«Декларация о правах человека».
Тұрысбек Гүлнәр Тұрысбекқызы
воспитатель Основная школа-интернат для детей с ОВР №4 г. Балхаш
Цель:
Познакомить детей с их правами, закрепленными в Декларации о правах человека.
Задачи:
· Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
· Коррекционно-развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
· Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Форма проведения: учебно-игровое занятие.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, выставка рисунков, небольшой конверт, чудо-дерево с рисунками-символами прав (право на жизнь и имя, право на образование, любовь и заботу, медицинское обслуживание, игру).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся в необычную, волшебную страну. А называется она страна «Прав и обязанностей». И будем мы говорить сегодня о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права.
Вступительная часть.
Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека». Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование и т.д.
И так, начнем мы свами наше путешествие по стране «Прав и Обязанностей».
II. Основная часть.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, у меня в руках, волшебный конверт. Давайте посмотрим, что же, в нем находится.
– Откроем конверт? (Ответы детей). Посмотрим, какое право зашифровано в нём. Свидетельство о рождении.
– Что же это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается, после рождения).
Ребята, мы очутились с вами в необычной стране «Прав и Обязанностей».
А это что? Какое-то необычное чудо-дерево. Давайте попробуем плоды («сорвать» плод с цифрой №1). Плоды с сюрпризом (показать обратную сторону).
1. Рисунок-символ права на жизнь и имя.
– Что здесь нарисовано? (младенец) Это радостное событие: человек родился! На что он имеет право? (на жизнь, на имя).
О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество).
Игра «Шляпа знакомств».
– У каждого из вас есть имя. Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя (Дети по очереди называют Ф.И.), а остальные хором будут повторять это имя.
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Продолжаем наше путешествие (ребёнок «срывает» плод №2 – рисунок-символ «Семья»).
– Вы догадались, какое право может обозначать этот символ? (право на семью).
– Что здесь нарисовано? (семья).
Ученик (читает стихотворение).
Я люблю свою семью:
Маму папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.
А теперь я предлагаю поиграть в игру «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА- (бабуля)
ДЕДУШКА-(дедуля)
СЫН- (сыночек)
МАМА-(мамочка)
ДОЧЬ-(доченька)
БРАТ- (братик)
СЕСТРА- (сестре ночка).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека.
В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье, дома? Например: дети обязаны слушаться своих родителей.
Ребенок: Я обязан убирать свои игрушки после того как поиграл с ними.
Ребенок: Я обязан заправлять свою постель.
Ребенок: Я помогаю маме убирать дома.
– Ребята, у меня в руках остался последний конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права, а что у него ещё есть?» (Обязанности).
– Правильно, ведь права и обязанности живут рядом. Предложит детям продемонстрировать все дела по дому (Убрать игрушки, убрать со стола посуду).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте найдём на нашем чудо-дереве ещё один плод (под №3), который символизирует право (право на игру).
Рисунок – символ права на отдых.
-Дети очень любят играть с игрушками.
-Это право очень важное, особенно для детей. Как вы думаете, почему?
-Играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь ловкими, быстрыми. В сюжетных играх вы берёте на себя роль, как взрослые мамы, папы, продавцы, парикмахеры, шофёры, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру.
-Но у вас есть и обязанности. Какие? (не мешать играм других детей, выполнять правила игры, уступать друг другу в игре, играть дружно, беречь игрушки).
Игра «Найди и промолчи»
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди и промолчи». Расскажите правила игры (молча ищем игрушку, нашли – молча отошли в сторону и наблюдаем за действиями других детей). А искать будем вот этот мяч.
Как можно отдохнуть детям? (Играть в игры, смотреть мультики, гулять, спать). А теперь воспользуемся этим правом все вместе и немного отдохнём.
ФИЗМИНУТКА. (показ видео).
– Отдохнули, а теперь возвращаемся обратно в нашу страну прав и обязанностей.
4. -У нас на нашем чудо-дереве есть ещё плоды. Давайте «сорвём» плод под №4. Рисунок – символ права на образование.
– Как называются эти предметы одним словом? Как вы думайте каждый человек имеют право учиться (на образование)?
– Как вы думаете, о каком праве детей напоминает эта картинка-символ? (право на образование).
– Как вы понимаете это право? (пойдём учиться в школу, чтобы получать новые знания).
– Зачем детям нужны новые знания? (чтобы быть умными, грамотными). Какие новые обязанности у вас появятся? (стремиться получать новые знания, добросовестно относиться к урокам, не пропускать школу, уважительно относиться к труду учительницы)
Игра «Собери портфель».
На столе лежать разные вещи, вам нужно собрать те вещи которые нужны в школе, и положить в свой портфель.
В конце я проверю ваш портфель, и мы узнаем кто готов к школе.
5. ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте найдём на нашем чудо-дереве последний плод (под №5).
– Рисунок-символ «Красный крест».
О каком праве вам напомнила эта картинка-символ? (право на медицинское обслуживание).
– Что означает это право? (когда заболеешь, идёшь к врачу, чтобы врач назначил лечение).
-А когда вы болеете, что вы должны делать? (лечиться – терпеливо принимать лекарства, которые назначил врач, даже если не хочется).
-Правильно. Это ваша обязанность.
-А какие ещё обязанности вы должны соблюдать? (воспитанно вести себя у врача, уважать труд взрослых, оберегать своё здоровье).
-Что помогает человеку быть здоровым? (чистый воздух и вода, полезная, здоровая еда, занятия спортом и зарядкой).
-Давайте и мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам в укреплении здоровья.
Сюжетно-ролевая игра «Вызов скорой помощи».
– Для сценке нам нужно трое ребят. (Воспитатель вызывает желающих).
– Кто из вас нуждается в скорой помощи?
– Кто будет вызывать скорую помощь?
– А ты будешь врачом скорой помощи.
(Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь: сообщаем что случилось, и кто заболел у вас дома, называем чётко адрес).
– Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием!
III. Итог.
Все плоды на нашем чудо-дереве закончились. А это значит, что нам пора покинуть эту необычную, загадочную страну, которая как называется? (Страна Прав и Обязанностей).
Наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, про какие права и обязанности мы сегодня говорили (Для этого я вам предлагаю посмотреть мультфильм. Показ мультфильма).
– Ребята, давайте вспомним и назовем, о каких правах говорили сегодня мы свами.
– Как называется документ, в котором все эти права описаны? (Конвенция).
-Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
-Какие задания было трудно выполнить? Почему?
– Со всеми трудностями вы с правились. Мне было очень приятно с вами путешествовать.
Сюрпризный момент.
(Раздаётся стук в дверь, пришла посылка).
– Ребята, эта посылка пришла на адрес нашей школы. Это же вам. Откроем. (Воспитатель открывает коробку, в котором находятся конфеты. Угощается каждый ребёнок).