Авторский курс “Моя информатика 4”


Пшеничная Елена Александровна

учитель информатики КГУ “Средняя школа № 4” ГУ “Отдел образования акимата Житикаринского района”

Актуальность курса.

Вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство.

Переход  из начальной школы в среднее звено подразумевает владение информационно  коммуникационной технологией. Это важное направление реализации процесса преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, позволяет  сохранять  и преумножать навыки работы с современными информационными средствами, а также применять их в дальнейшем в широких сферах.

Для успешной реализации данного направления  был разработан авторский курс «Моя информатика 4».

Ведущая идея курса:  формирование  информационно – коммуникативных компетенций.

В  июне 2012 года №832 Постановлением Правительства РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Национальный план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан.

ЦЕЛЬ курса «Моя информатика – 4» :

способствовать  развитию функциональной грамотности младших школьников;
расширить знания по информатике;
способствовать формированию основных информационных понятий;

ЗАДАЧИ курса:

1.      усилить мотивацию учащихся. (Одним из источником мотивации является
занимательность.  Возможности компьютера здесь неисчерпаемы);

2.      устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе- неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь;

3.      существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность учащимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с помощью новых интерактивных технологий;

4.      обеспечить плавный переход от тем по информатике к темам, проходимым в 4 классе, закрепить их и повторить, используя при этом новейшие  технологии, тем самым добиться улучшения результатов по предметам.

В ходе разработки данного курса  были применены следующие методы    исследования:
– анализ психолого-педагогических, методических пособий по теме «Методика

преподавания математики, русского языка, познания мира в третьих – четвертых

классах»;
– наблюдение за учебно-воспитательным процессом в начальных классах;
– подбор и составление задания для компьютерного обучения с учетом

пройденной программы по основным предметам, подлежащим сдаче ПГК;

– экспериментальное обучение и обработка полученных данных.

Основа курса: обучающие и развивающие компьютерные программы и игры, служащие для усвоения и закрепления школьной учебной программы. Программа курса имеет интегрированное содержание и составлена таким образом, что темы по информатике плавно сочетаются с темами учебной программы 4 класса, тем самым,  обеспечивая повторение и закрепление изученных тем, что в свою очередь улучшит результаты.

Компьютерная часть  курса  представляет собой   среду на экране компьютера, напоминающую мультфильм. В этой среде в соответствии с поставленными перед ним задачами ребенок может выполнять определенные практические действия, используя свои способности, навыки и знания. Реализация программы предполагает работу по повышению качества знаний по изучаемым предметам и получение новых  знаний  по информатике.

Компьютерная  среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя, и при этом, что очень важно, использовать его в своей любимой практической деятельности,  использование манипулятора Мышь позволяет ученику быстро освоить работу на компьютере.

Характерной особенностью курса  является возможность гибкого использования большинства из его компьютерных заданий для изучения различных учебных тем путем замены их дидактического материала и настройки на конкретную тему для ученика, а также ограничение продолжительности игры по времени или по количеству заданий

Работа в программе может проводиться как с участием одного ученика, так и с
участием двух. Контроль за ходом выполнения работы  сопровождается  звуковыми сигналами. В качестве поощрения используются музыкальные  фрагменты и элементы мультипликации.

Благодаря высокой скорости ввода информации обучения может проходить в
интенсивном режиме, а различные звуковые и графические эффекты не только вызывают эмоциональный подъем, но и позволяют снять напряжение и
расслабиться.

В основу курса «Моя информатика – 4» положены три основных предмета четвертого класса, это – математика, русский язык  и познание мира.

В результате изучения курса учащиеся  будут  знать:

§  что тексты и изображения – это информационные объекты;

§  что одну и ту же информацию можно представить различ­ными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

§  правила работы с компьютером и технику безопасности;

 

В результате усвоения объема   курса учащиеся  будут  уметь:

§  представлять в тетради и на экране компьютера одну и туже информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

§  работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

§  осуществлять поиск,  простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;

§  работать в программах – практикумах, предложенных в данном курсе («Учимся считать», «Скорость чтения», «Наставник»)

§  использовать компьютер для решения учебных и простей­ших практических задач, для этого: иметь начальные навыки    использования   компьютерной   техники,    уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание сохранение, поиск,  запуск  программы);

§   запускать простейшие,  широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;

§  применять на практике  знания, полученные в освоении данного курса.

В результате изучения курса учащиеся  будут  владеть:

·                     техникой работы на клавиатуре;

·                             операциями с манипулятором Мышь;

·                              знаниями основных операций, производимых на компьютере;

 

Ожидаемый результат:  благодаря применению данного курса по окончанию четвертого класса, ученики покажут хорошие результаты по изучаемым предметам, прочные знания по главным методическим задачам курса, осознанную мотивацию к обучению  по всем предметам, хорошую активность на уроках,  стремление к творчеству.

Структура курса
Изучая  познание мира, учащиеся  знакомятся с происхождением человека, с природой Земли, с растительным и животным миром Казахстана, с Землей – как с космическим телом.

Прививаются навыки общественных знаний: что такое семья, школа. Закладываются понятия Родины, Отечества.

Закрепляют изученный материал при помощи специальных компьютерных программ: электронных энциклопедий и справочников, программ – тестировщиков,  мультимедийных дисков, рассказывающих о том, как прекрасна наша Родина – Казахстан.

Изучают основные понятия.

В курсе есть специальные  задания, направленных на развитие техники работы с манипулятором Мышь, клавиатурой, реакции, внимания и зрительной памяти, комбинированного мышления, аналитических и творческих способностей.

Это комплекс программ «Наставник». В него входит комплект из 24 программ:

Возможности компьютерной системы
Мышь – щелчок
Клавиатура (весь алфавит)
Тренажер для работы с клавиатурой
Форматирование текста
Адресация – списки
Адресация – таблицы
Взаимодействие текста и графики
Копирование, перемещение и удаление текста
Создание папок
Навигация по файловой структуре
Шрифтовое оформление текста
Простейшие графические операции
Работа с числовыми данными
Клавиатура – лабиринт
Иерархические структуры данных
Поиск в текстовом редакторе
Поиск операций с логическими условиями
Навигация по папкам
Ввод коротких текстов
Использование полей ввода и счетчиков
использование флажков и переключателей
Использование списков и движков
Использование кнопок и меню

 

Для закрепления сложения, умножения и деления чисел используется интересная программа «Учимся считать». Программа позволяет закрепить таблицу умножения, деления, потренироваться в сложении и вычитании чисел с переходом через десяток, в действиях с положительными и отрицательными числами.

Для закрепления и выработки навыков чтения используется программа «Тренировка быстрого чтения»

Как правило, любая компьютерная игра и интересная программа развивает сразу несколько навыков, главное, чтобы это было сделано своевременно и привлекательно.
При работе в текстовом редакторе, учащиеся выполняют интересные задания по повторению изученного материла по русскому языку: части речи – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Вспомнят формы глагола, наречие, союзы, синтаксис, лексическое значение слова. При  использовании  программы  «Русский язык 4 класс »  совместно с повторением осуществляется развитие скорости набора текста с клавиатуры.

Для ознакомления с понятием  «Алгоритм» использована  программа  «Страна Фантазия». Программа   предназначена для формирования навыков работы по составлению алгоритмов и работе с ними. Предусмотрены задания:

q “Порядок действий”;

q “Числовые ряды”;

q “Выбор алгоритма для ряда чисел”;

q “Выбор ряда чисел для алгоритма”;

q “Составление блок-схемы по примеру”;

q “Составление примера по блок-схеме”.

Программа курса
1.      Правила техники безопасности.

2.      Знакомство с компьютером.  (2 часа)

Работа в программе «Возможности компьютерной системы».  Работа с программой «Мышь», «Клавиатура». «Клавиатура – лабиринт»

3.      Знакомство с Internet. (2 часа )

Поисковые системы. Техника поиска информации. Казахстан – моя родина (работа в сети Internet).

4.      Работа  в компьютерных  программах (2 часа)

«Учимся  считать». Проверка знаний по  математике в виде тестирования.  Деление, сложение, вычитание отрицательных чисел. Математический диктант в программе «Семейный наставник»

5. Работа с электронными энциклопедиями. (1 час)

«Использование кнопок и меню»

6. Работа в программе   «Тренировка быстрого чтения».(2 часа)

Скорость чтения.

7. Электронные  книжки.(1 час)

Полезные ископаемые Казахстана Месторождения.

8. Работа с текстом (3 часа)

Программа  «Форматирование текста» «Шрифтовое  оформление текста» , «Ввод коротких текстов» , «Взаимодействие текста графики»,  «Копирование, перемещение  текста». Задания в программе «Русский язык 4 класс»

9. Создание проекта в графическом редакторе (2 часа)

«Мой край», «Мой  город», «Простейшие  графические операции», «Создание папок» «Навигация по папкам»

10. Алгоритм. (2 часа)

Программа «Страна Фантазия» «Учимся  считать»

11. Работа с программами (10 часов )

«Навигация по файловой структуре» «Работа с числовыми данными»  «Иерархические структуры данных» Программа «Координатная плоскость 1»  «Поиск операций с логическим условиями» «Использование флажков и переключателей»

12. Работа с  программным обеспечением “Страна Фантазия” (3 часа )

по курсу информатики для начальной школы. Программа “Колобок”

13. Итоговая работа.  4 часа.  Учимся считать» «Русский язык 4 класс» итоговые тесты

Список использованной литературы:

1.      Соколова И. В. «О формировании концепции раннего обучения информатике»   2008г

2. Плаксин М.А. «Информатика и образование», 2003, №2

5.      Русаков С.В., Русакова О.Л., Семакин И.Г «Раннее изучение информатики» 2009г.

6.      Методика преподавания предмета «Познание мира» 4 класс

7.      Методика преподавания предмета «Математика»  4 класс

8.      Методика преподавания предмета «Русский язык»  4 класс

7. С.В. Симонович. “Информатика, 3 – 4 класс.” М: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА

2008 г.

8. С.В. Симонович. “Информатика, 4 класс.”  М: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА

2009 г.

9. О. Б. Воронкова «Информатика. Методическая копилка преподавателя»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *