Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»


Матушкина Виолета Владимировна

учитель начальных классов СОШ№16 г.Уральск

Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроках в начальных классах.

Задачи:

1.     Познакомить участников с АМО.

2.     Углубить знания о АМО, алгоритме применения АМО.

3.     Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Ход мастер-класса:

1.     Организационный момент

Слайд №1

-Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для     установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».

-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)

Успеха (Указательный)

Большого (средний)

Во всем (мизинец)

Здравствуй ( всей ладонью)

– А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета).

Работая в школе мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? На слайде (Слайд №2) мы видим процентное соотношение уровня  запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания.  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

2.     Сообщение темы, введение в неё.

–    Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей деятельности. Это технология АМО. Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Именно такую организацию предполагает технология АМО, основанная на использовании активных методов обучения.

Сегодня мы постараемся объяснить, что такое активные методы обучения, рассмотрим некоторые виды активных методов обучения и также возможность применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.

3.Знакомство с основными видами АМО.

 

1.Орг. момент (АМ начала образовательного мероприятия). (Слайд №3)

– Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами
(Упражнения «Поздоровайся глазами», «Поздоровайся локтями»).
Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

– Мы с вами поздоровались ладошками, а вот так здороваются локтями

2. Постановка цели и задач урока (АМ выяснение целей, опасений, ожиданий). (Слайд №4)

-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений    можно использовать следующий метод:
Методы «Фруктовый сад»

Учителю этот  метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Слайд №5

– А мы с вами свои ожидания и опасения запишем на пальчиках «ладошки».

– Зачитайте вслух свои ответы. (по желанию зачитывают).  В конце мероприятия мы вернёмся к ладошкам.

3. Новый материал ( АМ презентации учебного материала). Слайд №6

Методы: «Инфо-угадай-ка», «Мозговой штурм».

– Определимся с понятием «активные методы обучения». Для этого применим метод  «Инфо-угадай-ка» (Слайд №7).

Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.  Он  применяется при работе в группах. Для работы в группах нам необходимо разделиться. Используем метод «Композиция».

Цель: в игровой форме разделить учащихся на группы. Участники, получив карточку, находят свою группу по названию сказки («Колобок», «Простоквашино», «Крокодил Гена и его друзья», «Буратино»).

– А мы с вами разделимся на группы по цвету «ладошки».
– Приступим к заданию, возьмите, пожалуйста, листы бумаги, на которых записано название этого метода. Тема «Активные методы обучения». Листок  разделён на сектора.

Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать  ключевые моменты к этому разделу (Ответы педагогов).

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

-Запишите. (Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)

Сектор 2 – этапы урока. Слайд №8

-На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор 3 – виды АМО.

– Мы уже познакомились с  некоторыми  видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.

(«Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Поляна снежинок», «Инфо-угадайка» и др.)

Сектор -4. Цели  применения АМО.

-Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений)

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и  становится активным участником образовательного процесса.

4.Физкультминутка (АМ релаксации). Слайд №9.

– Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

– Мы с вами выполним упражнение «Четыре стихии». Слайд №10. Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу “земля” – вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу “вода” – вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу “воздух” – вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу “огонь” – вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

5. Обобщение знаний. (Слайд №11)

– На  этапе обобщения знаний использую приёмы кластер («кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь  лучи расходятся далее и далее) Слайд №12.

– Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках (приложение 1) продолжить составление  кластера по теме «Активные методы обучения». Давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд 12, анимация).

– Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

– Начиная изучать по русскому языку в 3 классе тему «Имя существительное», предложил  детям составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном. Вот, что получилось (Слайд №13 ).

– По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные. (Слайд №13 анимация).

– На каких уроках ещё можно применять этот метод?

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

Слайд № 14.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются два глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка – это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

– Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. (Слайд №15)

Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил.

Герой!

– Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно (Работа в группах).

Итак, тема синквейна –   Метод.

-Запишите на карточках.

Заслушиваются ответы разных групп.

– Вот какой синквейн составил я (Слайд №16)

6 . Подведение итога урока. Слайд №17.

– Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.

Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

Метод «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

-Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

-Вернемся к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, загните пальчики и покажите ладошки. Слайд №18.

– А теперь встанем в «Итоговый круг» и подведем итоги нашего мастер- класса. (По кругу пускаем «Цветик–семицветик», отрываем лепестки с вопросами  по теме и отвечаем на них).

– К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но для тех, кто заинтересовался ими, предлагаю вот такую брошюру, подготовленную мной.

– А те, кто хочет ещё более подробно изучить данный материал, на сайте образовательного портала «Мой университет» вы можете платно скачать электронную книгу «Копилочка активных методов обучения», поучаствовать в конкурсе и пройти дистанционные курсы.

И в заключении хочу сказать:  «Наберись смелости – сделай попытку».  Слайд №19. Не бойтесь применять инновационные методы. Слайд №20.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!    (Слайд 21). Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *