Интеграция современных технологий в систему исторического образования


А.М.Абдилдабекова

к.и.н., доцент КазНУ имени аль-Фараби(Казахстан)

Э.Д.Телеуова – к.и.н.,

доцент  КазНУ имени аль-Фараби(Казахстан)

В современный период наше общество переживает глубокую системную трансформацию, в том числе и сфере высшего образования. В этой связи настало время подумать и о том, какими внутренним мировоззренческим потенциалом будет обладать будущий специалист. Мы должны признать, что дисциплина «История» является основополагающей и важной составляющей в формировании активной гражданской позиции, позитивной идентичности казахстанской молодежи. Формирование исторического сознания на теоретическом уровне помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в диалектическом развитии, в изменении, осмысливать исторический процесс в динамике, в хронологической взаимосвязи времен. Носителем этого уровня исторического сознания является историческая наука. Обладая систематизированными научными знаниями истории общества, историческая наука может определить ведущие тенденции общественного развития, сформулировать некоторые прогнозы. Поэтому от преподавателей истории требуется коренное обновление содержания и форм преподавания дисциплины.

Сегодня в обеспечении современной модели образования большую роль играют интернет-ресурсы и их использование может с одной стороны дать нужную информацию, но с другой стороны, не всегда такая информация является достоверной. Кроме того, следует отметить появление большого количества некомпетентных сайтов, довольно востребованных широкой публикой, через которые распространяется  недостоверная информация.  В связи с этим создание апробированного научным сообществом ресурса с лицензионной аккредитацией ведущего университета страны представляется весьма перспективным проектом. Немаловажную роль играет то, что в создании банка и базы данных под руководством коллектива ученых и педагогов принимают  активное участие студенты и магистранты[1]. Потребителями централизованного информационного ресурса становятся, прежде всего историки в сфере высшего образования. Они, с одной стороны, должны понимать, что необходимо воспитывать более целенаправленным и эффективным способом будущих учителей истории среди студентов. Понимание психологической концепции обучения, использующей слуховые, зрительные и кинетические модели будет стимулировать будущих педагогов использовать различные формы обучения при построении планов уроков. С другой стороны, часть студентов выберут научное направление и войдут в научное историческое сообщество. Для них большим подспорьем станут материалы, знакомящие с богатым интеллектуальным наследием человечества в области истории и социальных наук. Это позволит им задуматься об использовании новейших исследовательских стратегий в научной работе. Другой немаловажной аудиторией ресурса являются учителя средних школ, которым в соответствующих разделах предлагаются поурочные разработки с учетом возрастных особенностей учеников на основе новых методик преподавания истории в школе[1].

Историческое образование сегодня тесно интегрировано с информационными технологиями XXI века. Если для естественно научных дисциплин эта интегрированность обусловлена природой точных наук, то для гуманитарных наук это возможность «конструктивного сотрудничества» с компьютерными и Интернет технологиями. Было бы заблуждением полагать, с другой стороны, что историческая наука и образование остаются в стороне от бурного процесса компьютеризации и внедрения в образовательный и научный процесс компьютерных технологий.

С другой стороны, на сегодня очевидна другая возможность использования коммуникативных возможностей информационных технологий – в вузовском образовании. Это «дистанционное обучение», суть которого заключается в создании «виртуальных аудиторий», когда между преподавателем и студентом, отдаленных друг от друга на расстояния, связь устанавливается посредством персонального компьютера. Правомерно рассматривать подобные нововведения в казахстанском вузовском образовании как один из приемов конструктивного, деятельностного сотрудничества отечественной исторической науки и технологии Интернет. Одним из самых заметных проявлений влияния информационных технологий стало использование в процессе обучения интерактивных методов – таких приемов, путей и средств преподавания, которые нацелены на деятельностное участие и активное вовлечение в учебно-образовательный процесс студента [1].

Информатизация способствует новому синтезу гуманитарных и естественных наук, преодолению их отчуждения друг от друга. Современное образование должно строиться на междисциплинарности, которая должна проявляться и в методологии, и в образовательной практике. Необходимо преодоление исторически возникшего разобщения двух культуры – естественной и гуманитарной, преодоление путём их взаимообогащения и поиска оснований целостной культуры на новом этапе развития цивилизации.

Компьютерные технологии, проникая во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное поле. Компьютеризация относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в научную сферу в последнее десятилетие, сопровождается качественными изменениями в исследовательской практике ученого, связана с обновлением не только инструментария научной эвристики, но и использованием компьютерных сетей в качестве новых способов передачи, трансляции знаний и форм обучения [2]. Попу­ляризация научно-исторических знаний, внедрение его результатов в научно-образовательный процесс выступает одним из практических аспектов выполнения задач. При этом возможности, которые представляют сетевые компьютерные технологии, способствуют выполнению основной задачи реализации государственных программ. Обозначая новые задачи, которые стоят перед отечественными учеными  особое внимание уделяется, наряду с поиском и восстановлением уникальных исторических памятников истории и культуры, также их презентации, как на территории Казахстана, так и за его пределами.

Развивающее обучение способствует совершенствованию познавательных способностей личности. Одно и то же занятие может иметь различные результаты, что доказывает необходимость активизации познавательной деятельности при исследовательской работе студентов. От этого зависит, насколько будут использованы развивающие возможности содержания, когнитивная активность студентов, их продуктивная мыслительная деятельность. Новые поколения могут наиболее полно усвоить богатство знаний и развить познавательные способности лишь с помощью собственной активной самостоятельной деятельности с использованием интернет-технологий. Задача педагога постоянно поддерживать высокий уровень собственной информационной культуры и проводить масштабную работу по формированию информационной компетентности учащихся, поскольку воздействие исторической информации на подрастающее поколение и является неотъемлемой частью формирования исторического сознания. Так как прочными являются не  знания, полученные от преподавателя, но и добытые собственным трудом, с приложением мыслительных усилий.

1. Алимгазинов К.Ш. Интернет в сфере интересов историка // Материалы международной  научно-практической конференции «Преподавание отечественной истории: проблемы и перспективы». – Алматы, 2004. – С. 216-223.

2. Владимиров В.Н.  Internet для историка: и все-таки новая парадигма! //Круг идей: Историческая информатика в информационном обществе. Труды VII конференции Ассоциации “История и компьютер” / под редакцией Л.И. Бородкина, В.Н. Владимирова, И.Ф. Юшина. – М., 2001. – 279 с. (<http://kleio.dcn-asu.ru/aik/krug/7/14.html>).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *