Тренинг «Загляни в себя»


Асанова Дана Кабидоллиновна
педагог – психолог КГУ «Катон –Карагайский  аграрно – технический колледж»

Цель тренинга : дать представление о человеческом «Я»,

–         формировать умение организовывать свою психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований;

–         развивать речь, полученные умения и навыки;

–         воспитывать волевые качества личности, характер.

1.       Оргмомент (песня  «Солнечный круг»).

2.       Вступление.

Для любого человека самая большая загадка – это он сам. И сегодня на уроке мы наметим пути к отгадке, познакомимся с собой поближе. Прочитайте это высказывание. Объясните, как вы это понимаете?

« Никто не может судить о других, пока не научится

судить о себе самом». И.Гете.

– Кто ты такой? – иногда слышит человек обращенный к нему вопрос. На этот вопрос не всегда  легко ответить, ведь он связан со способностью оценить себя самому. А это не так просто.  Нужно как бы раздвоиться: ты живешь и все  делаешь  как  обычно, и в то же время наблюдаешь за собой со стороны глазами другого человека. Надо не только следить за собой, но и давать себе честную оценку о себе.  Давайте учиться познавать себя. Кто  я такой? Что я представляю? – эти вопросы начинают интересовать вас.

3. Ответы на вопросы ( вопросы на плакатах)

Постарайтесь ответить на вопросы:

1 вопрос:

Во что я верю? (выслушав ответы учащийся, прошу их прочитать «подсказки»; в бога, в добро, в маму, в любовь в людей.)

Некоторые люди верят в силу денег, власти, оружия, но лучше верить в то, что выделено мной.

2 вопрос:

–                     Что я знаю и что умею делать? ( ответы учащийся).

Сейчас время образованных и умелых людей. Образование – самый ценный, самый дорогой «товар». Человек, многое знающий, оценивается очень высоко. Хорошо если он к тому же имеет правильную речь и ясно выражает свои мысли. Но не только знания и умения делают человека хорошим.

3 вопрос:

–                     Как я веду себя, какие поступки совершаю? ( ответы учащийся).

Этот вопрос – самый важный для того? Чтобы понять какой ты. Потому что в деле? В поступках – весь человек Он может обманывать на словах, но в поступках обмануть сложно.

4 вопрос:

–                     Кем хочу быть? ( ответы учащийся).

Обычно об этом задумывается ближе к окончанию школы. Но многие пытаются представить свое будущее уже в детские годы. Один мечтает быть моряком, другой – врачом,кто –то хозяином собственного коммерческого дела.  Обдумав еще раз вопросы и ответы,вы получите свой собственный, «внутренний» портрет – какой (-ая) вы?  Какая  у вас душа – отзывчивая, добрая или наоборот.

3.                Тест «Кто  ты?» квадрат, прямоугольник, треугольник, круг,зигзаг). Ребята, из представленных фигур выберите одну, которая вам больше. Встаньте те, кто выбрал квадрат. (Один из учащихся дает расшифровку.)

Квадраты – трудолюбивы, исполнительны, организованы, аккуратны.

Доводят начатое дело до конца. Имеют узкий круг друзей. Вот чем знамениты истинные квадраты.

–                     Встаньте те, кто выбрал прямоугольник.

Прямоугольники – это люди любознательные, смелые, доверчивые. У них наблюдается быстрая смена настроения, забывчивость и склоность терять вещи. Имеют широкий круг общения.

–                     Встаньте те, кто выбрал треугольник.

Треугольники – люди энергичные, уверенные в себе, которые достигают намеченной цели. Постоянно соперничают с другими людьми, стремятся к власти. У них мало друзей.

–                     Встаньте те, кто выбрал круг.

Круг – самые доброжелательные, общительные люди. Обладают способностью сопереживать, сочувствовать, ощущают чужую  радость  и боль, как свои собственные. Они счастливый тогда, когда все ладят друг с другом.

–                     Встаньте те, кто выбрал зигзаг.

Зигзаги – люди, которые любят создавать новое, необычное, когда у них появляется интересная мысль, они готов поведатьеевсему миру. Зигзаг возбудимыйи не любит трудную работу.

Этот тест поможет вам определить свои недостатки и хорошие качества и привычки. Знание этого поможет вам работать над собой.

5.                Работа над девизом:

«Когда есть ум, характер, воля, то не страшна любая доля».

Начинать работу над собой нужно  с малого. Чтобы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают  другие люди, ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы было им легко рядом с вами. Вы должны проявлять уважение к другим людям. Учитесь наблюдать за собой со стороны глазами другого человека, каждый раз ставя цель. Например: «Как веду себя за обедом?». Вы обнаруживаете интересные вещи: развалились на стуле, почесали голову, тронули себя за нос. В другой раз цели будут другие: « Как разговариваю с людьми?», « Как здороваюсь?», « Как держусь  в гостях?». Отмечаете не только недостатки, но и обязательно хорошие черты, качества и привычки. Можно вечером , когда ложитесь спать, вспомнить, как прошел день, что заметили за собой и прямо сказать себе: вот это плохо, а тут ничего дела обстоят. Такая оценка поможет вам работать над собой.

Предлагаю вам тест.

6.                Тест «Самооценка»

Когда будете отвечать  на вопросы, указывайте, как часто вы испытываете перечисленные ощущения.

Очень часто – 4 б;Часто – 3 б; Редко  – 1 б; Никогда – 0 б.

1.                Я часто волнуюсь понапрасну.

2.                Мне хочется, чтобы друзья подбадривали меня.

3.                Я боюсь выглядеть глупым.

4.                Я беспокоюсь за свое будущее.

5.                Внешний вид других куда лучше, чем мой.

6.                Как жаль, что многие не понимают меня.

7.                Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с товарищами.

8.                Чувствую себя скованным.

9.                Мне кажется, что со мной должна случиться какая – то неприятность.

10.           Мне не скем поделить со своими мыслями.

Подсчет баллов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить  все баллы по утверждениям. Подсчитайте, сколько получилось в сумме.

Встаньте те, кто набрал меньше 10 баллов. Вам нужно избавлятьсячувства превосходства над окружающими. Иначе вам грозит одиночество.

Встаньте те,  у кого сумма превышает 30 баллов. Вы себя недооцениваете. Вам рекомендуем простое упражнение: подойдите к зеркалу и 12 разными интонациями скажите: « Я красивый (-ая) и умный  (-ая). Не думайте, что это шуточное упражнение. Вовсе нет (учащаяся показывает опыт с зеркалом.)

А кто набрал от10 до 30 баллов, то можно надеяться, что у вас все в порядке.

7.                Работа  по карточкам: « Учусь работать над собой».

Напишите, в каких ситуациях вы себе нравитесь и очень нравитесь. Что нужно для того, чтобы ты себе нравился?

8.                Анализ ситуаций по рисункам и их инсценировка.

Ситуация №1 «Двойка».

Какие чувства вы переживали, когда получали двойку? (инсценировка).

Ситуация №2 « Моя игрушка».

Как нужно было бы вести себя так, чтобы не ссориться? (инсценировка).

Ситуация №3 « Ссора».

Из – за чего вы ссоритесь со своими друзьями. Какое чувство вы переживаете после ссоры? (инсценировка).

Прочитайте статьи из «Всеобщей Декларации прав человека». (статьи на плакатах на доске) и соотнесите к каждой ситуации.

Статья 26 ситуации №1.

« Ты имеешь право ходить  в колледж, учиться бесплатно и получить профессию».

Статья 17 ситуации №2.

«Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никто не может отобрать  у него принадлежащие ему вещи».

Статья 5 ситуации №3.

«Никто  не имеет право подвергать другого пыткам, жестокому обращению,  унижать и обижать его».

9.                Рисование на тему «Идеальный мир»

Нарисуй свой идеальный мир и помести в нем тех людей, с которыми тебе хорошо, кто тебе нравится (нарисовать только студенты).

10.            Рефлексия (по рисункам  студентов).

11.           Дом. задание:разработать правила, которых будете придерживаться, чтобы устранить свои недостатки  и нехорошие привычки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *