« Нургиса Тлендиев. Жизненный и творческий путь в контексте становления музыкального профессионального искусства Казахстана XX века»


Прудникова Наталья Яковлевна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДМШ№2 г. Караганда

Цель урока: познакомить учеников с творчеством  казахского композитора-классика ХХ века Н. Тлендиева.

Задачи урока:

1.     музыкально-эстетическое воспитание учеников, формирование  музыкального вкуса;

2.     изучение  жизненного и  творческого пути Н. Тлендиева;

3.     воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых исторических закономерностей, организации музыкального языка;

4.     формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах;

5.     выработка у обучающихся слуховых представлений

6.     повторение знаний по истории казахской музыки.

 

.

 

Использованная литература:

1. К.Куатбаев. И. Коган. Спутник любителя музыки. А-А.1973г.

2. Композиторы Казахстана. Вып.1 Под редакцией М. Ахметовой. А-А 1975

 

Ресурсное обеспечение:

Персональный компьютер.

Презентация

Фотографии Н. Тлендиева, Жамбыла Жабаева, Курмангазы, А. Жубанова,

Р. Рымбаевой, оркестра казахских народных инструментов им. Курмангазы, театра оперы и балета им. Абая, фольклорного оркестра  «Отрар сазы», группы «Улытау».

Использование  видеоматериалов – трейлера  художественного фильма «Кыз-Жибек», мультфильма «Аксак кулан», фрагментов из документальных фильмов «А. Жубанов. Лица истории»,  « Н. Тлендиев. Лица истории», песни «Куэ бол» в исполнении Р. Рымбаевой., песни «Саржайлау»,  оркестра «Отрар сазы»,  группы «Улытау».

.Использование муз. фрагментов аудиодиска «Атадан мура».

Раздаточный материал- карточки, тесты.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Вступительная часть. Назвать тему урока.  –                                слайд №1.

3. Основная часть .

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося композитора Казахстана XX века Н.Тлендиевым. Его жизнь и история становления профессионального музыкального искусства тесно взаимосвязаны. Давайте вспомним  яркие  значимые события и личности  той эпохи. В этом вам помогут представленные фотографии. Определите изображенных на них известных людей, коллективов, произведений и  попробуйте составить предложения по истории музыки Казахстана- (Курмангазы, Жамбыл ,А.Жубанов, домбра, Оркеcтр казахских народных инструментов, «Аксак кулан ,горы Алатау, Кыз- Жибек»).

Ответьте на вопросы-

– Значение творчества Курмангазы ( отец кюев)

– расскажите о кюе ,домбре, стилях исполнения на добре

–  какой музыкальный коллектив Казахстана носит имя Курманагазы

– кто явился создателем оркестра казахских народных инструментов им. Курмангазы

– какую  оперу совместно с Л. Хамиди создал А.Жубанов

– в каком году была создана опера «Абай», если вспомнить, что премьера ее состоялась накануне 100-летнего юбилея поэта-просветителя

–  назовите театр, в котором состоялась премьера оперы

– назовите известный кюй- легенду

–  назовите  казахский лирический эпос

– какой известный акын сочинил стихотворения «Казахстан», «Ленинградцы, дети мои»

3.1  Значение творчества композитора Н. Тлендиева. Показать фотографию Н. Тлендиева.                                                                                                 слайд №2.

Показ видео выступления Н.Тлендиева- домбриста. –                 слайд №3

3.2  Имя  Нургисы  Атабаевича  Тлендиева хорошо известно в Казахстане. Его искусство- самобытное, овеянное поэтическим дыханием национальных традиций. Мало кого в республике можно сравнить с Тлендиевым по виртуозности домбровой техники и той проникновенности, с какой исполняет он народные кюи и собственные сочинения. С именем Тлендиева связана судьба многих фильмов, выпущенных киностудией Казахфильм. Его музыка звучит в спектаклях драматических театров, но подлинную популярность принесли композитору песни.  Песни Н. Тлендиева: «Университет», «Саржайлау», «Песня птиц», «Куэ бол», «Бахыт вальс», «Мечта Абая», «Друг домбры», «Не забывай» и другие. –         слайд №4

3.3  Прослушивание видеозаписи песни Н. Тлендиева «Куэ бол» в исполнении Розы Рымбаевой.

Показать фотографию певицы. В песне рассказывается о любви- будь свидетелем моей любви солнце, небо.-                                              слайд №5   3.4  Изложение биографии Н. Тлендиева.                                                                                                 Нургиса Тлендиев родился  1 апреля 1925 году в Узун-Агаче. Жамбылского района Алматинской области, откуда родом знаменитый казахский акын Жамбыл Жабаев.

3.5.  Вопрс ученикам: «что вы знаете о казахском акыне Жамбыле? Кто может прочитать  стихотворение акына.» Показать фотографию Жамбыла и прочитать стихотворение  акына.                                                        слайд №6

3.6.  Продолжение изложения биографии Н. Тлендиева.                                                                                 Еще в раннем детстве Нургиса начал играть на домбре и сочинять. В 1937 году Ахмет Жубанов услышал игру мальчика и убедил родителей в необходимости музыкального обучения. Нургиса едет в Алма-Ату. Начинается серьезная учеба в школе. В возрасте 12 лет он поступает в оркестр казахских народных инструментов (ныне знаменитый оркестр им. Курмангазы).                                                                                            слайд №7

3.7.   Вопрос к ученикам: «вспомните об известном казахском кюйши Курмангазы? Какие произведения его вы можете назвать?». Показать фотографию Курмангазы.

3.8.   Продолжение изложения биографии Н. Тлендиева .                                                         Основателем и руководителем оркестра был Жубанов.  Тлендиев будет учиться у Жубанова постоянно- искусству исполнительскому и дирижерскому, профессиональному мастерству композитора и умению понимать классическую и народную музыку. Проникновенные слова сказал Тлендиев о своем наставнике: «Жубанов одарил меня любовью к музыке и на примере своей жизни раскрыл истинную ценность трудолюбия». В 1937 году Жубанов подарил мальчику домбру. Ее Тлендиев бережно хранит и по сей день. В знак памяти об учителе Тлендиев подарил рояль музыкальной школе, носящей имя Жубанова в Алмате. В 14 лет Тлендиев впервые встал за дирижерский пульт.

3.9.   Вопрос: «Каково значение творчества и деятельности академика

А. Жубанова в процессе становления казахской классической музыки?» Показ фотографии А. Жубанова и оркестра казахских народных инструментов. –                                                                                 слайд №8,9.

3.10.  Прослушивание кюя Н. Тлендиева «Акку». (перевод слова на русский).  Кюй Тлендиева «Акку» воспевает земную красоту. Носителями ее являются птицы и прекрасные девушки. При созерцании их  и рождается страстное чувство, ярко переданное в музыке. Исполнение этого кюя по силам только виртуозам.. Оно требует филигранной техники правой и левой рук, изощренного звукоизвлечения. Кюй звучит на двухструнной домбре как 3-4-х голосное произведение. Основная часть его звучит в стремительном темпе и построена на вариантном развитии диатонической  попевки. Обрамляют основную часть музыкальные фразы, изображающие курлыканье лебедей. Просмотр видео- танцевальный номер «Акку»                     слайд №10,11.

Рассказать о средствах музыкальной выразительности с иcпользованием раздаточных таблиц с указанием лада, метроритма, динамики, темпа, тембров ,жанровой принадлежности ,формы, анализа мелодии.

3.11.  Продолжение изложения биографии Н. Тлендиева.                                                                 Началась Великая Отечественная война. В 1943 году (в 18 лет), Тлендиев добровольцем  ушел воевать. По дорогам войны он прошел до Германии. В 1945 году после победы  над врагом остается некоторое время работать в Германии, будучи в ту пору уже офицером. Он награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За взятие Берлина».   В 1947 году Тлендиев возвращается на родину. Он поступает в Алма-Атинскую консерваторию. С третьего курса переводится в Москву. В 1952 году окончил Московскую Государственную консерваторию им. Чайковского (класс дирижирования профессора Н.П.Анохина).                             слайд №12. Тлендиев приезжает в Алма-Ату и назначается заместителем главного дирижера Академического театра оперы и балета им. Абая. В репертуаре дирижера Н.Тлендиева оперы «Кыз-Жибек», «Ер-Таргын», «Жалбыр», «Биржан и Сара», «Евгений Онегин», симфонические произведения западно-европейских, русских и казахских композиторов.                  слайд №13

Показать фотографии театра и спектаклей.

В 1960 году Тлендиев- главный дирижер оркестра казахских народных инструментов им. Курмангазы.»  Показать фотографии оркестра казахских народных инструментов. Продолжение изложения биографии Н. Тлендиева.               слайд №14

3.12. С 1968 г. он работает на студии Казахфильм главным музыкальным редактором. Сочинил музыку к 11 художественным фильмам («Кыз-Жибек»,  «Погоня в степи», «Меня зовут Кожа»)и мультфильмам («Почему у ласточки хвост рожками», «Аксак кулан», «Мудрость и богатство», «Медведь и богатство»).                                                                                            слайд №15

.Просмотр трейлера из х/ф «Кыз-Жибек»                                    слайд №16 Просмотр фрагмента  мультфильма «Аксак кулан». –                 слайд №17

.Н. Тлендиев-  народный артист Казахстана, заслуженный деятель искусств Казахстана, награжден орденом Трудового Красного Знамени. Годы жизни композитора -1925-1992г. Сочинения- Опера  «Алтын таулар» (в соавторстве с К.Кужамьяровым). Балет «Дорогой дружбы». Для оркестра казахских народных инструментов- 2 увертюры, Поэма. Музыка к 47 драматическим спектаклям. Пьесы для скрипки, кларнета, домбры, более 400 песен, романсы и др.                                                                                         слайд №18

Просмотр фрагмента   документального фильма о Н.Тлендиеве. – слайд №19

3.15  « ОТРАР САЗЫ”- Казахский государственный фольклорно-этнографический оркестр народных музыкальных инструментов. Создан в 1980 г. как ансамбль при Казахской филармонии. Организатором, художественным руководителем и главным дирижером оркестра был народный артист СССР Н. А. Тлендиев. В 1982 г. оркестр стал называться “Отрар сазы” (“Звуки Отрара”). Музыкальные произведения исполняются на национальных казахских инструментах, известных с древних времен и восстановленных, благодаря исследованиям собирателя, музыковеда Сарыбаева Б. Ш. В репертуаре оркестра: народные кюи –“Кенес”, “Сары узен”, “Сал курен”, произведения народных композиторов “Косбасар”, “Саржайляу”, “Сылкылдак” Таттимбета, “Кюй Ердена”, “Камбар батыр” Ыхласа, “Еске алу” М. Тулебаева, “Ата толгау”, “Кош керуен” Н. Тлендиева, “Коркыт кюй”, “Фараби сазы” К. Кумисбекова и др                      слайд №20, 21

Просмотр видео выступлений «Отрар сазы» – «Сырлы сарын»   слайд № 22

В симфонической поэме «Махамбет» отражена национальная история. Вопросы к ученикам: «какое историческое событие связано с именем Махамбета Утемисова?  –                                                                    слайд №23

Концертный кюй –                                                                                  слайд №24

3.16.. Просмотр видео песни   « Саржайлау».(«Золотая степь»). Музыка передает стремительный бег коня по бескрайним казахским степям.

слайд №25

Даты жизни композитора место захоронения,

фрагмент док. фильма –                                                                     слайд №26

3.17 в пьесе «Ата толгау» («Думы отца»)- образы, типичные для национальной культур. Просмотр видео современного ансамбля «Улытау» –  Рассказать о средствах музыкальной выразительности с иcпользованием раздаточных таблиц с указанием лада, метроритма, динамики, темпа, тембров ,жанровой принадлежности ,формы, анализа мелодии.  Вопрос ученикам : « Какие образы , по вашему мнению, переданы композитором в пьесе «Ата  толгау»?

слайд 27

4. Заключительная часть.

Вопрос ученикам:  В начале нашего урока мы смотрели фотографии известных личностей Казахстана, вспоминали значимые события в истории становления казахской профессиональной музыки. Скажите, каким образом все они связаны с жизнью и творчеством Н. Тлендиева?

Разделить класс на 2 группы и провести опрос по группам в  виде небольшого соревнования.

1 тур:    какая из групп задаст больше вопросов по творчеству Н.Тлендиева и даст больше правильных ответов- за  каждый вопрос и  правильный ответ по 1 баллу

2 тур:.  составление кластера по теме «Жизненный и творческий путь Н. Тлендиева.»  – за каждый правильный  ответ –по 1 баллу

3 тур: ответить на вопросы по общим знаниям по казахской музыкальной литературе в виде тестов (работа по группам) –за правильный ответ- 1 балл.

Тесты:

1. Музыкальное состязание акынов:

а) айтыс                   б) тартыс               в) терме

2. Сказители народного эпоса:

а) кюйши                  б) акыны                 в) жырау

3.  Что такое кюй:

а) произведение для каз. нар инструментов

б) вокальное произведение

в) музыкальное состязание жырау

4. Кто создал оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы?

а) Брусиловский             б) Жубанов              в) Хамиди

5.  Кто является великим казахским поэтом, просветителем, композитором, основоположником письменной критической литературы?

а) Ахан – сэре         б) Абай Кунанбаев       в) Курмангазы

6. Первая исполнительница главных женских партий в первых казахских операх:

а) Роза Рымбаева                   б) Куляш Байсеитова

в) Бибигуль Тулегенова

7. Кто написал музыку к кинофильму «Кыз Жибек»:

а)  Мендыгалиев             б) Тлендиев        в)  Мухамеджанов

8 . Казахский народный кюй, который звучит в  сцене смерти главного героя в опере «Кыз-Жибек»

а) Аксак-Кулан           б) Сары- Арка           в) Той-Бастар

9.  Основоположник казахской национальной, профессиональной музыки:

а) Жубанов              б) Затаевич                в) Тулебаев

10.Кто написал оперу «Абай»?

а) Брусиловский            б) Жубанов – Хамиди

в) Мухамеджанов

11.  Кто сочинил песню «Куэ бол»:

а)  Мухамеджанов        б)   Байкадамов         в)  Тлендиев

12. Автор книг «Соловьи столетий», «Струны столетий», «Курмангазы»

а) Брусиловский          б) Жубанов          в) Затаевич

19.   Итоги соревнования. Итоги урока. Оценивание работы учеников.

20. Домашнее задание. Выучить конспект, составленный и  отпечатанный преподавателем. Составить по желанию кроссворд, презентацию по теме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *