УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Организация работы учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями


Жакипбекова Сауле Сотиялдиновна

докторант ЖГУ им.И.Жансугурова

Краткое описание курса «Организация работы учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями»

  1. Цель курса – сформировать у студентов представления о базовых положениях теории, понятийном аппарате, научных и методологических положениях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

Задачи курса:

– сформировать целостное представление о совместном обучении детей с нормальным и нарушенным развитием как неотъемлемой части общего и специального образования;

– раскрыть социокультурную сущность совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием, ознакомить студентов с теорией и практикой его становления;

– показать роль совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием в социализации ребенка с ограниченными возможностями развития, дать представление о специальных образовательных возможностях таких детей в сравнении с обычными, физиологически здоровыми детьми;

– ознакомить студентов с системой образовательных услуг, представляемых ученику в процессе совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием;

– сформировать предпосылки профессионального мировоззрения будущих учителей начальных классов.

В результате изучения дисциплины у студентов формируются следующие компетенции:

-­ способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ограниченными возможностями;

-­ готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ограниченными возможностями;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: ­

– современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ограниченными возможностями; ­

– содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида; ­

– общие методические аспекты обучения лиц с ограниченными возможностями: цели, задачи, принципы, методы, приемы организационные формы, коррекционную направленность; ­

– концептуальные основы совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием; ­

–  состояние совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием в Республике Казахстан и за рубежом; ­

– условия и модели совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием;

– нормативно-правовую базу совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием; ­ виды специальных школ и классов.

Студенты должны овладеть умениями:

– работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями; ­

-участвовать в деятельности методических групп и объединений; ­

-осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере общего и специального образования; ­ диагностировать готовность младшего школьника к обучению в школе;

– определять индивидуальные особенности ребенка в его учебной деятельности; ­

– выявлять состояние работоспособности детей с ограниченными возможностями; ­

– систематизировать знания о педагогических средствах и методах коррекционного воздействия совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием;

– составлять конспект урока для класса совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

Владеть: ­

–  навыками межличностных отношений; ­

– основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности; ­ алгоритмом системного подхода к включению ребенка с ограниченными возможностями в учебный процесс; ­

– методами управления эмоциональным состоянием ребенка с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью); ­

-технологиями повышения работоспособности детей с ограниченными возможностями; ­

– методикой составления рабочих программ по обучению детей с ограниченными возможностями в классе совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

Изучение курса способствует формированию профессионально значимых личностных качеств будущего учителя, в том числе педагогическое мышление, мобильность, коммуникабельность, педагогический такт.

Программа элективного курса «Организация работы учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями» рассчитана на 3 кредита, из них 15 часов –лекционных, 30 часов практических занятий, 15  часов – СРСП, 75 часов – СРС.

Объединение тем в единый модуль происходит с учётом общности цели и задач. Модуль представлен тремя модульными единицами.

В рамках первого модуля «Обучение детей с ограниченными возможностями как приоритетное направление  модернизации   среднего образования» применяются формы обучения, позволяющие сформировать целостную структуру профессиональной деятельности в процессе обучения детей ограниченными возможностями посредством оптимального соединения репродуктивных и активных методов обучения: презентации, проблемные лекции, дискуссии, беседа о толерантности, эвристическая беседа.

Содержание второго модуля «Особенности организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями с нормально развивающими детьми в Казахстане и за рубежом» направлена на формирование концептуальных знаний об обучении детей с ограниченными возможностями как новом явление образовательной политики.

Следующая модульная единица «Технологии обучения детей с ограниченными возможностями» будет способствовать формированию способности на основе комплекса профессионально-практических умений осуществлять инклюзивное образование детей, умений и навыков в области современных педагогических технологий организации и руководства инклюзивным образованием.

Программа элективного курса разработана на основании Государственного общеобязательного стандарта образования специальности 5В010200 – Педагогика и методика начального обучения. Предназначена для преподавателей высшего учебного заведения, студентов, работников системы общего и специального образования.

Политика  курса:

– активно  участвовать  в  учебном  процессе;

– проявлять самостоятельность и творчество при выполнении СРС;

– своевременно  выполнять  СРС;

– в  случае  их  невыполнения  итоговая  оценка  снижается;

– использовать занятия по СРСП в случаях затруднений.

Политика академического поведения и этики:

    не  опаздывать  на  занятия;

– не  пропускать  занятия,  в  случае  болезни  предоставлять  справку;

– пропущенные  занятия  отрабатывать  в  назначенное  преподавателем  время;

– отключить  сотовый  телефон;

– быть  пунктуальным  и  обязательным.

Таблица -1 Календарно-тематический план курса «Организация работы учителя начальных классов  с детьми с ограниченными возможностями»

 

Неде

Ля

(С)Содержание лекционного курса

(П)Содержание практических (семинарских) занятий

Объем в часах Задание СРСП Объем в часах Сроки и формы отчетности СРС
Модуль I. Обучение детей с ограниченными возможностями как приоритетное направление  модернизации   среднего образования

 

1 Л. Концептуальные основы обучения детей с ограниченными возможностями.

П. Концепции обучения детей с ограниченными возможностями.

4

 

4

Обучение детей с ограниченными возможностями как социально-педагогический феномен.    24(36) 2-неделя

беседа за круглым столом

2 Л. Совместное обучения детей с нормальным и нарушенным развитием: значение, понятие, задачи. Понятия дети с ограниченными возможностями, дети с особыми образовательными потребностями: общее и различие

П. Общие и специфические особенности развития детей с  ограниченными возможностями.

4

 

 

 

 

 

4

Терминологические различия понятий, используемые при  совместном обучении детей с нормальным и нарушенным развитием. 24(36) 2-неделя

доклад по теме: «Термино-логические различия понятий»

3 Л. Совместное обучения детей с нормальным и нарушенным развитием в Казахстане и за рубежом.

 П. Современный опыт совместного обучения детей с ограниченными возможностями в массовых школах Казахстана и за рубежом.

 

4

 

 

 

 

4

Готовность     общества     к совместному обучению детей с нормальным и нарушенным развитием.

 

24(36) 3 неделя

Беседа

Модуль II. Особенности организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями с нормально развивающими детьми в Казахстане и за рубежом
4 Л. Модели обучения детей с ограниченными возможностями: частичная, комбинированная, временная, смешанная, полная. 

П. Организационно-правовые основы обучения детей с ограниченными возможностями.

 

 

4

 

 

 

4

Условия обучения совместного обучения детей с ограниченными возможностями в массовой школе в Казахстане и зарубежом.

 

24(36) 4 неделя коллоквиум
5 Л. Принципы совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

П. Реализация прав детей с ограниченными возможностями развития  как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

4

 

 

 

4

Особенности функционирования различных форм совместного обучении детей с нормальным и нарушенным развитием.

 

24(36) 5-7 неделя

Дискуссия

6 Л. Психолого-педагогическое сопровождение детей с  ограниченными возможностями в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

П. Готовность учителя начальных классов как основной фактор успешности совместного обучения детей с ограниченными возможностями.

4

 

 

 

 

4

Тьюторское сопровождение как эффективная форма индивидуализации работы с обучающимися 8- неделя

пресс-конферен-ция

Модуль 3. Технологии обучения детей с ограниченными возможностями

 

Л. Технологии обучения детей в  условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

 

П. Современные образовательные технологии как объективная необходимость.

4

 

 

 

4

 

Групповая и коллективная технологии обучения.

 

 

 

 

 

9-10 неделя беседа за круглым столом

 

6 Л. Технология обследования детей в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

 

П. Система выявления и оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями

 

6

 

 

 

6

Система раннего выявления и ранней коррекции как необходимая ступень совместного обучении детей с нормальным и нарушенным развитием. 24(36) 11-12 неделя

Практичес-кая работа,

обсуждение

 

 

7 Л. Технология организации развивающей среды в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

 

П. Методы, приемы и формы организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

2

 

 

 

2

Критерии и показатели готовности образовательной организации к обучению детей с ограниченными возможностями.

 

24(36) 13-14 неделя

Защита проекта

8 Л. Технология проведения коррекционно-развивающей работы  в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

П. Адаптация международного опыта развития обучения детей с ограниченными возможностями в условиях образовательного пространства в Казахстане.

 

Критерии и показатели готовности учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями.

 

15-неделя

работа в микро-группах.

Всего: 30+30 30 45

 

Краткое содержание лекции курса «Организация работы учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями»

МОДУЛЬ  1. Обучение детей с ограниченными возможностями как приоритетное направление  модернизации   среднего образования.

Тема 1 Концептуальные основы обучения детей с ограниченными возможностями детей.

Обучение детей с ограниченными возможностями как феномен общего и специального образования. Цели и задачи инклюзивного обучения детей с проблемами в развитии совместно с детьми физиологической нормы. Возможности социализации детей при оптимальных условиях совместного обучения детей с ограниченными возможностями. Основные положения концепции. Обеспечение психолого-медико-педагогических условий образовательными учреждениями при совместном обучении детей с нормальным и нарушенным развитием.

Тема  2. Совместное обучения детей с нормальным и нарушенным развитием: значение, понятие, задачи. Понятия дети с ограниченными возможностями, дети с особыми образовательными потребностями: общее и различие

Понятие и сущность обучения детей с ограниченными возможностями. Этимология понятий интеграция, инклюзия, дети с ограниченными возможностями, дети с особыми образовательными потребностями, общее и различия,  определение их содержательного поля. Категория инклюзии в философской, юридической, социологической, психологической и педагогической научной литературе: вариативность подходов и терминов. Совместное обучение детей с ограниченными возможностями как предмет психолого-педагогических исследований. Актуальность развития инклюзивной практики в Казахстане.

Сущность понятий «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа», «обучающийся с ограниченными возможностями», «индивидуальный учебный план», «специальные условия», «готовность образовательной организации к инклюзивной практике».

Тема 3 Совместное обучения детей с нормальным и нарушенным развитием в Казахстане и за рубежом

Законы об образовании и законы о специальном образовании – как отправные вехи реализации инклюзивного обучения. Международные документы о защите прав детей с проблемами в развитии. Совместное обучения детей с нормальным и нарушенным развитием в Европе, Америке, Азии. Видные педагоги и психологи о необходимости реализации идеи инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями. Ратификация Республикой Казахстан Международных актов – начало систематическому изучению проблем образования детей с ограниченными возможностями. Современный опыт инклюзивного обучения  детей с нарушениями различных категорий в общеобразовательных учреждениях.

МОДУЛЬ 2 Особенности организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями с нормально развивающими детьми в Казахстане и за рубежом.

Тема 1. Модели обучения детей с ограниченными возможностями: частичная, комбинированная, временная, смешанная, полная. 

Внутренние условия успешного совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием. Внешние условия интеграции. Социальная и педагогическая виды интеграции. Интернальная и экстернальная виды интеграции. Временная, частичная, комбинированная и полная виды интеграции. Психолого-медико-педагогическое обеспечение успешного внедрения различных моделей совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

Тема 2. Принципы совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

 Принцип индивидуального подхода. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников. Принцип междисциплинарного подхода. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Принципы гуманизации и демократизации.

Тема 3. Психолого-педагогического сопровождение детей с  ограниченными возможностями в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

Психолого-педагогическое сопровождение – как целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения. Основные понятия и принципы психолого- педагогического сопровождения. Структура и базовые компоненты психолого- педагогического сопровождения. Основные этапы и особенности психолого- педагогического сопровождения инклюзивного процесса.

МОДУЛЬ 3. Технологии обучения детей с ограниченными возможностями

Тема 1. Технологии обучения детей в  условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

Технология организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием, методы, формы и приемы коррекционно-образовательной работы с детьми с  ограниченными возможностями. Технологии организации обучения детей с ограниченными возможностями: технология создания атмосферы включения всех участников образовательного процесса (Т. Бут, М. Эйнскоу), технология создания адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех детей (Д. Митчелл). Технология организации обучения детей с ограниченными возможностями в средних школах (отечественный подход), технологии психолого-педагогического сопровождения детей с  ограниченными возможностями в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием, технология   поддержки      и тьюторского сопровождения интегрированных детей.

Тема 2. Технология обследования детей в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием. Технологии обследования детей с нарушениями в развитии. Характеристика типичных особенностей развития, свойственных детям с ограниченными возможностями. Общие и специфические психолого-педагогические требования, предьявляемые к организации и проведению диагностического обследования. Взаимосвязь учителя начальных классов со специалистами  психолого-педагогического сопровождения.

Тема 3. Технология организации развивающей среды в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

Модернизации образования – обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования обучающимися с ограниченными возможностями. Особенности организации развивающей среды в условиях интеграции и инклюзии. Развивающая образовательная среда: принципы, характеристики, способы ее организации.

Тема 4. Технология проведения коррекционно-развивающее работы  в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

Определение понятия технологии, коррекционно-развивающей работы. Принципы проведения, структура, содержание и основные направления коррекционно-развивающей работы. Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, задержки психического развития, со сложными нарушениями в развитии. Взаимосвязь учителя начальных классов со специалистами  психолого-педагогического сопровождения в осуществлении коррекционно-развивающей работы  в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

Темы семинарских занятий курса «Организация работы учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями»

МОДУЛЬ  1. Обучение детей с ограниченными возможностями как приоритетное направление  модернизации   среднего образования.

  1. Концепции обучения детей с ограниченными возможностями.
  2. Общие и специфические особенности развития детей с ограниченными возможностями.
  3. Современный опыт совместного обучения детей с ограниченными возможностями в массовых школах Казахстана и за рубежом.

  МОДУЛЬ 2 Особенности организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями с нормально развивающими детьми в Казахстане и за рубежом

  1. Организационно-правовые основы обучения детей с ограниченными возможностями.
  2. Реализация прав детей с ограниченными возможностями как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
  3. Готовность учителя начальных классов как основной фактор успешности совместного обучения детей с ограниченными возможностями.

МОДУЛЬ 3. Технологии обучения детей с ограниченными возможностями

  1. Современные образовательные технологии как объективная необходимость.
  2. Система выявления и оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями.
  3. Методы, приемы и формы организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
  4. Адаптация международного опыта развития обучения детей с ограниченными возможностями в условиях образовательного пространства в Казахстане.

Темы самостоятельных работ студентов с преподавателем по курсу «Организация работы учителя начальных классов  с детьми с ограниченными возможностями».

МОДУЛЬ  1. Обучение детей с ограниченными возможностями – приоритетное направление  модернизации   среднего образования.

СРСП №1. Обучение детей с ограниченными возможностями как социально-педагогический феномен.

СРСП №2. Терминологические различия понятий, используемые при  совместном обучении детей с нормальным и нарушенным развитием.

 СРСП №3. Готовность     общества     к совместному обучению детей с нормальным и нарушенным развитием.

МОДУЛЬ 2. Особенности организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями с нормально развивающими детьми в Казахстане и за рубежом.

СРСП №1. Условия обучения совместного обучения детей с ограниченными возможностями в массовой школе в Казахстане и зарубежом.

СРСП №2. Особенности функционирования различных форм совместного обучении детей с нормальным и нарушенным развитием.

СРСП №3. Тьюторское сопровождение как эффективная форма индивидуализации работы с обучающимися.       

МОДУЛЬ 3. Технологии обучения детей с ограниченными возможностями.

СРСП №1.  Групповая и коллективная технологии обучения.

СРСП №2. Система раннего выявления и ранней коррекции как необходимая ступень совместного обучении детей с нормальным и нарушенным развитием.

 СРСП №3.  Критерии и показатели готовности образовательной организации к обучению детей с ограниченными возможностями.

СРСП №4. Критерии и показатели готовности учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями.

Самостоятельная работа студентов по курсу «Организация работы учителя начальных классов  с детьми с ограниченными возможностями»

Методические рекомендации к СРС

Задания для самостоятельной работы следует выполнять после изучения теоретиче­ских аспектов. Предлагаемые задания разнохарактерны по объему, уровню сложности и сте­пени вашей самостоятельности в учебной и исследовательской работе. Они разделены на группы.

К первой группе относятся задания (создание библиографического каталога норматив­но-правовых актов, подготовка историко-аналитической справки, составление словаря по инклюзивной педагогике) репродуктивного и репродуктивно-продуктивного уровней (про­стое воспроизведение, уетановление причинно-следственных связей, сравнение, выявление главного, общего, особенного и единичного, определение понятий, доказательство и т. д.). Эти задания направлены на формирование способов познавательной деятельности и общеучебных умений и навыков, необходимых студенту и будущему педагогу.

Эти задания преследуют цель формирования у студентов умения анализировать науч­ные и методические тексты, работать со словарями, литературными источниками, составлять библиографические справки, комментировать тексты.

Ко второй группе относятся задания повышенной сложности (разработка аргумента­ции «за» и «против» обучения детей с ограниченными возможностями, написание очерка об отношении к лицам с психофизическими нарушениями  в нашем городе, разработка макета журнала об обучении детей с ограниченными возможностями, разработка логотипа и рекламы начальной школы с коррекционными и инклюзивными классами), в основном носящие частично-поисковый и исследовательский характер. Эти задания направлены на формирование общепедагогических уме­ний и творческих способов познавательной деятельности. В этих заданиях прослеживается усложнение, так как требуется более высокий уровень знаний, абстрактного видения пробле­мы. Эти задания более индивидуализированы, требуют высокого уровня систематизации теоретических знаний студентов.

В заданиях на составление профессиограммы инклюзивного педагога, составление ре­зюме для приёма на работу в начальную школу с коррекционными  и инклюзивными классами, составление вопросов для интервью с со­трудниками начальной школы с коррекционными классами и родителями детей с ограниченными возможностями, подбор диагностических мате­риалов для проведения обследования детей с ограниченными возможностями, разработка тематики и плана работы с родителями детей, посещающих инклюзивные классы, анализ нормативных требований к оборудованию инклюзивных классов.  Представлены наиболее сложные задачи для студентов, так как для их выполнения требуется максимально проявить творчество, актуализировать уже имеющиеся знания, выразить собственное’ мнение в профессиональном плане. Они предполагают активизацию практических умений и навыков студентов, как в области их бу­дущей профессиональной деятельности, так и сфере их общеинтеллектуальных и учебных навыков.

С точки зрения формирования профессиональных умений, наиболее продуктивными можно считать задания на моделирование технологий инклюзивного обучения, моделирова­ние проблемных ситуаций (case-study), конструирование занятий и досуговой деятельности для инклюзивных классов, разработку методических рекомендаций (консультаций) для педагогов (родителей) детей, посещающих инклюзивный класс, разработку листа самооценки инклюзивного педагога.

МОДУЛЬ  1.  Обучение детей с ограниченными возможностями – приоритетное направление  модернизации   среднего образования.   

СРС 1. Понятие совместное обучения детей с ограниченными возможностями в условиях начальной школы.

СРС 2. Физиологические особенности развития и состояние здо­ровья детей с   ограниченными возможностями.

СРС 3. Опыт организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями в условиях начальной школы.

МОДУЛЬ 2 Особенности организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями в условиях начальной школы в Казахстане и зарубежом.

СРС 1. Международные и    республиканские нормативные документы, регламентирующие организацию обучения детей с ограниченными возможностями.

СРС 2.  Специальный республиканский государственный стандарт начального образования детей с особыми потребностями.

СРС 3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями.

      МОДУЛЬ 3. Технологии обучения детей с ограниченными возможностями

СРС 1. Включение гуманитарных технологий.

СРС 2.  Особенности индивидуального обучения.

СРС 3.  Требования к подготовке специалистов, работающих по программам обучения детей с ограниченными возможностями.

Темы рефератов по курсу «Организация работы  учителя начальных классов

 с детьми с ограниченными возможностями»

  1. Обучение детей с ограниченными возможностями как приоритетное направление модернизации   среднего образования.
  2. Концептуальные основы обучения детей с ограниченными возможностями.
  3. Обучение детей с ограниченными возможностями как феномен общего и специального образования.
  4. Цели и задачи обучения детей с проблемами в развитии совместно с детьми физиологической нормы.
  5. Возможности социализации при оптимальных условиях совместного обучения детей с ограниченными возможностями.
  6. Основные положения концепции совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием..
  7. Особенности обучения детей с ограниченными возможностями.
  8. Обеспечение психолого-медико-педагогических условий образовательными учреждениями для совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
  9. Совместное обучения детей с нормальным и нарушенным развитием: значение, понятие, задачи.
  10. Понятие и сущность обучения детей с ограниченными возможностями.
  11. Этимология понятий интеграция, инклюзия, определение их содержательного поля.
  12. Категория инклюзии в философской, юридической, социологической, психологической и педагогической научной литературе: вариативность подходов и терминов.
  13. Совместное обучение детей с ограниченными возможностями как предмет психолого-педагогических исследований.
  14. Актуальность развития инклюзивной практики в Казахстане.
  15. Сущность понятий «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа», «обучающийся с ограниченными возможностями», «индивидуальный учебный план», «специальные условия», «готовность образовательной организации к инклюзивной практике».
  16. Совместное обучения детей с нормальным и нарушенным развитием в Казахстане и за рубежом.
  17. Законы об общем и о специальном образовании, принятые за рубежом, как отправные вехи реализации инклюзивного обучения. Международные документы о защите прав детей с проблемами в развитии.
  18. Совместное обучения детей с нормальным и нарушенным развитием в Европе, Америке, Азии.
  19. Видные педагоги и психологи о необходимости реализации идеи инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями.
  20. Ратификация Республикой Казахстан Международных актов о защите прав детей – начало систематическому изучению проблем инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями.
  21. Современный опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях – детских садах и школах.
  22. Модели обучения детей с ограниченными возможностями: частичная, комбинированная, временная, смешанная, полная.
  23. Внутренние условия успешного совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
  24. Внешние условия интеграции.
  25. Социальная и педагогическая виды интеграции.
  26. Интернальная и экстернальная виды интеграции.
  27. Временная, частичная, комбинированная и полная виды интеграции.
  28. Психолого-медико-педагогическое обеспечение успешного внедрения различных моделей совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием интеграции.
  29. Принципы совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием:
  30. Принцип индивидуального подхода.
  31. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
  32. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников.
  33. Принцип междисциплинарного подхода.
  34. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
  35. Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
  36. Принципы гуманизации и демократизации.
  37. Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
  38. Психолого-педагогическое сопровождение – как целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.
  39. Основные понятия и принципы психолого- педагогического сопровождения .
  40. Структура и базовые компоненты психолого- педагогического сопровождения.
  41. Основные этапы и особенности психолого- педагогического сопровождения инклюзивного процесса.
  42. Сопровождение -помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей.
  43. Идеи психолого-педагогического сопровождения в зарубежной гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Мид, М. Кун, И. Блумер), педагогики сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков и др.).
  44. Характеристика сопровождения ребенка с ограниченными возможностями: процессуальность, пролонгированость, недирективность, погруженность в реальную ситуацию человека, особость отношений между участниками, приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта («педагогика успеха»), право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность по сопровождению ребенка с ограниченными возможностями.
  45. Технологии обучения детей в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
  46. Технология организации обучения детей с ограниченными возможностями: методы, формы и приемы коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями.
  47. Методы, приемы и формы организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
  48. Технологии организации обучения детей с ограниченными возможностями: технология создания атмосферы включения всех участников образовательного процесса (Т.Бут, М. Эйнскоу), технология создания адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех детей (Д. Митчелл).
  49. Технология организации обучения детей с ограниченными возможностями в средних школах (отечественный подход), технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием, технология поддержки     и тьюторского сопровождения интегрированных детей.
  50. Технология обследования детей в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
  51. Технология обследования речи.
  52. Технология обследования слуха.
  53. Технология организации развивающей среды в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
  54. Модернизации образования – обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения.
  55. Особенности обучения детей с ограниченными возможностями ( с задержкой психического развития, с нарушениями речи, слуха, зрения, эмоционально-волевой сферы, интеллекта и опорно-двигательного аппарата) с обычными детьми.

56.Технология проведения коррекционно-развивающее работы  в условиях совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

  1. Технология обследования зрения.
  2. Технология обследования эмоционально-волевой сферы.
  3. Технология обследования детей с задержкой психического развития.
  4. Технология обследования детей с опорно-двигательными нарушениями.
  5. Технология обследования детей с назначительными интеллектуальными нарушениями.
  6. Определение понятия коррекционно-развивающей работы.
  7. Принципы проведения коррекционно-развивающей работы.

64.Направления коррекционно-развивающей работы.

65.Структура коррекционно-развивающего занятия.

Экзаменационные вопросы по курсу «Организация работы учителя начальных классов  с детьми с ограниченными возможностями»

1.Концепции обучения детей с ограниченными возможностями.

  1. 2. Концепция иерархии потребностей (А. Маслоу, Ф. Херцберг, Д. Мак-Клелланда);
  2. Концепции интегративной школы М. Монтессори, С. Френе, Р. Штайнер);
  3. Концепции современной системы образования и воспитания детей с различными отклонениями в развитии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Лебединский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер).
  4. Общие и специфические особенности развития детей с ограниченными возможностями.
  5. Характеристика детей с ограниченными возможностями развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети».
  6. Классификации категории лиц с ограниченными возможностями А.Р. Маллера, Т.В. Егоровой, Т А. Власовой и М.С. Певзнера, В.А.Лапшина и Б.П.Пузановпа и др.
  7. Диапазон различий в развитии детей с с ограниченными возможностями.
  8. Современные тенденции в изменении состава школьников с ограниченными возможностями.
  9. Современный опыт совместного обучения детей с ограниченными возможностями в массовых школах Казахстана.
  10. 1 Опыт зарубежных стран по созданию доступных школ для совместного обучения детей с ограниченными возможностями с их нормально развивающимися сверстниками.
  11. 2 Внедрение интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями в массовые общеобразовательные учреждения Республики Казахстан: перспективы и проблемы.
  12. 1 Факторы внешней среды, влияющие на развитие системы образования детей с ограниченными возможностями
  13. Организационно-правовые основы обучения детей с ограниченными возможностями.
  14. Миссия Саламанкской декларации (1994).
  15. Международно-правовые акты о доступности образования для лиц с ограниченными возможностями.
  16. Цель и задачи нормативно-правовых документов мирового и республиканского уровня.
  17. Тенденции изменения системы сопровождения лиц с ограниченными возможностями развития в Казахстане.
  18. Реализация прав детей с ограниченными возможностями развития как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

20.Создание условий доступности объектов и предоставляемых услуг в сфере образования для детей с ограниченными возможностями.

  1. Создание «безбарьерных зон» для детей с ограниченными возможностями в условиях массовой школы.
  2. Создание специальной коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями.
  3. Порядок приема детей с ограниченными возможностями в массовые школы.
  4. Готовность учителя начальных классов как основной фактор успешности совместного обучения детей с ограниченными возможностями.
  5. Многоаспектность и полифункциональность профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов. Учитель в качестве государственного служащего, социального работника, воспитателя подрастающего поколения, дефектолог и педагог-реабилитолог.
  6. Готовность учителя начальных классов к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями.
  7. Готовность учителя начальных классов к организации коррекционно-развивающей среды.
  8. Готовность учителя начальных классов к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях массовой школы;
  9. Готовность учителя начальных классов к взаимодействию с общественными организациями, семьями, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями.
  10. Современные образовательные технологии как объективная необходимость.
  11. Понятие «технология обучения», «педагогическая технология».
  12. Классификация педагогических технологий.
  13. Технологии личностно-ориентированного образования: гуманно-личностные технологии; технологии сотрудничества; технологии свободного воспитания; эзотерические технологии.
  14. Система выявления и оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями.
  15. Диагностическая работа (своевременное выявление детей с ограниченными возможностями);
  16. Коррекционно-развивающая работа(своевременная специализированная помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями);
  17. Консультативная работа, непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями.
  18. Информационно-просветительская работа.
  19. Методы, приемы и формы организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
  20. Методы совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
  21. Средства и приемы совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием (оборудование аудитории; учебно-методические пособия; технические средства обучения (мультимедийные средства).
  22. Формы организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
  23. Адаптация международного опыта развития обучения детей с ограниченными возможностями в условиях образовательного пространства Казахстане.
  24. Выявление эффективных путей реализации обучения детей с ограниченными возможностями на основе опыта европейских стран (Великобритании, Италии, Германии и др.);
  25. 45. Понятие «особые образовательные потребности» («Children with Special Needs») как часть культуры и образовательной политики в школах большинства стран Европы, в США и Канаде.
  26. Трудности и барьеры на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни у детей с ограниченными возможностями.
  27. Своевременное выявление детей с ограниченными возможностями. Задачи, методы, приемы и средства диагностической работы учителя начальных классов.
  28. Задачи психолого-педагогического обследования нарушений развития у детей.
  29. Коррекционно-развивающая работа(своевременная специализированная помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями);
  30. Организация консультативной работы учителя начальных классов.
  31. Методы совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
  32. Средства и приемы совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием (оборудование аудитории; учебно-методические пособия; технические средства обучения (мультимедийные средства).
  33. Формы организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
  34. Реализация обучения детей с ограниченными возможностями в зарубежных странах.
  35. Понятие «особые образовательные потребности» («Children with Special Needs»), как часть культуры и образовательной политики в школах большинства стран Европы, в США и Канаде.
  36. Трудности обучения детей с ограниченными возможностями в массовой школе.
  37. Характеристика терминологических понятий, используемых при совместном обучении детей с нормальным и нарушенным развитием.
  38. Отличия между описанными в научно-педагогических источниках терминологиями, используемые при совместном обучении детей с нормальным и нарушенным развитием.
  39. 59. Различные подходы к трактовке понятий «интегрированное» и «инклюзивное» образование, обучение детей с ограниченными возможностями.
  40. Соотношение понятий и определений «инклюзия», « интегрированное обучение», «дети с ограниченными возможностями», «де­ти с особыми образовательными потребностями».
  41. Готовность общества к совместному обучению детей с нормальным и нарушенным развитием.
  42. Условия обучения совместного обучения детей с ограниченными возможностями в массовой школе в Казахстане и зарубежом.
  43. Специфика современных методологических подходов к анализу совместного обучения детей с ограниченными возможностями в массовой школе в Казахстане и зарубежом.
  44. Профессиональные компетенции учителей начальных классов по подготовке к работе с детьми с ограниченными возможностями.
  45. Нормативно-правовые и организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных программ.
  46. Обеспечение эффективного взаимодействия работников сферы образования, родителей детей и социальных партнеров при решении задач обучения детей с ограниченными возможностями.
  47. Специальные классы в образовательных учреждениях общего назначения, классы

компенсирующего обучения.

  1. Тьюторское сопровождение как эффективная форма индивидуализации работы с обучающимися.
  2. Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности.
  3. Педагогическое содержание тьюторского сопровождения образовательной деятельности.
  4. Основные принципы и функции тьюторской деятельности.
  5. Основные этапы тьюторского сопровождения: диагностический, проектировочный, реализационный, аналитико-рефлексивный и обобщающий.
  6. Содержание и организационные условия реализации программы тьюторского сопровождения в школе.
  7. 74. Сравнительный анализ групповой и коллективной технологии обучения на основании педагогических источников.
  8. 75. Эффективность и возможные пути внедрения групповой и коллективной технологии совместного обучении детей с нормальным и нарушенным развитием в современную школу
  9. 76. Технология создания адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех детей (Д. Митчелл).
  10. Система раннего выявления и ранней коррекции как необходимая ступень совместного обучении детей с нормальным и нарушенным развитием.
  11. Система раннего выявления и оказания своевременной помощи детям с отклонениями в развитии, опираясь на анализ отечественного и зарубежного опыта.
  12. Задачи психолого-педагогического обседования нарушений развития у детей.
  13. Этапы диагностики недостатков развития у детей: первый этап-скрининг; второй этап-дифференциальная диагностика отклонений в развитии; третий этап-феноменологический.
  14. 81. Моделирование содержания, форм и технологий коррекционно-развивающего процесса в обучении детей с ограниченными возможностями.
  15. 82. Организация и проведение праздников для детей с ограниченными возможностями в условиях массовой школы.
  16. 83. Обеспечение эффективного взаимодействия работников сферы образования, родителей детей и социальных партнеров при решении задач обучения детей с ограниченными возможностями.
  17. Профессиональная готовность учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями.
  18. Психологическая готовность учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями.
  19. Образовательные компетенции учителя начальных классов в работе с детьми с ограниченными возможностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *