«Нравственная культура ребёнка рождается в семье»


 Засименко Татьяна Васильевна
 воспитатель ГККП Детский сад № 4 «Буратино»

Дети – зеркало семьи. Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

Не думайте, что вы, уважаемые родители, воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его, приказываете ему. Вы воспитываете ребёнка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с людьми, говорите о других людях, как вы радуетесь, печалитесь – всё это для ребёнка имеет значение.

Всё хорошее, как и всё плохое, воспитывается в ребёнке, воспринимается осознано или неосознанно с самых первых дней его жизни. А где и с кем он в первые дни? Правильно, всё закладывается в семье. Характер складывается в результате общения с окружающими. Причём последствия этого могут быть непредвиденными, а подчас и противоположными тому, на что направлены усилия взрослых. И всё это потому, что взрослые где – то “недо”, и где – то “пере”, а ребёнок сделал непредсказуемый вывод.

Родители должны понимать, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребёнка. Основы трудолюбия, навыки поведения ребёнка, уважения и внимание к людям семья воспитывает с раннего детства.

Подрастая, ребёнок уже оценивает не только поступки, но и мотивы поведения. Если мотивы ему понятны, он начинает руководствоваться ими, стремится поступать как взрослые.

Детям старшего дошкольного возраста свойственно стремление к общению со сверстниками, взрослыми и родители должны с уважением относиться к их дружбе с другими детьми.

Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для восприятия художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание, умение правильно оценивать поступки героев. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающему миру, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания.

Включая дошкольника в активную жизнь в семье (постоянные трудовые поручения, совместные прогулки, чтение художественной литературы), мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребёнка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких.

На эту особенность в воспитании детей указал В. А. Сухомлинский, отмечая, что “… одна из наиболее трудных вещей в нравственном воспитании- учить человека делать добро и вместе с тем избегать прямолинейных советов …”.

Часто родители не понимают психологических особенностей детей: хвалят за положительный результат труда, не учитывая приложенных ребёнком усилий; порицают за неудачно выполненную работу, даже если ребёнок старался, но у него не хватило умения.

Очень важно, чтобы ребёнок слышал не только правильную, но и вежливую речь. Необходимо обращаться к своему ребёнку со словом “пожалуйста”, благодарить его, высказывать родительское одобрение по поводу проявленной вежливости. Выражения “доброе утро”, “спокойной ночи” являются неотъемлемой частью речевого этикета ребёнка, как и слова “здравствуйте”, “до свидания”, произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонация порой имеют не меньший смысл, чем содержание высказывания.

“Волшебное слово” – меткое выражение, известно нашим детям. Но все ли им пользуются? Напоминайте ребёнку, чтобы он не забывал о “волшебной” силе этих слов, общаясь со взрослыми и сверстниками. Есть ещё и “спасибо”, которое ребёнок должен усвоить к двум годам. Если двухлетний малыш говорит взрослому “ты”, в его устах это звучит даже мило. Но с четырёх лет дети уже должны говорить взрослому “вы”.

Культура ребёнка рождается в семье, её не могут привить не в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение.

Несколько “если” правильного поведения родителей:

– если родители сами постоянно благодарят ребёнка или друг друга за помощь или услугу – пусть это будет мелочь;

– если не забывают извиняться за причинённое, даже незначительное неудобство;

– если, обращаясь с просьбой, всегда добавляют “пожалуйста”;

– если в семье принят спокойный, доброжелательный тон;

– если обращаясь к знакомому, не забываете добавлять его имя, не злоупотребляете местоимениями;

– если ребёнок полностью зависит от вас, неплохо помнить, что в отличии от всего прочего, принадлежащего вам, он – человек;

– если принимаете в отношении своего ребёнка решение, которое считаете единственно разумным, не ставьте его перед фактом, а растолкуйте, почему так решили.

От всех воспитателей желаю вам терпения, понимания, желания находить выход из самых сложных ситуаций, которые не станут болью и страданием наших детей. Будьте внимательнее и добрее друг к другу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *