
- Основные понятия и принципы психолого- педагогического сопровождения .
- Структура и базовые компоненты психолого- педагогического сопровождения.
- Основные этапы и особенности психолого- педагогического сопровождения инклюзивного процесса.
- Сопровождение -помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей.
- Идеи психолого-педагогического сопровождения в зарубежной гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Мид, М. Кун, И. Блумер), педагогики сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков и др.).
- Характеристика сопровождения ребенка с ограниченными возможностями: процессуальность, пролонгированость, недирективность, погруженность в реальную ситуацию человека, особость отношений между участниками, приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта («педагогика успеха»), право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность по сопровождению ребенка с ограниченными возможностями.
- Технологии обучения детей в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Технология организации обучения детей с ограниченными возможностями: методы, формы и приемы коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Методы, приемы и формы организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Технологии организации обучения детей с ограниченными возможностями: технология создания атмосферы включения всех участников образовательного процесса (Т.Бут, М. Эйнскоу), технология создания адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех детей (Д. Митчелл).
- Технология организации обучения детей с ограниченными возможностями в средних школах (отечественный подход), технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием, технология поддержки и тьюторского сопровождения интегрированных детей.
- Технология обследования детей в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Технология обследования речи.
- Технология обследования слуха.
- Технология организации развивающей среды в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Модернизации образования – обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения.
- Особенности обучения детей с ограниченными возможностями ( с задержкой психического развития, с нарушениями речи, слуха, зрения, эмоционально-волевой сферы, интеллекта и опорно-двигательного аппарата) с обычными детьми.
56.Технология проведения коррекционно-развивающее работы в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Технология обследования зрения.
- Технология обследования эмоционально-волевой сферы.
- Технология обследования детей с задержкой психического развития.
- Технология обследования детей с опорно-двигательными нарушениями.
- Технология обследования детей с назначительными интеллектуальными нарушениями.
- Определение понятия коррекционно-развивающей работы.
- Принципы проведения коррекционно-развивающей работы.
64.Направления коррекционно-развивающей работы.
65.Структура коррекционно-развивающего занятия.
Экзаменационные вопросы по курсу «Организация работы учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями»
1.Концепции обучения детей с ограниченными возможностями.
- 2. Концепция иерархии потребностей (А. Маслоу, Ф. Херцберг, Д. Мак-Клелланда);
- Концепции интегративной школы М. Монтессори, С. Френе, Р. Штайнер);
- Концепции современной системы образования и воспитания детей с различными отклонениями в развитии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Лебединский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер).
- Общие и специфические особенности развития детей с ограниченными возможностями.
- Характеристика детей с ограниченными возможностями развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети».
- Классификации категории лиц с ограниченными возможностями А.Р. Маллера, Т.В. Егоровой, Т А. Власовой и М.С. Певзнера, В.А.Лапшина и Б.П.Пузановпа и др.
- Диапазон различий в развитии детей с с ограниченными возможностями.
- Современные тенденции в изменении состава школьников с ограниченными возможностями.
- Современный опыт совместного обучения детей с ограниченными возможностями в массовых школах Казахстана.
- 1 Опыт зарубежных стран по созданию доступных школ для совместного обучения детей с ограниченными возможностями с их нормально развивающимися сверстниками.
- 2 Внедрение интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями в массовые общеобразовательные учреждения Республики Казахстан: перспективы и проблемы.
- 1 Факторы внешней среды, влияющие на развитие системы образования детей с ограниченными возможностями
- Организационно-правовые основы обучения детей с ограниченными возможностями.
- Миссия Саламанкской декларации (1994).
- Международно-правовые акты о доступности образования для лиц с ограниченными возможностями.
- Цель и задачи нормативно-правовых документов мирового и республиканского уровня.
- Тенденции изменения системы сопровождения лиц с ограниченными возможностями развития в Казахстане.
- Реализация прав детей с ограниченными возможностями развития как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
20.Создание условий доступности объектов и предоставляемых услуг в сфере образования для детей с ограниченными возможностями.
- Создание «безбарьерных зон» для детей с ограниченными возможностями в условиях массовой школы.
- Создание специальной коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями.
- Порядок приема детей с ограниченными возможностями в массовые школы.
- Готовность учителя начальных классов как основной фактор успешности совместного обучения детей с ограниченными возможностями.
- Многоаспектность и полифункциональность профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов. Учитель в качестве государственного служащего, социального работника, воспитателя подрастающего поколения, дефектолог и педагог-реабилитолог.
- Готовность учителя начальных классов к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями.
- Готовность учителя начальных классов к организации коррекционно-развивающей среды.
- Готовность учителя начальных классов к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях массовой школы;
- Готовность учителя начальных классов к взаимодействию с общественными организациями, семьями, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями.
- Современные образовательные технологии как объективная необходимость.
- Понятие «технология обучения», «педагогическая технология».
- Классификация педагогических технологий.
- Технологии личностно-ориентированного образования: гуманно-личностные технологии; технологии сотрудничества; технологии свободного воспитания; эзотерические технологии.
- Система выявления и оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями.
- Диагностическая работа (своевременное выявление детей с ограниченными возможностями);
- Коррекционно-развивающая работа(своевременная специализированная помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями);
- Консультативная работа, непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями.
- Информационно-просветительская работа.
- Методы, приемы и формы организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Методы совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Средства и приемы совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием (оборудование аудитории; учебно-методические пособия; технические средства обучения (мультимедийные средства).
- Формы организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Адаптация международного опыта развития обучения детей с ограниченными возможностями в условиях образовательного пространства Казахстане.
- Выявление эффективных путей реализации обучения детей с ограниченными возможностями на основе опыта европейских стран (Великобритании, Италии, Германии и др.);
- 45. Понятие «особые образовательные потребности» («Children with Special Needs») как часть культуры и образовательной политики в школах большинства стран Европы, в США и Канаде.
- Трудности и барьеры на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни у детей с ограниченными возможностями.
- Своевременное выявление детей с ограниченными возможностями. Задачи, методы, приемы и средства диагностической работы учителя начальных классов.
- Задачи психолого-педагогического обследования нарушений развития у детей.
- Коррекционно-развивающая работа(своевременная специализированная помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями);
- Организация консультативной работы учителя начальных классов.
- Методы совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Средства и приемы совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием (оборудование аудитории; учебно-методические пособия; технические средства обучения (мультимедийные средства).
- Формы организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Реализация обучения детей с ограниченными возможностями в зарубежных странах.
- Понятие «особые образовательные потребности» («Children with Special Needs»), как часть культуры и образовательной политики в школах большинства стран Европы, в США и Канаде.
- Трудности обучения детей с ограниченными возможностями в массовой школе.
- Характеристика терминологических понятий, используемых при совместном обучении детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Отличия между описанными в научно-педагогических источниках терминологиями, используемые при совместном обучении детей с нормальным и нарушенным развитием.
- 59. Различные подходы к трактовке понятий «интегрированное» и «инклюзивное» образование, обучение детей с ограниченными возможностями.
- Соотношение понятий и определений «инклюзия», « интегрированное обучение», «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми образовательными потребностями».
- Готовность общества к совместному обучению детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Условия обучения совместного обучения детей с ограниченными возможностями в массовой школе в Казахстане и зарубежом.
- Специфика современных методологических подходов к анализу совместного обучения детей с ограниченными возможностями в массовой школе в Казахстане и зарубежом.
- Профессиональные компетенции учителей начальных классов по подготовке к работе с детьми с ограниченными возможностями.
- Нормативно-правовые и организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных программ.
- Обеспечение эффективного взаимодействия работников сферы образования, родителей детей и социальных партнеров при решении задач обучения детей с ограниченными возможностями.
- Специальные классы в образовательных учреждениях общего назначения, классы
компенсирующего обучения.
- Тьюторское сопровождение как эффективная форма индивидуализации работы с обучающимися.
- Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности.
- Педагогическое содержание тьюторского сопровождения образовательной деятельности.
- Основные принципы и функции тьюторской деятельности.
- Основные этапы тьюторского сопровождения: диагностический, проектировочный, реализационный, аналитико-рефлексивный и обобщающий.
- Содержание и организационные условия реализации программы тьюторского сопровождения в школе.
- 74. Сравнительный анализ групповой и коллективной технологии обучения на основании педагогических источников.
- 75. Эффективность и возможные пути внедрения групповой и коллективной технологии совместного обучении детей с нормальным и нарушенным развитием в современную школу
- 76. Технология создания адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех детей (Д. Митчелл).
- Система раннего выявления и ранней коррекции как необходимая ступень совместного обучении детей с нормальным и нарушенным развитием.
- Система раннего выявления и оказания своевременной помощи детям с отклонениями в развитии, опираясь на анализ отечественного и зарубежного опыта.
- Задачи психолого-педагогического обседования нарушений развития у детей.
- Этапы диагностики недостатков развития у детей: первый этап-скрининг; второй этап-дифференциальная диагностика отклонений в развитии; третий этап-феноменологический.
- 81. Моделирование содержания, форм и технологий коррекционно-развивающего процесса в обучении детей с ограниченными возможностями.
- 82. Организация и проведение праздников для детей с ограниченными возможностями в условиях массовой школы.
- 83. Обеспечение эффективного взаимодействия работников сферы образования, родителей детей и социальных партнеров при решении задач обучения детей с ограниченными возможностями.
- Профессиональная готовность учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями.
- Психологическая готовность учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями.
- Образовательные компетенции учителя начальных классов в работе с детьми с ограниченными возможностями.