Музыкальная культура в системе педагогического образования Республики Казахстан


Аканов Адиль Какиевич

преподаватель по классу домбры Торгайского гуманитарного колледжа им. Н. Кулжановой

Музыка в казахской культуре – одно из важнейших первоначал бытия.  Об этом свидетельствуют легенда о Коркыте,  о птице-песне, Аксак-Кулане и др.  Они во многом перекликаются с мифами и легендами о музыке других народов  (миф о Пирчанде,  миф об Орфее, миф об Иштар, индийская мифология, китайская мифология и др.).

Каждый половозрастной клан имел в казахском традиционном обществе соответствующий набор музыкальных инструментов и жанров, репертуар и исполнительские формы. Дети развлекались игрой на глиняных духовых инструментах – саз сырнаe, тастауке, ускирике, которые «под рукой» мастера или самого ребенка приобретали причудливые формы животных, птиц, рыб, многоголовых коней, ярко разрисованных и покрытых сверкающей глазурью. Через исполнение детских песен и музыкальных игр, материнскую колыбельную и песни-поучения взрослых мужчин (осиет олен) малыши познавали окружающий мир и становились полноправными членами своей социокультурной общности.

Дальнейшая самостоятельная жизнь давала новые художественные знания и опыт через участие в молодежных играх и развлечениях с обязательным участием музыки – кайым-айтысах, тартысах, диалогическом пении бытовых песен кара олен. Репертуар «молодых лет» обогащался любовной лирикой и разнообразными песнями и ритуалами многокрасочной казахской свадьбы со скорбными прощальными плачами невест и бодрыми молодежными жар-жарами, сигнальным боем ударных – дабыла, дауылпаза, или шындауыла на охоте на зверя или во время воинского похода. В этом отношении «зрелость», несущая уравновешенность и опыт, была призвана для свершения больших государственных и общественных дел, защиты интересов рода в межродовых песенно-поэтических состязаниях – айтысах и отправления народных обрядовых праздников и церемоний в качестве – жаршы – организатора и исполнителя ритуала. А «старость» и «мудрость» сопровождались музыкально-поэтическими наставлениями молодым, пением философских песен-размышлений о смысле жизни и безвозвратно ушедшей молодости, о сладком и так быстро миновавшем тебя времени, когда возраст твой – всего двадцать пять (жиырма бес). Таков был извечный музыкально-жизненный круговорот казаха-кочевника, неизменно воспроизводившийся из года в год, из поколения в поколение, обеспечивающий полнокровное функционирование различных народных музыкальных традиций и породивший известные  строки великого Абая:

 

«…Двери в мир открыла песня для тебя.

Песня провожает в землю прах, скорбя.

Песня – вечный спутник радостей земли,

Так внимай ей чутко и цени, любя!»

Для музыки  раннее XIX века характерны бесписьменная форма существования, синкретизм, включенность в быт и религиозно-магическую практику.  На раннем этапе развития музыка была всецело подчинена обслуживанию утилитарных потребностей древнего кочевого общества и сопровождала важнейшие религиозные и бытовые церемонии. Возникшие в период становления казахского этноса крупные эпические сказания-жыр, исполнялись жырау (носителями эпической традиции), и были связаны изначально с отправлением ритуалов военной магии и культа предков. В народной памяти сохранилось более ста сказаний, в каждом из которых – тысячи поэтических строк, исполняемых в сопровождении кыл-кобыза – смычкового музыкального инструмента с двумя волосяными струнами или щипкового инструмента – домбры. Будучи одним из самых любимых жанров народного творчества, героические и лирико-бытовые эпические сказания «Кобланды», «Алпамыс», «Ер Таргын», «Камбар», «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Енлик и Кебек» и многие-многие другие донесли до потомков в легендарной, мифологизированной форме реальные исторические события до казахской и собственно казахской истории. [1,51с.].

Появившиеся несколько позже архаичные образцы инструментальной музыки народа, – кюи – также выполняли на этапе своего возникновения магические функции. Происхождение обеих традиций – эпической и инструментальной связывалось в народном сознании и преданиях с именем легендарного святого – Коркыта – первого жырау и шамана, «отца кюев» и создателя музыкального инструмента – кыл-кобыза. Вместе с кобызом, строение и названия частей которого олицетворяли свойственную шаманским представлениям трехуровневую модель Вселенной (верхний, средний и нижний миры), Коркыт оставил потомкам великое наследие – кобызовые кюи – «Коркыт», «Желмая» (Имя священной верблюдицы»), «Таргыл тана» («Пегая телка»), «Елимай» («О, моя родина»), «Ушардын улуы» («Вой Ушар») и др. Часть из них имела звукоподражательный характер и передавала голоса живой природы, часть – представляла собой философские раздумья о смысле бытия, жизни и смерти. Но во всех произведениях легко уловимы на слух переходящие из одного кюя в другой и многократно повторяющиеся музыкальные мотивы – словно ожившие в звуках кобыза слова древней молитвы, заповеди, заклинания, обращенные к богу, духам, сверхъествественным силам.

В глубину веков уходит и история развития домбровой и сыбызговой инструментальных традиций. Свидетельством древнего происхождения домбровой музыки стали археологические открытия: при раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее двух тысяч лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов ранних кочевников, живших на территории Казахстана. К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой музыки относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных – «Акку» («Лебедь»), «Каз» (Гусь»), «Нар» («Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте – «Аксак кыз» («Хромая девушка»), «Аксак кулан» («Хромой кулан»), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей – «Жорга аю» («Медведь-иноходец»), «Зарлау» («Плач»), «Жетым кыз» («Девочка-сирота») и др. Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю безмолвно ушедших тысячелетий. [2,170 с.].

В период XIX века происходит эмансипация музыки, становление ее как самоценного искусства. Этот период стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа – инструментальной, песенной, акынской. На обширной территории Казахстана формируются различные локальные профессиональные композиторские и исполнительские школы, при этом каждый регион предлагает своего рода «специализацию» в развитии конкретных традиций. Так, территория Западного Казахстана стала центральной зоной в развитии домбрового кюя токпе, а ареал Сары арки (Центральный Казахстан) – эпицентром профессиональной песни, юго-западный регион (Кармакчинский район) сохранил и развил богатейшие традиции эпического сказительства, а Жетысу – традиции айтыса – состязательного искусства акынов-импровизаторов. Имена Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Казангапа, Дины, Биржана, Ахана, Жаяу Мусы, Естая, Ибрая, Нартая, Мади, Мухита, Абая, Кенена Азербаева вошли в историю не только казахской, но и мировой музыкальной культуры. Их творчество, отличающееся яркой индивидуальностью стиля, характерным образным строем и кругом музыкально-выразительных средств, составляет гордость, классику казахской музыкальной культуры. Создавая высокое искусство и приобщая простых людей к «божественному таинству» – музыке, они при жизни пользовались большой любовью и уважением в обществе и всегда находились в центре всеобщего внимания и притяжения. Лучшим народ присваивал высокие звания – салов и сере.

Творческая деятельность профессиональных музыкантов XIX века, как правило, не ограничивалась только исполнительской или композиторской сферой, а включала в себя все многообразие художественных форм – поэтическую импровизацию, ораторское искусство, отточенную вокальную технику, виртуозное владение музыкальным инструментом, элементы театрального и циркового действа, что во многом сближал о казахских степных артистов со средневековыми музыкантами Западной Европы – жонглерами, трубадурами, труверами, мейстер и миннезингерами.

В XX веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами музицирования и жанрами. За небольшой, в масштабах истории, отрезок времени, республика освоила многоголосие и весь жанровый арсенал классической европейской музыки – оперу, симфонию, балет, инструментальный концерт, кантату, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создала новую профессиональную композиторскую школу, базирующуюся на письменном типе творчества. На основе органичного синтеза национального содержания и европейских форм в 30-40-е годы XX столетия были созданы классические произведения казахского оперного искусства – «Кыз Жибек» Е.Брусиловского, «Абай» А.Жубанова, Л.Хамиди, «Биржан и Сара» М.Тулебаева. Их драматургической и музыкальной основой стали неисчерпаемые богатства казахского фольклора и устной профессиональной музыки. Подмостки оперного театра стали ареной, где перед взором современного зрителя разворачивается старинный свадебный обряд и зажигательный айтыс между акынами XIX века Биржаном и Сарой, где можно услышать полную внутренней страсти песню героя народно-освободительного восстания XIX века, поэта и кюйши Махамбета и скорбную похоронно-поминальную песню-плач жоктау.

В 60-70-х гг. в республике достигает расцвета один из самых сложных жанров европейской инструментальной музыки – симфонический, в рамках которого создаются как композиции, близкие по форме классическим, – симфонии Г.Жубановой, К.Кужамьярова, так и возникает новый жанровый синтез – симфонический кюй. Большую любовь у национальной аудитории получили оркестровые и хоровые интерпретации казахской монодической музыки. Особенно широкую популярность завоевал фольклорно-этнографический оркестр «Отрар сазы», в состав которого вошли древние, ушедшие из практики повседневного бытования казахские музыкальные инструменты, возрожденные ученым-фольклористом Б.Сарыбаевым. В оркестровом звучании кюи захватывают слушателей исполинской мощью воплощаемых богатырских образов, стремительностью конной скачки-байги, пленительными звуковыми картинами необъятных просторов степей и ликованием массовых народных празднеств. Неповторимое лицо этому коллективу создал руководитель и дирижер, композитор и домбрист Н.Тлендиев. [3,14 с.].

На современном этапе развития в Казахстане сформировалась разветвленная структура музыкальной культуры. Здесь каждый может найти то, что ему по душе. Наряду с исполнительским и композиторским творчеством в европейских жанрах в республике продолжают развиваться традиционные формы музицирования, функционирует мировая массовая музыка рок, эстрада, джаз и религиозная музыка мировых концессий, фольклор и устные профессиональные традиции народов, населяющих Казахстан – уйгуров, корейцев, немцев, дунган, русских, татар. В республике работают исполнительские коллективы различного художественного профиля – Государственный симфонический оркестр, оркестр казахских народных инструментов им.Курмангазы, хоровая капелла, ансамбль народного танца, Государственный квартет, эстрадные ансамбли, духовой и джазовый оркестры. [4,25с.].

Казахстан – родина многих выдающихся исполнителей классической музыки мирового масштаба – Е.Серкебаева, Б.Тулегеновой, Г.Есимова, А.Днишева, Г.Кадырбековой, А.Мусаходжаевой, Ж.Аубакировой и колыбель звезд казахской музыкальной диаспоры за рубежом – М.Бисенгалиева, Э.Курмангалиева, сестер Накипбековых. На сегодняшний день, в республике активно функционируют специализированные детские музыкальные школы им. К.Байсеитовой и А.Жубанова, Алматинская Государственная консерватория им.Курмангазы, Национальная Академия музыки в Астане, Государственный театр оперы и балета им.Абая, Казахская Государственная филармония им.Джамбула, Казахконцерт, Институт литературы и искусства им. М.Ауэзова и другие музыкально-образовательные, научные и культурные учреждения. Ежегодно наша суверенная республика собирает творчески одаренную молодежь на фестивалях «Дни новой музыки», «Жигер», «Алтын алма», Международном конкурсе «Азия дауысы», а народных музыкантов – на Международном фестивале традиционной музыки. Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Балтабаев М.Х.  Сборник докладов. Культура и образование – приоритеты будущего. Алматы, 2000, С.33.

2.Ахметова Г.К.  Подготовка учителя в современных условиях развития общества. // Материалы Республиканской научно-практической        конференции «Актуальные проблемы развития педагогического       образования в Республике Казахстан». Павлодар, 2002,  С.17.

3. Жубанов А.К. Соловьи столетий. – Алма-Ата:

Аравин П.В., Ерзакович Б.Г.  Музыкальная культура Казахстана.

// Сборник статей и материалов. Алма-Ата: Казгосиздат, 1955, 178с.

5.Елеманова С.А. Казахская музыкальная литература.- Алматы: Онер,  1993, 205с.

Жазушы, 1967, 398с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *