Конспект урока по математике для учащихся с нарушением слуха «Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8»
Снегирева Татьяна Викторовна
учитель начальных классов КГУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей с нарушением слуха и речи» УО ВКО
Тип урока: закрепление
Цель урока: закрепить умения у учащихся выполнять письменное сложение двузначного числа с однозначным с переходом через разряд и вычитание однозначного числа из двузначного числа.
Задачи:
Образовательные: закрепить умения использовать алгоритм сложения и вычитания в случаях вида 32+8, 40-8.
Коррекционные: развивать зрительное восприятие, через слухо – зрительную основу; развивать концентрацию внимания, через вопросно – ответную форму работы; развивать устную речь; формировать навык самоконтроля за своим произношением.
Развивающие: развивать мышление, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету через учебные задания, требующие активной мыслительной деятельности; чувство сотрудничества, аккуратность при выполнении заданий.
Оборудование: компьютерная презентация, карточки с числами, тренажёр «Отличник», учебник, индивидуальная карточка учёта знаний.
Организационная структура урока:
1.Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой на урок.
2.Сообщение цели и плана урока.
3. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
4. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.
5. Проверка выполнения работ.
6. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7. Задание на дом.
8. Рефлексия деятельности. Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
– Как вы меня слышите? (за экраном назвать имена учащихся)
– Кто мне скажет, какой сейчас урок? (ответ детей индивидуально, фронтально)
– А что мы делаем на уроке математики? (ответ детей индивидуально, фронтально).
– Какое сегодня число? (вчера, завтра)
– Какой сегодня день недели? (вчера, завтра)
– Кто сегодня дежурный?
– Сколько в классе человек?
Ребята, вы пришли сюда (учиться)
Не лениться, а (трудиться)
Только тот, кто много (знает)
В жизни что – то (достигает)
Психолого – эмоциональный настрой на урок.
Тренинг «Позитивный заряд»
Дети высказывают свои пожелания, держась за руку учителя (хорошего настроения, отличных оценок, удачи, говорить правильно, быть внимательным, быть старательным, отвечать на вопросы).
– Какое у вас настроение?
Учитель: Пусть урок принесёт вам радость познания! Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, внимательны и достигните хороших результатов.
2. Сегодня на уроке мы будем: закреплять умения выполнять письменное сложение двузначного числа с однозначным с переходом через разряд и вычитание однозначного числа из двузначного числа.
3. Работа со словарём: плюс, минус, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, задача, решение, однозначное число, двузначное число, сумма чисел, разность чисел, от нуля нельзя вычесть занимаю один десяток, занимаю один десяток (РСВ за экраном, считывание с губ).
Чтобы быстро считать,
Задачи без труда решать,
Нам надо себя тренировать
Ребята, вы знаете, что в математике любая работа не обходится без устного счета.
3. Устный счёт:
– Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости (показ картинок).
– Назовите кто это? («Плюс» и «Минус»). Каждый из наших гостей приготовил вам интересное задание. Давайте посмотрим.
Задание №1
– Назовите числа, записанные на доске.
1 ряд – 6, 9, 4, 8, 5.
2 ряд – 12, 56, 81, 73, 33. (РСВ за экраном, слухо – зрительно)
– А теперь сравните верхний ряд с нижним рядом. Чем отличаются числа 6, 9, 4, 8, 5 от чисел 12, 56, 81, 73, 33? ( в первом ряду однозначные числа, во втором ряду двузначные числа)
– Правильно, ребята, в 1 ряду числа однозначные, а во 2 ряду – двузначные. Сколько знаков требуется для записи этих чисел? (для написания чисел первого ряда – один знак, для написания чисел второго ряда – два знака)
– А сколько десятков и единиц содержится в числах 2 ряда? (в числе двенадцать – один десяток две единицы, в числе пятьдесят шесть – пять десятков шесть единиц, в числе восемьдесят один – восемь десятков одна единица, в числе семьдесят три – семь десятков три единицы, в числе тридцать три – три десятка три единицы).
– Ребята, скажите, а складывать и вычитать эти числа мы можем? Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием, умеете различать числа однозначные и двузначные.
Задание №2
Назови соседей чисел: 42, 79, 36, 81, 63.
Задание №3
Расставь числа в порядке возрастания: 23, 32, 48, 84, 19, 91, 71,17.
Расставь числа в порядке убывания: 98, 89, 78, 87, 64, 46, 52, 25.
Задание №4
Реши задачу.
Оля прочитала 25 страниц, а Наташа на 4 больше. Сколько страниц прочитала Наташа?
Задание №5
«Восстанови пропущенные числа»
+ *6 – *4 + *3 -9* +2*
3* 2* 5* *1 *5
89 64 77 45 68
– Назови, как эти выражения называются? (сумма чисел, разность чисел). РСВ за экраном, слухо – зрительно.
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями устного счета, показали, что умеете считать и решать различные задания.
У каждого учащегося на партах лежат индивидуальные карточки учёта знаний. Учащиеся оценивают себя за каждый вид работы.
Математический диктант (РСВ, учащиеся показывают карточки с правильным ответом)
Слагаемое
45
60
73
91
Слагаемое
2
4
5
6
Сумма
Уменьшаемое
86
58
37
66
Вычитаемое
4
5
6
3
Разность
Работа с тренажёром «Отличник»
Учитель: Какую оценку ты получил? ( «Я получил(а) оценку….»
4. Валеологическая пауза
При названии однозначного числа дети приседают один раз, при названии двузначного числа хлопают два раза в ладоши. (5, 44, 9, 62, 3, 78, 2, 81,6, 50)
5. Работа по теме урока.
Работа в группах (команда «Плюс» и команда «Минус»)
Решить примеры:
Команда «Плюс»
Команда «Минус»
70-7=
30-4=
50-6=
60-5=
34+6=
56+4=
48+2=
72+8=
80-3=
90-3=
45+5=
35+5=
Команды обмениваются работами и выставляют оценки.
Учитель: Какую оценку вы получили? ( Мы получили оценку ….)
Работа с учебником стр. 120 №3 (1,2 столбик) (ученики выходят к доске и проговаривают алгоритм решения, поясняют какое выражение представлено «сумма чисел» или «разность чисел»).
Учитель: Соотнесите полученные результаты с буквами. Какое слово у вас получилось? (молодцы!)
6. Подведение итогов.
– Какой урок был?
– Что мы делали сегодня на уроке?
Д\з стр 120 №3 (3,4 столбик)
Рефлексия.
– Давайте оценим нашу работу на уроке.
– Вам понравился урок? Что больше всего понравилось? Что было не понятно? Что вызвало трудности? Какую оценку вы себе поставили? Почему?
– С каким настроением вы уходите с урока?
– Ребята, мне очень понравился сегодня наш урок: вы все отвечали на вопросы, старались говорить правильно, были дружными. Я говорю вам спасибо за урок.