ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ


 Уракчинцева Галина  Владимировна
 Кандидат биологических наук, доцент Западно -Казахстанского инновационно- технологического университета

            Физическая культура, как особоя сфера деятельности человека, зараждалась еще в период до нашей эры, о чем свидетельствуют многочисленные данные, полученные историками, археологами и другими специалистами. Ее  появление совершенно закономерно. В основе зарождения и развития физической культуры лежат человеческие потребности. Главная биологическая предпосылка появления физической культуры – это естественная потребность человека в двигательной деятельности.

Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценились
человеком на протяжении его развития и совершенствования. Великие мужи в своих трудах подчеркивали необходимость всестороннего развития молодежи, не выделяя приоритет физического или духовного воспитания, глубоко понимая, насколько переоценка, акцентированное формирование каких-либо качеств, приводит к нарушению гармоничного развития личности.

Термин «культура», появившийся в период возникновения человеческого общества,далеко не однозначен, тесно связан с такими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание». Этот термин в современном обществе охватывает широкую сферу преобразовательной деятельности и ее результат в виде соответствующих ценностей, в частности, «преобразование своей собственной природы».

Физическая культура – это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей.
В целях развития, воспитания и совершенствования человека физическая культура
использует возможности индивидуума, естественные силы природы, достижения наук о
человеке, конкретные научные результаты и установки медицины, гигиены, анатомии,
физиологии, педагогики и др. Физическая культура, органически вплетаясь в
профессионально-производственные, экономические, общественные отношения людей,
оказывает на них существенное влияние, выполняя гуманистическую и культурно-
творческую миссию, что сегодня, в период реформ высшей школы и пересмотра сущности
предшествующих концепций, особенно ценностно и значимо.

Академик Н.И. Пономарев, опираясь на результаты исследования обширного
материала, пришел к выводу, ставшему основополагающим для истории возникновения и
первоначального развития физического воспитания, что «человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого
человеческого тела. Организма человека как главной производительной силы». В этом
развитии охоты, как форма работы, сыграла решающую роль. Именно в этот период человек оценил преимущества новых навыков жизненно необходимых движений, качеств силы, выносливости, быстроты.

Археология и этнография предоставили возможность проследить за развитием
человека, следовательно, и физической культуры, с древних времен. Результаты научных
исследований [1] позволяют сделать вывод, что из трудовых движений, жизненно
необходимых действий физическая культура выделилась в почти самостоятельный вид
человеческой деятельности в период от 40 до 25 тысячелетий до н.э. Появление метательного оружия, а в дальнейшем и лука, способствовало необходимости подготавливать добытчиков пищи, воинов, развивать и совершенствовать уже в каменном веке, появившимся системами физического воспитания двигательные качества как залог успешной охоты, защиты от врага ит.д.

Представляет интерес и то, что у многих народов появляются и обычаи использования физической культуры, ее воспитывающего компонента в ритуалах посвящения при переходе из одной возрастной группы в другую. Например, юношам не разрешалось жениться, пока не будут выполнены определенные тесты – испытания, а девушкам – выходить замуж до тех пор, пока они не докажут приспособленность к самостоятельной жизни.

Физическая культура первобытного периода, развивая стойкость, твердую волю,
физическую подготовку у каждого члена племени, воспитывала у соплеменников чувство
общности в защите своих интересов.

Особый интерес представляют физическая культура Древней Греции, где
«неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать» (В.У. Агеевец),
физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах, где преподавалась гимнастика, фехтование, верховая езда, плавание, бег с 7-летнего возраста, борьба и кулачный бой – с 15 летнего. Развитием физической культуры в этих государствах, являлись организация и проведение Олимпийских игр [2].

Известные всему миру великие люди древности были и великими спортсменами:
философ Платон – кулачный боец, математик и философ Пифагор – олимпийский чемпион, Гиппократ – пловец, борец.

Мифические герои, обладающие сверхъестественными физическими и духовными способностями, были у всех народов: Геракл и Ахиллес – у греков, Гильгамес – у вавилонян, Самсон – у иудеев, Илья Муромец, Добрыня Никитич – у славян. Люди возвеличивая их подвиги, победы в состязаниях, борьбе со злом и силами природы, стремились сами быть здоровыми, сильными, умелыми и трудолюбивыми, что, естественно, отражалось и на особенностях воспитания, культуры физической.
Следует подчеркнуть значение физической культуры для греков словами великого
Аристотеля: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное
физическое бездействие».

Различные формы физических упражнений были известны народу. Игры, плавание,
ходьба на лыжах, борьба, кулачный бой, верховая езда и охота имели повсеместное
распространение в ХІІІ-ХУІ вв. Верховая езда, стрельба излука, бег с препятствиями были любимыми народными развлечениями. На государственном влиянии на развитие физической культуры, это коснулось прежде всего боевой подготовке войск, физического воспитания в учебных заведениях [3].

Повышается роль физического воспитания и высших учебных заведений. Его задачи: воспитание у студентов волевых и физических качеств, сознательности, подготовки к труду и защите Родины; сохранение и укрепление здоровья; профессионально-прикладная физическая подготовка с учетом будущей трудовой деятельности; приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки; совершенствование спортивного мастерства студентов.

Одним из документов, регламентирующих учебный процесс по физическому воспитанию в вузах, является учебная программа, которая определяет обьем знаний, навыков, уровень физической подготовленности, т.е. то, чем должен овладеть студент по
предмету «Физическое воспитание».

Наука о физическом воспитании развивает положения И.М. Сеченова о роли
«темного» мышечного чувства и других органов чувств в выполнении упражнений, о
природе произвольных движений и основах двигательного навыка, об активном отдыхе, о
роли внешней среды. Большое влияние на развитие науки о физическом воспитании оказали работы выдающихся русских педагогов К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, а позднее И.П. Павлова, А.Н. Крестовникова, Н,Н, Яковлева и др.

Болыним достижением науки о физическом воспитании явилось создание
организационных и методических форм использования физических упражнений с лечебной целью.

Внимание к использованию средств оздоровительной физической культуры как
никогда актуальны сегодня. Обратимся к нашей действительности: на период конца 2000 г. У 72% школьников начальных классов отмечается нарушение осанки, у 30-40% – отклонения в сердечно-сосудистой системе, 50% девочек и 20% мальчиков имеют избыточный вес [4].

Отмечаются и устойчивые негативные тенденции. Это снижение уровня физического и психологического здоровья абитуриентов и студентов, рост заболеваемости сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной систем за период обучения, ухудшение социально-культурных ценностей и потеря привлекательности в физическом воспитании студенческой молодежи, а также неукоснительно снижающийся уровень материально-технического обеспечения учебного и учебно-тренировочного процессов.
Отсюда вытекает актуальность задач вузовского физического воспитания, перечисленных выше.

Стремление кафедр решить поставленные задачи сегодня и в обозримом будущем,
столкнется с рядом проблем и противоречий:

– разнообразие мотивов, социально и личностно значимых потребностей, чрезмерная унификация содержания, форм и методов, средств обучения и воспитания;
– необходимость формирования потребностно-мотивационной сферы студентов в
процессе физкультурно-спортивной деятельности и предписывающий, регламентирующий характер ее организации, в которой ограничен учет интересов, духовной культуры личности;

– широкий спектр возможности спорта для удовлетворения индивидуальных и
групповых запросов молодежи и слабая дифференциация реальных возможностей занятий по направленности (рекреация, оздоровление, активный отдых и др.), ограничивающие привлечение их к этой сфере деятельности;

– большие потенциальные возможности эмоционально-эстетического развития в физкультурно-спортивной деятельности и их низкий содержательно-эмоциональный компонент, обьединяющий и ограничивающий ее привлекательность;
– стремление молодежи к состязательности, сравнению своих способностей и
возможностей в различных сферах физической культуры, спорта и ограниченное,
регламентированное включение ее в соревновательную деятельность, преимущественно в рамках обязательного курса «Физическая культура»;

– стремление молодежи к самосовершенствованию и саморазвитию и отсутствие
необходимых знаний, операционных умений, самоуправления и методически обоснованного самопрограммирования своей деятельности;

– наличие программно-целевой основы всего учебно-воспитательного процесса и
отсутствие необходимого содержательного обеспечения в профессиональной
направленности учебных занятий и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности по ряду направлений профессионального обучения;

– повышение требований к качеству подготовки специалистов не сопровождается
адекватным улучшением содержания по физической культуре, должным контролем за
уровнем состояния здоровья и психофизической подготовленности, качеством обеспечения педагогических кадров, необходимым научно-методическим и информационным образованием, улучшением материально-технической базы;

– участие многих государственных и общественных организаций в обеспечении
процесса физического воспитания и развития студенческого спорта и отсутствие
необходимой преемственности и согласованности, что нарушает целостность
образовательно-профессиональной подготовки специалистов [5,6,7].

Неразрешенность отмеченных и других противоречий привела к тому, что на
сегодняшний день физическое образование и воспитание студенчества не оправдывает
социальных ожиданий. Выпускники высших и средних специальных учебных заведений в
большинстве своем не являются носителями ценностей, освоение которых возможно в
процессе физического воспитания, существенно ограничен перенос их знаний и компетенций на сферу учебного и профессионального труда, быта, отдыха, общения, здоровый стиль и образ жизни. Это находит отражение в отношении личности к себе, своему здоровью, психофизическому состоянию, режиму физических и интеллектуальных отдач, в рациональном, содержательном использовании свободного времени, наконец, в способности к социокультурному самоопределению. Негативные результаты усугубляются снижением  возможностей полноценного питания, нерационального расписания учебных занятий, отсутствием действенной профилактики медицинского обслуживания, необходимостью подработки студентов для обеспечения прожиточного бюджета и др. Как результат – состояние здоровья, физическая подготовленность студентов старших курсов к завершению  профессионального обучения существенно ухудшаются. К физическому самовоспитанию приобщается лишь незначительная часть выпускников.

Все это приводит к тому, что в процессе в процессе профессиональной деятельности состояние здоровья ограничивает многим выпускникам возможность полноценной реализации своего творческого потенциала, сокращает их творческое долголетие.

 

Список литературы

1. Кун Ласло. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982, 178 с.

2. Анищенко В.С. Физическая культура: Учеб. пособие. – М., 1999, 221 с.

3. Физическая культура. Учебник Гардарики. М., 1999, 152 с.

4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. – Ростов н/Д: Феникс, 2008, кн. 1,378 с.

5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения,- М., 1977, 115 с.

6. Беляев В.С. Здоровье, экология, спорт. – М.:, 1995, 78 с.

7. Ананьев Б.Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник  высшей школы, 1972, № 7, с.10-15.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *