«Взаимодействие школы, родителей и учащихся как фактор саморазвития ребенка»
Зайнитдинова Зухра Сагитовна, Ломыко Елена Михайловна
учитель русского языка и литературы; директор школы г. Омск Бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 им. А.С. Пушкина»
В Законе «Об образовании» указано, что именно родители или заменяющие их лица ответственны за начальное движение ребенка по пути образования, за подготовку его к школе. А осознание ответственности за будущее своего ребенка – один из признаков гражданской ответственности родителей (Л.Н.Боголюбов).
Семья для ребенка – это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Мудрый педагог это хорошо понимает и успешно использует в организации школьного учебно-воспитательного процесса.
Главной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы ее: от элементарных попыток действий (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме…) до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.
Семья обеспечивает ребенку тот минимум общения, без которого он никогда бы не стал человеком и личностью. Вместе с этим воспитательное воздействие семьи ограничено, потому что обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи.
В системе общего образования на данный момент сложилась такая ситуация, что родители очень мало занимаются воспитанием детей, являются психологически и педагогически недостаточно компетентными, недооценивают значение детско-родительской общности. Школа, как образовательное учреждение может помочь родителям повысить их уровень компетентности и тогда результатом этого взаимодействия становится формирование навыков саморазвития ребёнка. В школе оказывается не достаточно разработанной система форм работы с родителями, привлечение их к продуктивному взаимодействию.
Одним из направлений, которое, по мнению многих ученых (А.В.Мудрик, А.А.Леонтьев, Л.С.Панфилова, Е.А.Романова и др.), усиливает влияние школы на семейное воспитание, является дифференцированный подход к семьям учащихся, учет специфических особенностей каждой из них. Основами дифференцированного подхода могут быть возраст родителей (молодая семья, посылающая первого ребенка в школу и опытная, имеющая несколько детей), состав семьи (полная, неполная), обеспеченность семьи, её социальный климат, принадлежность к той или иной национальности. Знание типологии семей дает возможность прогнозировать возникновение определенных типов педагогических проблем, которые необходимо решать вместе.
Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка, в школе должна быть выстроена система принципов семейного воспитания, которую педагог активно проводит в воспитательной работе с родителями, потому, что личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей.
Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, представляя собой особую сферу родительского влияния. В систему отношений «учитель – родители ученика» учитель вовлекается объективной необходимостью и условиями осуществления педагогического процесса. Эта система отношений способна функционировать и без непосредственного контакта ее участников, потому что их связывает ученик как объект взаимного влияния (А.П.Тряпицына). Но отношения «учитель – родители ученика» необходимы потому, что представляют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на формирование жизненной позиции учащихся.
Важное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание при изучении отношений школы и семьи заключается в следующем: школа или развивает личные качества ребенка, заложенные в семье, или вынуждена его перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную ситуацию, а родители – знать педагогические требования учителя.
В школе социальная роль ребенка иная, чем в семье. Отправившись в школу, он обретает социальную роль гражданина, формирует общественное лицо. Дистанцируясь от семьи, ученик в школе автономен, вынужден утверждать, проявлять и отстаивать свое «я». Частое появление родителей в среде школы сужает социальный круг общественных свободных проявлений школьника и может препятствовать развитию личности, поэтому мера обращения к семье и степень педагогического партнерства должны быть дозированы.
Следовательно, эффективность партнерского взаимодействия семьи и школы требует:
– чтобы основной и единственной целью педагогического союза было единое воспитательное пространство для гармонизации развития детей;
– чтобы не возлагались профессиональные функции воспитания на родителей и не перекладывались родительские обязанности на педагогов;
– сохранять неприкосновенность профессиональной сферы и семейной сферы, предоставляя возможность свободного их развития в логике социально-культурных и семейных начал;
– не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства.
Качество отношений между школой и семьей во многом зависит от того, в какой роли в глазах педагогов выступают родители. Анализ наших наблюдений позволил определить типологию родителей по нескольким основаниям: отношение к образованию, доверие к школе, степень участия в совместной деятельности.
В результате выделились три категории родителей, отличающихся уровнем социальной активности по отношению к школе:
– родители с отсутствием социальной активности –20%
– родители с социальной активностью, выраженной слабо – 46%
– родители с ярко выраженной социальной активностью – 34%
Идея эффективного взаимодействия семьи и школы заключается в необходимости изменения педагогических условий таким образом, чтобы оно удовлетворяло всех участников образовательного процесса, независимо от степени проявления их социальной активности.
В рамках партнерских отношений, взаимодействие школы и родителей понимается обеими сторонами как совместный проект, в котором каждая из сторон вносит свой вклад и имеет возможность влиять на его реализацию, на любом этапе сотрудничества.
Соответственно, школа берет на себя труд по разъяснению родителям особенностей «проекта», стремится повысить их компетентность, держит в курсе событий и перспектив, корректирует «проект» по мере необходимости, отчитывается за эффективное использование средств, привлеченных с помощью родителей.
Технология взаимодействия школы с родителями, с учетом их социальной активности может быть осуществлена следующим образом:
1. анализ образовательной деятельности школы;
2. выявление общих проблем;
3. анализ потенциальных возможностей родителей для оказания помощи в решении выявленных проблем (профессия, интересы, отношение к образованию, школе).
4. Участие родителей в совместной деятельности проявляется в следующем:
– родители с ярко выраженной социальной активностью привлекаются к планированию и организации мероприятий на территории школы и за её пределами через составление договора о творческом сотрудничестве и реализацию договорных отношений;
– родители с социальной активностью, выраженной слабо, участвуют в мероприятиях на территории школы или за её пределами через составление плана совместной работы и его реализации;
– родители с низкой социальной активностью участвуют в конкурсах, акциях, праздниках и других разовых мероприятиях на территории школы через планирование работы по отдельным проектам и их реализации.
5.Рефлексия.
6.Коррекция
Технологические подходы в построении отношений между школой и семьей в зависимости от того, в какой роли в глазах педагогов выступают родители, иногда носят подсознательный характер, иногда — в виде четко спланированной стратегии, но любая из позиций оказывает существенное влияние на формирование у родителей своей линии взаимодействия со школой.
Педагогами установлены партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создана атмосфера взаимной поддержки и общности интересов. Мы убеждены, что родители могут быть союзниками и равноправными партнерами школы, но для этого им необходима достоверная, полная информация о жизни школы и реальная их возможность влиять на образовательный процесс.
Например, виды совместной деятельности образовательного учреждения и семьи и те «продукты», которые могут быть получены в результате:
1. В обсуждении стратегии и тактики образовательного процесса родители могут привлекаться к работе в органах общественного соуправления, в качестве консультантов и экспертов по отдельным вопросам. «Продуктом» этого вида деятельности может быть: программа развития школы, публичный отчёт, модели, концепции, ресурсы.
2. Во внеурочной деятельности – инициатива, активное участие, помощь в организации и проведении традиционных школьных праздников, фестивалей, спортивных состязаний, творческих конкурсов, а также формирование, сохранение и распространение школьных традиций….
Использование уникальных возможностей партнёрских отношений в разработке педагогических условий для реализации взаимодействия семьи и школы, позволили родителям осознать необходимость совместной деятельности в достижении целей образования и оптимизации процесса детского развития.
Это достигалось в разработке и реализации социально значимых образовательных проектов, таких как:
1.повышение качества образования детей разных национальностей, слабо
владеющих русским языком;
2.духовно-нравственное воспитание детей в школе диалога культур;
3.развитие познавательной активности и творческих способностей детей дошкольного возраста;
4.комплексное сопровождение «трудного» подростка в образовательном процессе.
Каждый из них предполагал использование форм и методов совместной работы на основе добровольности, долговременности и взаимной ответственности педагогов, учащихся и родителей.
Добровольческие инициативы школы позволили родителям совместно с другими общественными организациями (Омская региональная общественная организация «Центр развития общественных инициатив», Омский центр развития местных сообществ, Межрегиональная ассоциация общественно-активных школ) активно принимать участие в благотворительных акциях разного уровня.
Нет ни одного глобального вопроса, к решению которого не привлекались бы все участники образовательного процесса. Родители активно включены в управление школьной жизнью. В результате использования современных интерактивных форм работы в 1.5 раза повысилась их активность в совместной деятельности по оптимизации процесса детского развития.
Разработаны педагогические условия, которые обеспечивают взаимопонимание и однонаправленность взаимодействия школы и семьи в развитии личности ребенка, мотивах его учения, ценностных ориентациях, раскрытии его индивидуальности, творческого потенциала.
Конкретное выражение эффективности взаимодействия семьи и школы проявляется:
Для ребенка:
– повышение мотивации к получению образования;
– рост авторитета родителей в глазах ребенка;
– понимание собственной значимости в совместной деятельности.
Для родителей:
– рост заинтересованности в получении ребенком необходимого уровня образования;
– повышение психолого-педагогической компетентности
– восприятие школой национальных особенностей как ценности семейного воспитания.
Для школы:
– повышение статуса школы;
– поддержка инноваций школы со стороны родителей;
– расширение возможностей партнерских отношений.
1. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: Учебно- методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.:КАРО, 2005. – 96 с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М-: Политиздат, 1982. – 223 с.
3.Грехнов В.С. Культура педагогического общения. – М. 1990.
4.Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991.176 с 35.
5. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1981. – 216 с.
6. Хоменко И. Отношение школы к родителям: попытка классификации. // Директор школы № 1, 2007, с.84.