«Мухтар Ауезов – певец народа» Доклад


Шушаева Динара Бауржановна

преподаватель хорового дирижирования Торгайского гуманитарного колледжа им. Н. Кулжановой

Выдающегося казахского советского писателя, крупнейшего учёного-академика Академии наук КазССР, доктора филологических наук, профессора и видного общественного  деятеля Мухтара Ауэзова знают не только в его родной советской стране, но и далеко за её пределами. С интересом и любовью читают ныне его произведения миллионы читателей на разных языках народов мира.

В 1957 году тепло отмечался юбилей, связанный с шестидесятилетием со дня рождения и сорокалетием творческой деятельности замечательного писателя. Он был награждён высшей правительственной наградой нашей страны-орденом Ленина.

За сорок лет плодотворной творческой деятельности Мухтаром Ауэзовым созданы десятки рассказов, повестей, литературоведческих статей, учебники литературы и монографии, около тридцати пьес либретто и сценариев, переведены на казахский язык многие произведения русской и мировой классики. Вершиной творчества Ауэзова является многотомный исторический роман «Путь Абая», единодушно признанный первой казахской эпопеей.

Примечательно, что творческий путь Ауэзова полностью охватывает по времени тот исторический путь, который прошла казахская советская литература за славное сорокалетие, и характеризует одну из главных черт и тенденций её развития.

Большой и своеобразный талант художника слова совершенствовался вместе с родной литературой. То, что создано Ауэзовым, обогатило родную литературу, развило и выдвинуло вперёд такие жанры, как проза и драматургия, расширило их границы и возможности. Его многогранное творчество явилось ярким выражением национального характера и своеобразия казахской литературы, выражением как лучших традиций казахского национального народного искусства, так и новаторских стремлений молодой советской литературы. Первое его произведение написано в 1917 году, в год совершения Великой Октябрьской социалистической революции.

Великая Октябрьская революция освободила угнетённые народы России и вызвала и закономерный интерес к объективному изучению и переосмыслению с позицией марксистско-ленинского мировоззрения их исторического прошлого, подвергавшегося в буржуазной историографии шовинистическим и националистическим искажениям.

Многие писатели, отражая этот закономерный интерес народа к своему прошлому, стремятся художественно раскрыть историю, выявить в ней прогрессивные тенденции, приведшие к совместной борьбе народов за своё освобождение. С этим связано и большое внимание художника слова к вопросам изучения духовных ценностей в национальной культуре прошлого, к её выдающимся деятелем. Наиболее яркое выражение эти тенденции получили в творчестве С. Айни, Г. Абашидзе, А. Упита и др., создавших первые исторические романы в своих литературах.

Лучшие традиции советской исторической романистики были творчески восприняты и продолжены казахской советской литературой в таких получивших широкую известность романах, как «Тернистый путь» С. Сейфулина, «Ботагоз» и «Школа жизни»

С. Мухамеджанова, «Пробуждённый край» Г. Мусрепова и др.

Новаторская сущность советского исторического романа  заключается прежде всего в том, что в основе его лежат не вымышленные, как в классических романах вальтер-скоттовского типа, а подлинно исторические события. Жизнь народа в её закономерном развитии, участие в ней множества известных из прошлого лиц и вымышленных персонажей и составляют в большинстве случаев сюжет советских исторических романов.

Однако ни одному жанру  литературы не под силу так широко, многогранно и всеобъемлюще отразить процесс общественной жизни во всех  её сферах сверху донизу, выдвинув на первый план важнейшие проблемы исторического развития народа, как роману-эпопее.

Глубокое художественное освоение полувековой истории казахского народа, фигура выдающегося деятеля казахской культуры, поэта-демократа и просветителя Абая Кунанбаева в центре повествования-детально рассмотреть вопрос об историзме «Пути Абая» в сопоставлении с документальными источниками, дать его обоснование, подтверждающее, что этот основной труд жизни М.О.Ауэзова содержит богатейший материал по истории Казахстана. Последнее признают и казахстанские историки.

Так, академик АН Казахской ССР А.Н.Нусупбеков полагает, что М.О.Ауэзов, сознавая всю глубину ответственности перед историей, «тщательно отбирал самые характерные и типичные факты из жизни родного народа.Вот почему учёные-обществоведы в своих исторические романы Ауэзова «Абай» и «Путь Абая», как на достоверный исторический источник.

Изучая опыт советских и зарубежных писателей в создании  историко-биографических романов о творческих личностях, М.О.Ауэзов отмечал, что он не только воспринимал положительное в их художественных решениях, но и старался избежать в своей писательской практике допущенных ими просчётов.

В 30-е годы им написаны новые произведения: пьесы «Борьба», «Айман-Шолпан», «Ночные раскаты», «В яблоневом саду», «На границе», «Абай» рассказы «Крутизна», «Плечом к плечу», «Переживания Хасена» и многие другие.

Рост и развития таланта М.Ауэзова, основанные на овладении марксистко-ленинской идеологией, на глубоком изучении жизни, на постоянном обращении к неиссякаемым источникам казахского народного творчества и братских республик, укрепил писателя на позициях социалистического реализма и подготовили почву для создания новых больших произведений. К ним относятся трагедия и роман об Абае Кунанбаеве, великом казахском поэте.

Неповторимая жизнь Мухтара Омархановича-свидетельство того, каким он был на редкость целеустремлённым, трудолюбивым и удивительно талантливым человеком. В советское время дарование М.Ауэзова получило достойное своё воплощение и реализации.

Ныне его произведения его созданы у нас в стране и за рубежом миллионными тиражами,  выпущены дважды собрания его сочинений в 12 и 20 томах. От старейшего литературоведа, профессора Кенжебаева до молодого кандидата филологических наук Марата Адибавеа, защитившего диссертацию в 1984 году по творчеству Ауэзова, накопилась обширная библиография, где есть солидные монографии, газетные и журнальные статьи, стихи. Однако до сих пор существуют неисследованные или во всяком случае не получившие всеобщего признания вопросы и проблемы, достаточно не освещённые периоды в творческой биографии писателя. Хотелось бы остановиться на некоторых из них.

Прежде всего коснёмся вопроса эволюции творческого пути писателя. Существует мнение, что в ранней стадии своего творчества он создал произведения в русле метода критического реализма. И есть другое мнение , наиболее установившееся и распространённое, о том , что Ауэзов как один из основоположников казахской советской литературы с первых шагов в литературном творчестве к социалистическому реализму. В пользу второго положения проливает известный свет последний по времени научный труд М.Адибаева, но необходимы дальнейшее углубление и продвижение данной концепции, чтобы она получила всеобщее признание.

В любом случае творчество Ауэзова, как и Абая, Чехова, Горького и других классиков,-это творение глубокого и сложного идейно-художественного содержания. Не случайно его ранние произведения в разное время истолковывались и истолковываются по-разному. По нашему твёрдому убеждению, на произведениях Ауэзова надо строить теорию казахской литературы, выявлять интернациональные и национальные особенности основ литературоведения

О сложности и величии творчества Мухтара Омарханоча свидетельствует современная экранизация его произведений, дающих простор постановщикам  в интерпретации и мотивизации, которые, к сожалению, не всегда получаются в пользу автора. В своё время даже роман «Путь Абая» из-за противоречивых оценок не получил должного признания литературной общественности, пока Всеволод Иванов со страниц «Литературной газеты» не заявил во всеуслышание: «Перед нами – громадное культурное явление: я бы не побоялся назвать его великим».

На этих периодов жизни и творчества писателя наиболее освещены семипалатинский и алмаатинский. В воспроизведение семипалатинского периода жизни писателя-земляка внесли свой вклад Ахмет Ауэзов, Медеу Сарсекеев и другие. Об алмаатинской поре написали многие, а вот остальные четыре периода пока или бегло упоминаются, или даны в виде перечня.

О Мухтаре Ауэзове, как о поэте, мы почти не говорили, хотя либретто опер «Абай», «Айман-Шолпан», «Тулеген Токтаров», некоторые пьесы, такие, как «Кара кипчак Кобланды» и переводы «Отелло» и «Укрощение строптивой» Шекспира сделаны в стихотворной форме. Причём написаны эти произведения и рифмованными строками, и белым стихом.

Литература:

1.Мухтар Ауэзов «Путь Абая» том 1. Алма-Ата « Жазушы» 1987.

2.Исторические основы эпопеи «Путь Абая». Издательство «Наука» Казахская ССР. АЛМА-АТА 1969.

3.Мурат Султанбеков «Величие таланта Мухтара Ауэзова монография». г. Семипалатинск, 1992.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *