Новые подходы к обучениюдекоративно-прикладному искусству на уроках технологии


Белова Ольга Николаевна
учитель технологии КГУ СОШ №9 города Экибастуза

Народные традиции – это исторически сложившийся собранный во едино воспитательный и социальный опыт, нормы поведения, общественные традиции, передаваемые от родителей к детям. Трудовые традиции семейного воспитания приучали детей к ежедневному труду, передавая все необходимые навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

В связи с произошедшими историческими событиями в мире и в Республике Казахстан ряд направлений декоративно-прикладного искусства были утрачены. Но на сегодняшний день декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

В условиях развития самостоятельности суверенитета Республики Казахстан, как никогда возникает необходимость основательного, более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями народов Казахстана, с их  национальным прикладным искусством, в потенциале которого объективно заложено нравственное начало. Решению этой приоритетной задачи должна быть подчинена и трудовая подготовка учащихся в школе. В этой связи большое значение для развития творческих способностей человека, особенно в юном возрасте, приобретают знания различных видов декоративно-прикладного искусства.

В типовой учебной программе РК по учебному предмету «Художественный труд» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию определены пять сквозных образовательных линий:

1) визуальное искусство;

2) декоративно прикладное творчество;

3) дизайн и технология;

4) культура дома;

5) культура питания.

Мы рассмотрим одну сквозную образовательную линию – декоративно прикладное творчество.

Содержание раздела «Декоративно-прикладное творчество» включает:

– Основные формы и особенности декоративно-прикладного искусства, прикладное искусство Казахстана и других народов;

– Материалы, инструменты и технологии декоративно-прикладного искусства;

– Национальный орнамент;

– Декоративное оформление интерьера.

Предлагаемая программа «Художественный труд» для основной школы рассматривает изучение следующих видов декоративно-прикладного искусства:

– вышивка, плетение, в 5 классе, (на изучение данного раздела программой заложено 14 часов.

– вязание крючком и спицами, в 6 классе, (на изучение данного раздела программой заложено так же 14 часов.

– художественная роспись (батик, гжель, хохлома), в 7 классе, (на изучение данного раздела программой заложено 7 часов.

– казахское прикладное искусство (ши тоқу, киіз басу), в 8 классе, (на изучение данного раздела программой заложено 9 часов.

– ткачество казахских национальных ковров (алаша, гобелен), а также современных ковров, в 9 классе, (на изучение данного раздела программой так же заложено 9 часов.

Особенностью типового учебного плана «Художественный труд» является предоставление учащимся и педагогам выбора объекта труда в рамках предложенной в типовом учебном плане техники или технологии, т.е. обеспечения дифференциации обучения.

На своих уроках мною апробированы объекты труда. Что бы выбрать определенные объекты труда руководствовалась следующими критериями:

-объекты труда должны быть яркими, красочными, вызывать желание создавать их;

-несложными в изготовлении, нетрудоемкими;

-иметь художественную направленность, вызывать интерес к творчеству, побуждать желание творить самостоятельно;

-нести в себе функциональное значение.

В 5-х классах, что бы заинтересовать детей и получить успешный результат, на уроках  предлагается девочкам изготавливать игольницы, из традиционных и современных материалов, таких как фетр и  войлок, материалы желательно использовать ярких расцветок. Для украшения интерьера плетение бисером: цветы, бонсай, и т.д.);

В 6-х классах, что бы привлечь внимание детей и получить хороший результат, на уроках учащиеся вяжут крючком несложные игрушки, на изготовление которых затрачивается меньше времени, но при этом учащиеся используют все основные элементы изучаемой техники вязания на выбор: круглые сердечки, котики, ежики, барашки, черепашки, и т.д.; спицами можно предложить изделия: косынки, капры или шарфы);

В 7-х классах, на уроках предлагается изготовить панно в технике батик, используя в работе элементы росписи гжели, хохломы или казахского национального орнамента, при чем в виде поверхностей для рисования можно использовать льняную, хлопчатобумажную ткань, тяжелую плотную бумагу или стекло);

В 8-х классах, на уроках предлагается изготовить декоративное панно в стиле ши тоқу, используя в работе натуральную цветную шерсть или мулине и деревянные палочки);

В 9-х классах, на уроках предлагается изготовить небольшие коврики используя нетрадиционные техники, такие как лоскутная пластика и бахрома; картины из шерсти используя различные техники нетканого гобелена: вышивание петлями с помощью специальной иглы, работа с цветным войлоком, аппликации из вязанных воздушных цепочек или цветных ниток).

Эстетическая значимость общения детей с произведениями народного искусства, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства. Обучение декоративно-прикладному искусству органично сочетается с развитием художественного вкуса и творческого воображения у детей. Занятия ручным творчеством открывают детям возможность для самовыражения, пробуждают фантазию, духовно обогащают, а также формируют настойчивость, терпение, аккуратность в работе.

На уроках технологии в процессе получений знаний и развития навыков и умений в детях формируются такие ценные компетенции, как:

-изучение и определение особенностей произведений искусства, ремесла и дизайна казахской национальной и мировой культуры;

-работать с источниками информации для исследования и развития творческих идей;

-выполнять задания по разработке простых объектов, соблюдая основные законы композиции;

-выполнять эскизы и наброски для реализации творческих идей;

-экспериментировать и использовать техники, художественные материалы, учитывая свойства выбранных средств;

-использовать визуальные элементы окружающего мира и выразительные средства для передачи своих идей и чувств;

-выполнять простые изделия из различных (текстильных, природных и искусственных) материалов;

-использовать элементы казахской национальной культуры в процессе создания творческих работ и изделий;

-использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности

-описывать идеи и темы, отраженные в собственной работе и работе других, используя предметную терминологию.

Рассматривая урок технологии, следует отметить, что он отличается от других уроков. Цель урока технологии заключается в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них трудовых навыков и умений в декоративно-прикладном искусстве, способствующих в дальнейшем самовыражать нравственно-эстетические чувства и представления.

Важнейшая задача, стоящая перед казахстанцами, – воплощение в жизнь общенациональной идеи «Маңгілік Ел», фундамент которой должен быть заложен в школе. Мы будем бережно относиться к нашему общему историческому наследию. Без качественного трудового воспитания нельзя вырастить полноценного гражданина нашей страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *