Конспект индивидуального логопедического занятия «Космическое путешествие»


 Извекова Марина Владимировна
 учитель-логопед КГУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей с нарушением слуха и речи» УО ВКО

В основе грамотной и красивой речи лежит четкое и правильное произношение звуков. Кроме четкого и внятного звукопроизношения для детей с нарушением речи важно научится грамматически верно строить предложения, отвечать на поставленные вопросы и при этом не испытывать страха. Желание заговорить, пойти на контакт со взрослым вызывает интересный и занимательный материал, используемый логопедом на занятии.

Данное занятие построено в игровой форме, с учетом индивидуальных особенностей ребенка с общим недоразвитием речи. На занятии закрепляется лексическая тема «Космос» и правильное произношение звуков [с], [ш], проходит их дифференциация.

Индивидуальное логопедическое занятие

«Космическое путешествие»

Цели:

Коррекционно-развивающие:

·         закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи;

·         учить различать эти звуки на слух и в произношении;

·         развивать умение соотносить звуки [С] – [Ш] с буквами С и Ш;

·         обогащать словарный запас по теме «Космос»

·         развивать оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Образовательные:

·         Продолжать учить составлять из слогов слова.

·         Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов.

·          Совершенствовать навык чтения.

Воспитательные:

·         воспитывать стремление выполнить все задания четко и правильно;

·         развивать контроль над звукопроизношением.

Оборудование:

·         фото космонавтов

·         карточки-схемы

·         шифрограмма, лабиринт «Космический полет»

·         предметные картинки [с] или [ш]; ракеты

·         карта со звездами.

Ход занятия

I.                   Организационный момент.

Предлагаю вспомнить число, месяц (12 апреля).

Как этот день отмечен в календаре? (день космонавтики).

Кто был первым космонавтом земли. (Ю. Гагарин)

Откуда стартовала космический корабль с Ю. Гагариным? (с космодрома Байконур)

Вспомни и назови имена первых казахстанских космонавтов. (Т. Аубакиров, Т. Мусабаев)

 

Предлагаю отправиться в космическое, логопедическое путешествие.

Сейчас мы к звездам полетим,
И звуки мы все повторим!
Будем в космосе летать,
Навык речи закреплять!

– Можно ли полететь в космос в наших костюмах? Что мы наденем? (Скафандры.). А на голову наденем шлемы. Имитация надевания.

– Какие звуки мы должны взять с собой? Назови первый звук в словах: скафандр, шлем.

Характеристика звуков: оба согласные, твердые, глухие. Звук «с» свистящий,

«ш» – шипящий.

– Чем отличаются эти звуки? (ш – губы округлые, язык наверху, воздушная струя широкая и теплая; с – губы в улыбке, язык внизу, воздушная струя тонкая и прохладная).

 

Логопед: – А теперь давай, расскажем чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са – са,
Сахар, масло, колбаса.

 

 

1 звезда «Прочти шифрограмму»

 

↓А      ↑О      ↓У       ↑ У      ↓Ы      ↑Е         ↓О      ↓ЛА       ↑ЛА

 

↑ЛО    ↑ЛИ     ↓КА     ↑КО    ↓КО    ↑ПА     ↑ПУ     ↓ЛЕ    ↑ТИ

 

2 звезда.  Работаем со словом. Эти слова раскололись при столкновении с кометой. Необходимо их собрать, добавив слоги  СА или ША

ли … ,  ка … ,  ко … ,     су … ,    Ми … ,

кры … , кры … ,   колё … ,  колба … ,   но … ,  ро …

 

3 звезда. Распредели слова по ракетам (предметные картинки «с» и «ш», ракеты с буквами)

4 звезда.  Полёт продолжается! Следующая звезда и на ней  новое задание – составить из слов-звездочек  предложения. При столкновении с метеоритом предложения рассыпались на отдельные слова. Построй предложения заново. Как строится предложение?

Соединяем мы два слова-
И предложение готово!
Все должны мы твёрдо знать,
Как слова соединять!

– А что же такое – предложение?  (Предложение – слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль).

Кошка,  есть,  каша.

Алеша,  любить,  салат.

Пушистый,  кошка.

 

5 звезда.  «Проведи ракету к земле». (лабиринт)

Итог: Закончилось наше путешествие. Какой вывод мы можем сделать?

Чтоб водить корабли,
Чтобы в космос взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!

Логопед:  Совершенно верно! Знания помогут осуществить все мечты и желания, а в основе любого знания лежит правильная, грамотная речь! Желаю тебе новых, интересных открытий в мире знаний! До новых встреч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *