Тема урока: Главные члены предложения. 6-класс
Атаулиева Раушан Бекназарқызы
учитель Кызылординская область Жалагашский район Школа-лицей №201
Ф.И.О.учителя: Атаулиева Раушан Бекназаркызы
Класс 6 «В»
Количество присутствующих- Количество отсутствующих –
Тема урока
Главные члены предложения. Подлежащее.
Цели урока
отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении; формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения;
формирование умения графически обозначать главные члены в предложении;
вырабатывать грамотное письмо;
развивать творчество учащихся по предмету, развивать мышление;
Тип урока
Урок-путешествие
Ресурсы
мультимедийный проектор, раздаточные материалы (карточки), плакаты, карта, ковер-самолет.
Методы и приемы
«Броуновское движение», «Зигзаг», «Динамическая пауза», и.т.д.
Языковая цель
Ключевые слова и фразы:
Королевство «Предложение», предложение и словосочетание, грамматическая основа, подлежащее и сказуемое.
Предыдущее обучение
Данный раздел продолжает опираться на знания , понимание и языковые навыки, которые учащиеся развили в предыдущем разделе.
План
Планируемое время
Запланированная деятельность
Ресурсы
Начало
10 минут
5 минут
1.Организационный момент:
Приветствие.Проверка посещаемости учащихся.Проверка готовности учебных принадлежности.
Деление на команды.
С помощью жетонов объединяются в команды. Те, кто выбрали слова-существительные –команда «Подлежащее», те, кто выбрали слова-глаголы – Команда «Сказуемое».
2.Опрос домашнего задания.
Упражнение №220.Пересказывать текст.Выполнить задания к тексту.
3.Постановка цели.
– Ребята, на прошлых уроках мы изучали словосочетание. Внимательно посмотрите на экран (на экране в одной колонке расположены словосочетания, в другой предложения.)
Листья разноцветные – Разноцветные листья ложатся под ноги.
Золотая осень – Наступила золотая осень.
Шуршащий ковер – Под ногами пестреет шуршащий ковер.
– На экране даны две колонки слов, в какой из них словосочетания?
– Как вы определили, что это словосочетания?
– Определите в данных словосочетаниях главное и зависимое слова.
– Как связаны слова в словосочетаниях, какого они вида?
– Что записано во второй колонке?
– Как вы определили, что это предложения?
(Предложение является главным средством выражения мысли. Предложение имеет грамматическую основу и интонацию завершённости).
– Запишите первое предложение в тетрадь, обозначьте грамматическую основу.
-Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (о главных членах предложения)
4.Новая тема.
Тема сегодняшнего урока:
Двадцать седьмое декабря
Главные члены предложения. Подлежащее.
– Какие задачи вы перед собой поставили бы?
Учитель знакомит детей с целями урока и критериями успеха.
Критерии успеха на урок:
1.Понимать содержание прочитанного текста;
2.Отвечать на вопросы по прослушанному тексту;
3.Делать выводы по тексту;
4.Активно участвовать на уроке;
5.Примерно вести себя,соблюдать дисциплину.
6.Уважать мнения одноклассников.
– Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие на сказочном ковре-самолете в сказочное королевство «Предложение». Наш волшебный ковер-самолет отправляется в путь.
Пока мы летим в сказочное королевство, я расскажу вам сказку.
Жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по-разному. Король любил камзол из существительного и мантию из местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола
(Обратить внимание на рисунок короля и королевы).
Индивидуальная работа. (1 балл)
– Вот мы с вами и прилетели в сказочное королевство «Предложение», и первая остановка в нем “Портняжкин дом”. В этом доме шьют наряды для короля и королевы. Вам предстоит интересное дело – помочь храбрым портняжкам сшить наряды для правителей королевства. На партах у вас лежат листы, с напечатанным текстом. Вы должны правильно подставить недостающий главный член предложения, графически их обозначить и указать, какой частью речи выражены главные члены предложения.
—— залюбовался морем. —- меняется на глазах каждый час. Штормовой_____гонит крупную зыбь. От этой зыби на воде образовываются пенные—–. То ——- играет барашками.
Слова для справок: Петя, оно, цепочки, ветер,оно.
– Ребята, какие наряды вы помогли сшить храбрым портняжкам, или, другими словами, какими частями речи выражены главные члены предложения?
Открытый журнал.
-А теперь ребята, давайте проведем «Броуновские движение». (1 балл)
(Метод «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме)
Вы должны найти по 1 предложение по классу, и найти главные члены предложения, правильно поставить вопросы к главным членам предложения и графически обозначать их.
Жетоны, название команд
Презентация
Мел,доска
Презентация
Презентация
Карта, карточки
Открытый журнал, маркер.
Карточки
Середина
25минут
– Наше путешествие продолжается, мы добрались до королевского Дома книги. (Учитель на карте показывает остановки). В этом доме огромное количество книг и учебников, есть и тот, по которому мы занимаемся. Заглянем в Дом книги, найдем на книжной полке учебник русского языка для 6 класса. Откройте учебники, страница 112, найдите определение подлежащего. Что нового вы узнали?
– Скажите, а для чего нам нужно было знать, на какие вопросы отвечают главные члены, какой частью речи являются?
(Правильно, чтобы уметь находить их в предложении. Таким образом, алгоритм нахождения главных членов предложения таков:.
Алгоритм нахождения главных членов предложения:
1. Выяснить, о чём говорится в предложении.
2. Задать вопрос к подлежащему.
3. Задать вопрос к сказуемому.
Групповая работа. (1 балл)
– Путешествие продолжается. Следующая станция – королевский замок «Текст».
Команда «Подлежащее»:
Упражнение №223.Прочитать текст «Почему школа называется школой?». Проводит исследование по этой же теме, с помощью стратегии «Зигзаг».
Критерии успеха:
1. Грамотность устной речи
2.Последовательность изложения
3. Раскрытие темы
4. Удачно подобранные примеры.
Команда «Сказуемое»:
Упражнение №225.Прочитайте текст «Алтайдың ар жағында».Переведите текст на русский язык. Из переведенного варианта найдите главные члены предложения, графически обозначьте!
Критерии успеха:
1.Не допускать орфографические пробелы.
2. Грамотность устной речи
3. Последовательность изложения
4.Правильное нахождение и выделение главных членов предложения.
Взаимооценивание.Команды оценивают друг-друга с помощью «Словесной оценки», «Голосовой точки».
Физминутка.
– Ребята, наше путешествие продолжается. Сейчас мы с вами проведём динамическую паузу, а заодно и поиграем. Итак, мы находимся в игровом зале королевского дворца “Составь предложение”. Каждой группе раздаются таблички со словами, из них нужно составить предложение и определить главные члены предложения. Когда группы будут готовы, вы должны выстроиться в предложения.
(Предложения: Скоро наступят наши долгожданные каникулы.. Ребята с нетерпением ждут новогодние праздники.
Работа в парах (1 балл)
– Продолжаем путешествие. Сейчас мы находимся в тронном зале королевства «Славные помощники короля».
Команда «Подлежащее»:
1-пара: Упражнение №226,стр.112
2-пара: Упражнение №227, стр.112
1-ученик на доске выполняет Упражнение № 228,стр.113
Команда «Сказуемое»:
1-пара: Упражнение №231,стр.113
2-пара: Упражнение №232, стр.114
1-ученик выполняет Упражнение №229, стр.113
Открытый журнал.
5.Закрепление (1 балл)
– Ребята, пришло время возвращаться из сказочного путешествия по королевству «Предложение». Но вот беда! За время путешествия на ковре-самолете образовались дыры, его необходимо залатать. А залатать его можно не иглой и нитками, а правильными ответами на вопросы, которые скрываются на заплатках. Вопросы заранее записываются на заплатках, которые крепятся магнитом к доске Ученики поочередно выходят к доске, отрывают заплатки, читают вопрос и отвечают на него. Заплатка прикрепляется на место в том случае, если ответ дан правильный. (Ковёр с дырами)
Вопросы:
1. Может ли существовать предложение без главных членов предложения? Ответ докажите.
2. На какие вопросы отвечают чаще всего главные члены предложения?
3. Какими частями речи выражены подлежащее ?
4. Для чего служат главные члены предложения?
5. Определите главные члены предложения. В зимнем лесу хлопочут с утра до вечера белки.
Карта, учебник
Презентация
Карточки, критерии успеха
Карточки, критерии успеха
Карта, карточки,презентация
Карта, карточки,учебник
Ковер-самолет,заплатки с вопросами.
Конец
5 минут
6. Итог урока.
– Ковер-самолет мы починили, теперь можно отправляться назад в школу-лицей. Урок наш закончился, но не закончилось путешествие в сказочное королевство «Предложение», мы его продолжим на следующих уроках.
(Комментирование и выставление оценок)
Активные учащиеся получают медали “Лучший знаток королевства «Предложение».
7.Задание на дом:
Написать эссе на тему «Мои любимые занятия».
Критерий для домашнего задания:
1.Эссе должно состоять не менее 100 слов.
2. Написать эссе6 используя упражнение №233.
3.Раскрытие темы.
6.Рефлексия: «Скоро новый год!»
Учащиеся к елке прикрепляют мнения об уроке и свои хорошие пожелание на новый год.
Открытый урок
Бумажные медали
Презентация
Елочка, стикеры.