Разработка урока русского языка в 5 классе «Падежные окончания имён существительных»
Клабукова Людмила Владимировна
учитель русского языка Подгорненская средняя школа Жаксынского района Акмолинской области
Цель:
· обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён
· существительных трёх склонений.
· Совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.
· Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся. Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: картина “Лес”, ромашка с лепестками, карточки, рисунки “ключей»
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдёт, ребята, впрок,
Постарайтесь всё понять,
Будем правильно писать.
Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме “ Падежные окончания имён существительных 1-3 склонений .»
Посмотрим, над чем надо ещё поработать по данной теме.
У нас на уроке присутствуют гости и жюри из учителей нашей школы. Жюри предстоит выявить знатоков нашей темы и в конце урока назвать их имена.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Минутка чистописания
На доске.
Нам нужно отгадать ключевое слово.
1. Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р;
2. Безударная гласная в словах: земля, лесок;
3. Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п;
4. Безударная гласная в словах: река, печёт;
5. 13-я буква алфавита;
6. 6-я буква алфавита;
7. Парная согласная букве з;
8. Безударная гласная в словах: окно, вода;
9. Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами й, л.
Мы с вами собрали слово: перелесок.
· Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков).
· Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок, песок, сок, сор, село, перо).
· Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.
· Какие слова вы записали? (Имена существительные).
· Докажите. (Они отвечают на вопрос “Что?”).
III. Закрепление и совершенствование приобретённых ЗУН.
1) Что это? Лес. (На картинке).
– Подобрать однокоренные слова к слову лес и разобрать по составу.
Лес, лесок, перелесок, лесничий, лесной.
2) Морфологический разбор.
Исследуем слово как часть речи.
Лесок – им. сущ., лесок, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., И.П., ед. ч., подлежащее.
3) Задания – загадки.
– Какой вы любите лес? Почему? (Высказывания ребят).
В лес ходят по грибы, по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес “по загадки”. Итак, в путь… в лес “по загадки”.
Первая загадка
Игра “Во всех падежах”
Послушайте стихотворение Ю. Карасёва “Приключения зелёного листа” и с помощью кругов – сигналов покажите, в каких падежах стоит слово “
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа, ветер нёс и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг – к зелёному листу,
Лапой – хвать зелёный лист,
Дескать, поиграем.
“Не хочу” – парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
– Итак, вспомним, сколько падежей в русском языке? Назовём их хором.
Вторая загадка
А теперь поработаем все вместе на карточках.
– Почему карточки состоят из двух частей? (Первая часть обозначает основу, вторая – окончание).
– Почему вторая часть карточки разделена на шесть частей? (Шесть падежей).
– Допишите падежные окончания имён существительных и сдайте жюри.
Третья загадка
– На какие три группы можно разделить имена существительные? (На 1, 2, 3 склонение).
– Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Учащиеся вспоминают правило).
– Запишите существительные в три столбика по склонениям и выделите окончания. (Ребята работают самостоятельно).
– Что это? (Ключ – рисунок).
– Какое значение имеет слово? (Ключ от двери, скрипичный ключ, ключ – родник, ключ – шифр, расшифровка).
– Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом – ключом для правильного написания безударного окончания имён существительных? (Слово – шифр).
– Назовите слова-ключи для каждого из склонений.
1 скл. – вода, земля.
2 скл. – окно, конь.
3 скл. – печь, степь.
– Как проверить безударное окончание имён существительных? (Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).
Четвёртая загадка
Запишите под диктовку словосочетания и покажите, какое окончание пишется у существительных. (С комментированием).
Хожу по тропинке – 1 скл., Д.П., по воде;
добежал до черёмухи – 1 скл., Р.П., до воды;
появилось на тополе – 2 скл., П.П., на коне;
написал о лесе – 2 скл., П.П., о коне;
подошёл к ветке – 1 скл., Д.П., к воде.
Физкультминутка
Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием, – приседаете, если с безударным, – делаете наклон вперёд.
Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударным окончанием будет произнесено.
До рощи, в чаще, к берёзе, о сосне, на тополе, к земле, с ветки, о лесе – (6 слов).
Пятая загадка
– А сейчас работа с перфокартами. (Каждому ученику выдаётся перфокарта с разными существительными. Они должны вписать начальную форму имени существительного, род, склонение, падеж, окончание).
Шестая загадка
– Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами.
13, 6, 19 – 15, 1, 26, 6 2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16
Лес – наше богатство.
– Объясните смысл предложения. Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес – это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес – прекрасное место отдыха.
Я вам приготовила предложение для синтаксического разбора.
Леса спасают поля от засухи и очищают воздух.
(Один ученик у доски, остальные – в тетрадях).
– Как определить падеж существительного в предложении?
Седьмая загадка.
“Седьмой лишний” (игра)
– Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение – просьбу.
на солнц… о волк…
около тропинк… о белк…
к рек… лес
до рощ… к лис…
в чащ… о медвед…
по дорожк… о зайц…
– В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные – имена существительные.
– Во втором столбике лишнее слово лес, так как все остальные – дикие животные.
– Получилось предложение “Берегите лес!”
– Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?
– Не ломать ветки деревьев.
– Не жечь костры в лесу и не мусорить.
– Не разорять гнёзда птиц.
– Не бросать мусор в водоёмы.
(Плакат “Будь природе другом”)
Человек может многое. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, “болеть душой” за нашу планету Земля. Народная мудрость гласит: “Кто посадит дерево – того благословят внуки, кто срубит – того проклянут дети”.
Восьмая загадка
Дифференцированное задание
На столах у вас лежат карточки по уровням.
1й уровень.
Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..
К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.
2й уровень.
Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.
1. тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;
2. висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;
3. белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
4. недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
5. трухлявый, на полянк…, пень, стоял.
3й уровень.
Задание: По опорным словам составить мини – сочинение “Лес”. У существительных ед. ч. определить склонение и падеж:
в лесу, деревья, красиво, снегирь, тихо, ветка, снег, звери, скрипит
IY. Обобщение по теме
Ребята, мы с вами отгадали все лесные загадки. Вы – молодцы! Взгляните на доску. (На доске рисунок “Ромашка” с семью лепестками. На каждом лепестке вопрос.)
Как называется цветок?
Назовите мне, пожалуйста, любые шесть цифр от 1 до 25. (Дети, по списку стоящие под этими номерами, выходят к доске, срывают лепестки с вопросами и дают ответ).
1. Что называется именем существительным?
2. Как изменяется имя существительное?
3. Что значит склонение?
4. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 – му склонениям?
5. Как проверить безударное окончание имён существительных?
6. Как определить падеж существительных в предложении?
7. Назовите слова-ключи для каждого из склонений.
Y. Итог урока
А сейчас слово жюри. Жюри подводит итог смотра знаний, называет знатоков темы, вручает медали.
Оценки за урок.
YI. Домашнее задание