Проект: «Зелёный наряд нашей Земли»


Машевская Инна Ивановна – учитель начальных классов

Астраханской средней школы №2.

Стаж работы-23года

Квалификационная категория-1 

Содержание:

Раздел  1.       

               А) Введение.

              Б) Компоненты экологической культуры.

Раздел  2. Образовательный.

                Постановка проблемы.

Раздел 3.Актуализация знаний и поиск решения проблемы.

Раздел  4.Творческая работа учащихся.

Раздел  5. Фотосессия .     

Раздел 6.Список литературы.

Оборудование: интерактивная доска, учебник «Познание мира», плакаты и картины с  изображением деревьев, цветная бумага, клей, ножницы,   шаблоны ,цветные карандаши, запись шума леса, голоса птиц.

Ожидаемые результаты:

   Дети должны знать и называть растения родного края, знать правила поведения на природе, уметь пользоваться словарём, применять навыки работы с интерактивной доской.

Методическая или педагогическая эффективность используемых технологий: интерактивная доска усиливает подачу материала, благодаря разнообразному использованию ресурсов делает занятие интересным и увлекательным, развивает мотивацию. Позволяет рисовать, делать записи, сохранять и распечатывать изображения на доске.

 

 

Раздел 1.

Пожалуй , нет человека, который не осознаёт свою зависимость от состояния окружающей природной среды ,в том числе изменения климата, запасов природных ресурсов, качества воздуха и воды. Вместе с тем существует множество  свидетельств низкого уровня экологической культуры у большей части населения, даже имеющих высокий образовательный уровень.

Одним из важных принципов экологического образования  считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Одна из важнейших задач школы – воспитание экологической культуры; вооружение детей навыками экологически грамотного поведения в природе; формирование экологических знаний.

Новый рисунок (1)

Цель проектной деятельности: формирование экологического сознания детей и ответственного отношения к окружающей среде; формирование мотивов, потребности и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; познакомить с растениями родного края и правилами поведения в лесу; раскрыть связь между человеком и лесным сообществом; организовать групповую работу по моделированию из картона домика для птиц; развивать положительные качества учащихся и творческие способности через различные формы работы на уроке; экономия природных ресурсов путем замены древесины другими материалами; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; выработка элементарных эколого-этических норм; прививать любовь к природе

          Раздел 2

  1. Организационный момент.

 

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

-Закройте глаза и внимательно прослушайте фрагмент  записи.(звучит запись шума леса и пения птиц). Кто ответит, где мы с вами очутились?

-Это весенний лес! Мы отправимся  на прогулку по лесным тропам. Сделаем несколько глубоких вдохов, как будто мы дышим воздухом леса.( дыхательная гимнастика).

Лес – наше богатство! Наша прогулка будет проходить по одной тропке. Во время прогулки мы вспомним и узнаем много интересного о природе, о растительном и животном мире. Попробуем создать страницу журнала о лесе и его проблемах. Работать будем в группах. Поэтому  результат работы будет зависеть от каждого из вас. Работайте дружно и слаженно.

Посмотрите ,ребята, перед вами лежит лист бумаги. На нём  вы будете оформлять страничку журнала. Она называется « Лес – наше богатство».

  1. – Какая ассоциация у вас возникает со словом «лес»? Обсудите и запишите свои ассоциации на страничку. (дети записывают).

А теперь давайте проверим, какие слова вы записали? ( проверка по группам).

Замечательный писатель Л.Н.Толстой писал «Какое великое счастье быть в лесу и общаться с природой». Прежде чем войти в лес, запомни правило: «Войди в лес другом».А вот что означают эти слова , мы сейчас узнаем. Посмотрите на слайд. Здесь представлены верные и неверные высказывания о правилах поведения в лесу.

Найдите на парте картинку, которая соответствует верному высказыванию и приклейте на страничку. 

1.Ветки не ломайте, деревья не калечьте.

2.Ни травинку ,ни листик зря не рвите.

3.В лесу можно поиграть:  венки  сплести, букеты нарвать. Подумаешь,  много зелени, ещё вырастет.

4.Наконец-то можно пошуметь, покричать, главное, никому не мешаешь.

5.Не будем ловить диких животных и птиц ,и уносить их домой.

6.Неповоротливую и противную жабу можно прогнать палкой.

7.Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Микроитог. –Какую картинку вы наклеили? ( проверка по группам).

Ещё с древних времён люди восхищались природой. Это выражалось в сказках, былинах, поговорках, песнях, пословицах. Многие писатели и поэты обращались в своём творчестве к красоте родной природы.

-Какие вы можете вспомнить произведения о природе? (рус.нар. сказки, поговорки ,песни, загадки)

-Назовите писателей, которые пишут о природе. ( Алимбаев, Пришвин, Бианки, Пушкин, Есенин ,и др.)

Раздел3

Ребёнок читает стихотворение С.Погореловского «Здравствуй,лес».

Здравствуй,лес,зелёный лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе,как серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой,не утаи:

Ты же видишь- мы свои!

-Что означает слово «свои»?

Правильно ,свои .значит родные,а родные не могут обидеть.

А теперь посмотрим на экран.Какие деревья растут в лесу.

Презентация «Деревья в лесу» для того ,чтобы проверить,как вы запомнили названия деоевьев,я предлагаю вам загадки.

1.В белом сарафане встала на поляне(береза)

2.Что за дерево стоит-ветра нет, а лист дрожит( осина)

3.У меня длинней иголки,чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.(ель)

 -Как одним словом можно назвать ель,берёзу,осину?

_Правильно.Это деревья. И некоторые из них расскажут о себе.

Тополь.

У тополя мягкая древисина,хорошо расщепляется.Её исползуют для изготовления спичек.фанеры, в столярном деле.

Клён.

У этого дерева крепкая и прочная древисина. Её широко используют в токарном и столярном деле. Даже муз. инструменты(флейта,кларнет)сделаны из клёна.клен энергично усваивает из воздуха разные вредные вещества.

Берёза.

О ней сложено много песен и стихов,загадок и сказок. А её береста? Это же готовая природная бумага. Первые древние письмена на бересте и сейчас хранятся в  музеях. Из древесины берёзы делают фанеру,мебель, лыжи.

Дуб.

Это могучее дерево может жить до 1000лет.У него очень ценная и крепкая древесина из которой строили корабли. Делают из дуба прочную мебель,паркет.

 Люди всегда суважением относились к старым деревьям. Наделяли их могучей силой,которая может справиться с любым недугом. У дерева просили здоровья и богатства. С рубкой леса у народов связано немало неожиданных суеверий. В России ,например, крестьяне никогда не строили дом на том месте,где прежде росли берёзы. Т.к. их корчёвку считали большим грехом.

Хорошим деревом,дающим силу и энергии.считалась берёза.

 

Есть поверье,что осина и тополь способны снять плохую энергетику,принять на себя болезни человека.

Есть интересная легенда о тополе. Эта легенда таится в одном из символов нашей столицы- Байтереке.

Священная птица Самрук свила своё гнездо на самом высоком тополе. И каждый год она откладывала одно золотое яйцо  из которого появлялся птенец . Он вырастал и превращался в сильную и свободолюбивую птицу.

Предания о чудесных деревьях находили своё отражение в песнях и сказках( яблоня с золотыми яблоками, дуб на вершине которого висит сундук).

У разных народов есть своё священное дерево.

Например: у немцев- ель, у кавказских народов- тис, у таджиков- чинара, у греков- кипарис .Но  все люди сошлись в одном мнении :три дела человеку честь делают. Колодец- вырытый в пустыне. Мост, положенный через реку. Дерево, посаженное у дороги.

-Какую пользу принесёт дерево у дороги?

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

Аппликация « Дерево»( из картона – ствол цилиндрической формы, ветви-  наклеиваем полоски из зеленой бумаги, закрутив заранее на карандаш . Должна получиться кудрявая березка)

1.В Алматы, в Астане,

Везде, где живем,

Деревья посадим

Сады разведём.

2.Нас много, ребята!

  Пусть каждый из нас

  Хоть кустик для сада

Посадит сейчас!

 

3.Пусть лучше и краше

Сама, как весна,

Становится  наша

Родная страна!

Подведение итогов :

Закончить наш урок хотелось бы словами из стихотворения:

Есть просто храм.

Есть храм науки.

А есть еще природы храм.

С лесами тянущими руки

На   встречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт   для нас в жару и стынь.

Входи сюда. Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его  святынь

Использованная литература и Internet источники:

1 А.М.Адам.О.Д.Лукашевич Глоссарий по экологии.ТомскТГАСУ2008

2.АнтиповЗ.М. ЛитковскаяН.П. Зелёные задачки.ТОИПКРО Тмск2008

3.Вахрушев А.А.Окружающий мир.

4.Преподавание основ охраны природы в начальной школе. Под ред. В.А.Ананьева 1994

5.http||Wikipedia.tomsk.ru|ru

 

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *