Психолого-педагогическая культура родителей учащихся как фактор воспитания личности


Бондаренко Римма Анатольевна
 преподаватель фортепиано Торгайский гуманитарный колледж им. Н. Кулжановой

В современных условиях рассмотрения семьи и школы как равноправных участников образовательного процесса многие ученые и практики уделяют особое внимание при работе с семьей на аспект развития ее воспитательных возможностей, в частности на развитие родительской компетентности (В. Н. Бушина, Н. Н. Мизина, Н. А. Хрусталькова и др.), осознанного родительства (М. О. Ермохина), воспитательного потенциала семьи (Н. В. Додокина, О. В. Кучмаева, Л. Н. Константинова, А. А. Чуприна), педагогической культуры родителей в целом (В. Н. Вершинин, И. А. Колесникова, М. Н. Недвецкая).

Психолого–педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, психолого – педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находит верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей в современных условиях.

Понятие «психолого–педагогическая культура» в современной педагогической литературе трактуется достаточно широко и неоднозначно. Выделяя, культуру родителей как важный компонент воспитательного потенциала семьи большинство авторов обращается к понятию культуры родителей как к «педагогической» и представляют ее по-разному.

С одной стороны, педагогическая культура отражает уровень освоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, с другой – реализацию этого опыта в повседневной деятельности. Ряд исследователей (В.Н. Вершинин, И.А. Колесникова) под педагогической культурой понимают часть общечеловеческой культуры, имеющей своим содержанием мировой педагогический опыт, смену культурных эпох и соответствующим им образовательных парадигм, историю педагогической науки.

Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для успешной социализации личности. Педагогическая культура рассматривается как исторически развивающаяся программа социального наследования (Е.В. Бондаревская), включающая в себя социально-педагогический идеал, адекватные ему формы и методы его достижения, субъекты педагогической культуры, в качестве которых могут выступать родители, семья, педагоги, общество, государство.

В структуре педагогической культуры родителей выделяют следующие компоненты:

Когнитивный компонент – определенная сумма физиолого-гигиенических, психолого-педагогических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье. В первую очередь это знание основных законов анатомо-физиологического и психического развития ребенка; понимание ценностей семейной жизни и семейного воспитания; овладение знаниями об ошибках, трудностях семейного воспитания и способах их устранения; знание прав и обязанностей родителей и ребенка.

Операционный компонент педагогической культуры включает в себя осознанное владение родителями разнообразием методов, приемов, форм воспитательного взаимодействия с ребенком, умением организовать жизнь и занятие детей в семье, организовать семейный труд и отдых, умение диагностировать способности, интересы и склонности ребенка.

Коммуникативный компонент педагогической культуры родителей – умение родителей создавать благоприятный психологический климат в семье, умение понимать детей и других членов семьи, терпимость к иному мнению, умение выразить свое психофизическое: состояние и свои мысли, умение предупреждать и решать конфликты.

Рефлексивный компонент педагогической культуры предполагает наличие у родителей умений анализировать собственные действия, поступки и состояния, оценивать необходимость и эффективность применявшихся методов, приемов взаимодействия с детьми, причины успехов и неудач, ошибок и затруднений, возникающих в ходе семейного воспитания, способность посмотреть на себя глазами своего ребенка.

Эмоциональный компонент педагогической культуры родителей – умение владеть собою в сложных ситуациях, понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь в их разрешении, способность родителей к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.

Такой подход к структурированию понятия «психолого-педагогическая культура родителей» позволяет конкретизировать ее содержание применительно к возрастным особенностям школьников, к специфике сложившейся воспитательной ситуации.

Уровень педагогической культуры родителей представляет собой степень готовности родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества  Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования, от их общей культуры, от индивидуальных особенностей, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом. В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентны в вопросах семейного воспитания и плохо представляют себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.

Чаще всего в воспитании детей родители опираются на опыт близких им людей, свой собственный опыт и образцы воспитания детей, которые, как известно, имеют ограниченное применение, так как не учитывается индивидуальность ребенка. Важно отметить, что современный ребенок воспитывается не большой массой родственников огромной семьи, а всего одним-двумя родителями, что само по себе значительно сужает возможности воспитательного процесса. К тому же нынешние семьи абсолютно не похожи одна на другую. Каждая семья имеет свои экономические, педагогические проблемы, свой взгляд на систему семейного воспитания. В данном случае уже нельзя ограничиться привычными формами фронтального просвещения родителей.

Современная педагогическая практика взаимодействия предлагает новые формы организации работы с родителями учащихся:

• дискуссии, в основе которых – конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями;

• анализ педагогического опыта (обсуждение содержания научно-популярных, методических пособий по проблемам семейной жизни и семейного воспитания);

• психологические тренинги, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений;

• индивидуальное консультирование родителей – индивидуальная работа с отдельной семьей или представителем семьи, позволяющая разобраться в конкретной ситуации и найти оптимальное решение;

• тематическое консультирование – работа с семьями, дети которых переживают одну и ту же проблему;

• деловые игры, направленные на формирование навыков быстрого принятия педагогически верных решений, умения вовремя увидеть и исправить педагогическую ошибку;

• просвещение через интернет: создание специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания.

Повышение педагогической культуры родителей – длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы следующие принципы:

• гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;

• обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;

• интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;

• управление взаимодействием детей и родителей;

• единство педагогического просвещения и самообразования родителей;

• многообразие форм работы с родителями;

• стимулирование родителей к сотрудничеству;

• принцип добровольности;

• принцип конфиденциальности.

Таким образом, семья в значительной степени определяет успешность воспитания ребенка, поэтому важным этапом в работе с родителями является повышение их педагогической культуры. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу – одна из важнейших задач педагогов образовательных учреждений.

Литература:

1. Арнаутова Е. П. Общение с родителями: Зачем? Как? М., 1993.

2. Бондаревская Е.В. Развитие идей педагогической культуры в новых условиях // Введение в педагогическую культуру. – Ростов н/Д., 1995. 3. Гребенщиков И.В. Школа и семья. – Москва, 1985.

4. Вершинин В.Н. Домашнее воспитание: Книга для учителей, воспитателей, родителей / В.Н. Вершинин – Чебоксары, «Клио», 1998.

5. Головинова Г. Н. Семья – забота общая. М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2010.

6. Карноухова М.В Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей // Педагогическая наука : история теория, практика, тенденции развития. – Выпуск №2. – 2010.

7. Недвецкая М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи. М.: УЦ Перспектива, 2011.

8. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., 1972.

9. Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *