Урок русского языка в 3 классе “Род имён существительных”
Город Павлодар СОПШЭН № 36
Шиковец Людмила Витальевна
Первая категория, стаж 25 лет
Задача: создать условия для развития умения определять род имён существительных.
Цели:
- Отрабатывать умения учащихся определять род имён существительных путём подстановки личного и притяжательного местоимения;
- Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; умение обобщать, группировать слова по определённым признакам;
- Воспитывать чувство коллективизма, уважительное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.
Ход урока
- Психологический настрой.
Ну-ка проверь дружок.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
– О чём это стихотворение? Что необходимо иметь на каждый урок? (Ручка, книжка и тетрадь)
( Имя существительное часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? , изменяется по числам, собственные или нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые)
– Молодцы. Вспомнили, что вам известно об имени существительном, а что это за вопрос на схеме?
– Тема нашего урока род имён существительных. Вспомните, как определить род имён существительных?
– Над чем сегодня вы хотели бы поработать? (постановка цели)
– Сегодня на уроке будем работать в центрах активности. Их будет 4.
– Центр «Науки»
– Центр «Игротека»
– Центр «Знайка»
– Центр «Угадай-ка»
Работу будем выполнять в маршрутном листе.
Положите лист перед собой.
Подпишите его. Запишите дату.
– Вспомним правила работы в Центрах – Не перебивать друг друга;
– Помогать друг другу;
– Коленка к коленке;
– Правило «трёх».
На выполнение задания в центре отводится 7 минут
Работа по центрам
Центр «Науки»
- Прочитай слова: б…лото, б…гатырь, б…лонка, б…рьба, борщ.
- Какая буква пропущена ( обсуди в паре)
- Проверь себя по словарю.
- Запиши слова в маршрутный лист.
- Определи род.
- 6. Проверь свою работу по ключу ( в паре)
- Оцени.
Центр «Игротека» (загадки)
- Прочитай загадки:
* На дворе горой, а в избе водой.
* Красная девушка по небу ходит.
* Крашеное коромысло через реку повисло.
* Меня бьют, колотят, ворочают, режут: я всё терплю и всем добром плачу.
* Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко достала.
* Бежал по одной улице, на другую перешёл, и по третьей полетел.
- Напиши отгадку.
- Выдели окончание.
- Определи род.
- Проверь свою работу по ключу ( в паре)
- Оцени.
Центр «Знайка»
- Прочитай предложения.
Цветёт черёмуха и сирень. На огороде посадили горох, морковь, картофель, лук и капусту.
- Найди и выпиши имена существительные только женского рода.
- Проверь свою работу по ключу ( в паре)
- Оцени.
Центр «Угадай – ка»
- Внимательно посмотри на рисунки.
- Раскрась предметы, которые обозначают мужской род.
- Проверь работу по ключу.
- Оцени работу.
Итоговый тест
- Выбери существительное мужского рода:
а) корова
б) ворона
в) воробей
- Выбери существительное среднего рода:
а) иней
б) болото
в) природа
- Какое из слов является существительным женского рода:
а) тёмный
б) темнеть
в) темнота
г) шкаф
- Имена существительные бывают:
а) только муж. и жен. рода
б) муж., жен. и ср. рода
- Найди лишнее слово
а) корзина
б) ножницы
в) трактор
г) шоссе
Оценка ______
Итоговый тест (ключ)
В Б В Б Б
«5» – без ошибок
«4» – 1 ошибка
«3» – 2 ошибки
Вы прошли все четыре центра. Подведем итог вашим знаниям и выполним итоговый тест на маршрутном листе.
«5» – без ошибок
«4» – 1 ошибка
«3» – 2 ошибки
Встаньте те ребята, кто получил оценку «5» – не допустил ошибку
У кого 1 ошибка, оценка «4»? Где допустили ошибку? Как помочь этому ученику?
Кто допустил 2 ошибки? Где возникли трудности? Как помочь этому ученику?
Вернёмся на начало урока. Что может быть вместо вопроса? Какая табличка?
Какие трудности у вас возникли на уроке?
Что понравилось, чем были довольны?
- Я узнал…
- Мне больше всего удалось…
- Я могу себя похвалить за…
- Я могу похвалить одноклассника (-ов) за…
- Меня удивило….
- Для меня было открытием то, что…
- На мой взгляд, не удалось…, потому что…
- На будущее я учту…
Домашнее задание на листе. Выучить правило, выполнить упражнение по учебнику.
(Выписать слова и указать род.)
Два следующих задания по желанию, на выбор.
Метки: Урок русского языка в 3 классе "Род имён существительных"