«Использование информационных ресурсов на уроках в начальной школе»


Сидоренко Марина Ивановна
 учитель начальных классов ГУ «Октябрьская средняя школа» отдела образования акимата Карасуского района

В настоящее время стремительно растет необходимость в информационной составляющей человеческой жизни над всеми другими ее компонентами. В связи, с чем возрастает и количество областей, которые занимаются производством и сопровождением использования и передачи информации. В области социальных ресурсов информация начинает занимать приоритетное место. Создаются глобальные сети информации, появляются все более новые технологии, которые позволяют связывать воедино собранные на данный момент информационные ресурсы человечества и сделать их доступными каждому человеку. Эти преобразования находят свой отклик во всех видах человеческой деятельности. Общество переходит в новый ранг, называемый информационным.

 

Особую актуальность приобретает применение информационных технологий в образовании, потому что именно информатизация образования является одним из приоритетных направлений процесса информатизации всего общества, предъявляющим новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки специалистов.
Доказано, что использование ИКТ в образовании в 3 раза интенсифицирует учебный процесс, в тоже время в 2-3 раза улучшает качество обучения, что подтверждают ученые-педагоги разных государств (США – Симур Паперт, профессор, основатель педагогической философии конструкционизма, Индия – Абдул Вахид Хан, заместитель Генерального директора ЮНЕСКО, Россия – НИИ информатизации образования РАО Роберт И.В., специальное исследование Каймина В.А.; Казахстан – научная школа профессора Нургалиевой Г.К.).

Экономический эффект информатизации образования заключается в создании реальных условий для переподготовки и перепрофилизации специалистов, что отвечает вызовам рыночной и цифровой экономики. Доля взрослого населения с актуализированными образовательными потребностями составляет в Республике Казахстан 21,4 %, в Российской Федерации – 30,4 %, на Украине – 22,5 %. (данные института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании).

Создание единого информационно-образовательного пространства для общеобразовательной школы в Интернет представляется наиболее перспективной моделью организации дистанционного обучения, с одной стороны, информационно-педагогического обеспечения учебного процесса, с другой.
Идея заключается в том, чтобы создать в сети, так называемую, виртуальную школу, которая позволит всем желающим:
· обучаться дистанционно, если в силу субъективных или объективных причин нет возможности посещать очную школу в какой-то период жизни, и таким образом получить общее среднее образование;
· углубить свои знания по отдельным предметам, разделам, вопросам программы, либо ликвидировать пробелы в знаниях;
· изучать один или несколько предметов базового учебного плана дистанционно в случае, например, отсутствия квалифицированного преподавателя в школе;
· изучать профильные курсы;
· развивать свои способности в определенной области самостоятельно или под руководством опытного педагога, т.д.

При определении возможных направлений создания и развития такого пространства мы исходим, прежде всего, из тех дидактических свойств Интернет, которые могут способствовать решению этой сложной проблемы, соответственно определению дидактических функций глобальной сети.

Основные функции Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами сети, которые могут быть полезны в образовательном процессе.
Вещательные услуги:
· книги, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде;
· Обучающие и другие имеющие отношение к педагогике компьютерные программы;
· Электронные библиотеки, базы данных, информационные системы;
· Обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные книги, справочные файлы, словари, справочники.
Интерактивные услуги:
· Электронная почта;
· Электронные телеконференции;
· IRC (Internet Relay Chat).
Поисковые услуги:
· Каталоги;
· Поисковые системы;
· Мета поисковые системы.
Все указанные услуги уже существуют и достаточно хорошо развиты в  Интернете, что, однако, вовсе не означает отсутствия необходимости их дальнейшего развития, совершенствования и систематизации. Идея единого информационно-образовательного пространства – идея создать виртуальную систему школьного образования со всеми присущими ей компонентами.

В настоящее время компьютеризация образования способствует все большему внедрению информационных ресурсов в образовательный процесс. Все более востребованными становятся различные образовательные электронные ресурсы, в том числе Интернет-ресурсы. Их востребованность объясняется,  прежде  всего, информационным дефицитом имеющихся источников, интерактивностью, доступностью и функциональностью. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач. Во-первых, это дополнительная информация, которой нет в учебнике в силу ее новизны или программных ограничений. Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал как статический, так и динамический. В- третьих, это возможность проведения компьютерного эксперимента – компьютерные модели объектов, процессов, явлений; апплеты, виртуальные лаборатории. Использование ресурсов Интернет позволяет сделать образовательный процесс более информационно емким, зрелищным и комфортным. В изучении  учебной дисциплины   информационная поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована и на аудиторных занятиях и во время самостоятельного изучения материала, подготовки рефератов и других исследовательских работ. При этом могут использоваться сайты.

Многообразие образовательных возможностей Интернет, тем не менее, не решает всех дидактических проблем. Одна из них – своевременная информационная и методическая поддержка при проведении самостоятельных исследований, а так же подготовки к аудиторным занятиям. Для ее решения было предложено создать информационный ресурс – веб-сайт учебного назначения по конкретной учебной проблеме. Посредством интерактивных возможностей сайта можно проводить консультации учащихся по возникающим учебным проблемам, связанным с изучением этой темы и решением исследовательских задач.

 

В первую очередь определим выгоду использования ресурсов Интернет в школах:

-Доступ ко всем ресурсам (как к инструменту для создания уроков).

-Доступ к исследованию ресурсов (для достижения образовательных целей).

-Регулярный характер содействия обучению.

-Совершенствование общения и интеллектуального обмена.

-Обеспечение существующим мировым опытом и навыками.

-Интернет — как забавное, увлекательное обучение (игровой элемент).

 

Что определяет необходимость образовательных Интернет-ресурсов?

-Доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках.

-Сотрудничество с людьми всего мира.

-Обмен профессиональной информацией с коллегами или специалистами экспертами в других странах.

 

Что предлагает Интернет в помощь образовательной деятельности?

-Уроки в режиме on-line.

-Ресурсы для учителей.

-Ресурсы для школьников.

-Проекты online.

-WebQuests.

 

Стоит отметить, что именно начальное образование является базовым для всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. В начальной школе закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются на дальнейших ступенях обучения.

 

Перед учителем начальных классов  встаёт задача совершенствования форм и методов преподавания различных  предметов. Для выполнения этой задачи возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий как новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса.

 

Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий начальной школе можно выделить следующие:

 

первый аспект – компьютер как объект изучения;

 

второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный учитель (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.);

 

третий аспект – компьютер  как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым, обучение процессом  творческим.

 

В своей работе я использую компьютер во всех трёх аспектах, как средство обучения на различных уроках. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание.

 

Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания. Выше было сказано о презентациях. Их использование на уроках просто незаменимо. Я подбираю презентации на разные уроки, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам.

 

Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств, в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.

 

Рекомендуется использовать следующие варианты уроков с ИКТ-поддержкой:

 

1.Урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа) (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»).

С какой целью я использую  презентации?

 

Во-первых, презентация –  это представление чего-либо нового,  она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

 

Во-вторых, презентация – это новый вид работы, применяемый в школе на  уроках. Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок  не только воспринимает информацию, но и  запоминает, когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица.

 

В-третьих, презентация помогает учителю при проведении уроков, мероприятий, защиты проектов, исследований. Можно показать и рассказать о красоте, о любом авторе произведения, о памятниках архитектуры. Мы ведь живём далеко от нашей столицы. Как передать детям красоту этого города, её величие, её достопримечательности? Конечно, в этом помогают презентации. Учат детей грамотной  научной речи, развивают кругозор, дают ясное и чёткое восприятие действительности.

 

Что это дает мне, как учителю?

 

Создавая презентацию, учитель должен учитывать, во-первых, возрастные особенности ребёнка. Поэтому, прежде всего при составлении презентации, я четко отбираю материал. При этом нужно много просмотреть литературы, чтобы выбрать главное. Следовательно,  не замечая, получаю какие-то знания и обогащаю свой словарный запас, то есть получаю самообразование в той или иной области. Во-вторых, наглядный материал должен быть подобран, соответствующий теме урока. В связи с этим я просматриваю огромное количество наглядного материала, замечаю краски, оттенки, мастерство изображения. Этим повышается эстетическое восприятие окружающего мира, повышается творческий потенциал. В-третьих, материал должен иметь научное направление. В этом случае бывает, что открываешь для себя что-то новое. Создавая  презентацию, вкладываешь в неё всё своё творчество, талант, теплоту души. При этом учишься сравнивать, анализировать, рассуждать.

 

Что это дает моим ученикам?

 

С раннего возраста мы должны развивать коммуникативные компетенции, а значит развивать знание языков, способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Достичь результатов развития коммуникативных компетенций мне помогают презентации. В подготовке к проекту информацию ищут ребята в разных источниках. Например, мы проходим тему: «Экологическая система». Ставим проблему: Что происходит с экосистемой, если круговорот замкнут не полностью? Обучающиеся, с удовольствием начинают работу.  Я, как участник проекта и как учитель, старалась всё делать так, чтобы дети думали, что делают, придумывают они всё сами. Я незаметно сопровождала их в деятельности, позволяя им идти впереди, помогая им, если они просят.  Защита проходит в компьютерном классе перед аудиторией учащихся. В ходе защиты снимаю выступление на видеокамеру, чтобы обучающиеся могли увидеть себя со стороны, найти, проанализировать и исправить свои недостатки. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый обучающийся шёл путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Следовательно: презентация открывает возможности формирования жизненного опыта; стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении;  выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества обучающихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведёт учащихся по ступенькам роста личности; вызывает интерес к предмету; учит общаться; развиваться интеллектуально.

2. Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди).

На таких уроках целесообразно давать задания, выполняя которые учащиеся работают с учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, можно провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.

На уроках с компьютерной поддержкой рекомендуется проводить тестирование. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.

3. Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов.

На таком уроке рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты и т.д.), так и образовательные Интернет – ресурсы.

Эти материалы целесообразно использовать учителю при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).

Примерный алгоритм проведения урока:

– на этапе подготовки к уроку – проанализировать электронные информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях;

– при объяснении нового материала на уроке – использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видео-экскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты. При этом учителю необходимо комментировать информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами;

– при закреплении пройденного материала – предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе рекомендуется использовать фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревнования, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках  музыки, естествознания, познания мира. Интернет:

расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из интернета);
предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
дает возможности для профессионального роста;
открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
Вот некоторые часто используемые сайты:

http://ru.wikipedia.org   Красная книга Казахстан

http://www.biodat.ru/db/rb/index.htm  Красная книга России

http://flora-world.by.ru/  ВСЁ О РАСТЕНИЯХ. Справочник

http://zooclub.ru/  ЗООКЛУБ.  Мегаэнциклопедия о животных. Голоса животных.

http://slovari.yandex.ru/dict/bse   Большая советская энциклопедия

http://www.krugosvet.ru/test Тесты он-лайн. Тесты для всей семьи. Проверьте свою эрудицию.

http://www.gramota.ru  ГРАМОТА

http://radostmoya.ru/project/#obrazovatelnie  Образовательные программы

http://skazvikt.ucoz.ru  Сказочные викторины

http://viki.rdf.ru/  Презентации VIKI

http://nsc.1september.ru/index.php  Газета “Начальная школа”

http://potomy.ru/  Детская энциклопедия

http://internetenok.narod.ru/  Интернетенок

http://mir-chudes.my1.ru/  Мир чудес

http://artrussia.ru     Смотреть картины Третьяковской галереи

http://gugl-plus.ru/nacionalnye-uzory.html    Национальные узоры

http://ru.wikipedia.org/wiki/   Русские народные промыслы

http://www.remeslennik.ru    Русские народные промыслы

 

4. Электронные энциклопедии.

Источниками демонстрационных материалов могут служить электронные энциклопедии. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, доступность в использовании – все это делает энциклопедию  незаменимым помощником в познании мира маленькими «почемучками». Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме поможет пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объяснит и познакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, поможет освоить школьные предметы.

При подготовке уроков естествознания  не надо искать литературу – очень удобно использовать энциклопедии в электронном виде,  причём экземпляров можно сделать сколько требуется, закачав на каждый компьютер (или флэшку).  Имея данные энциклопедии  («Растения», «Природа»,  «Земля», «Человеческое тело»),  даю детям задание подготовить дополнительные сообщения по изучаемой теме, что позволяет заинтересовать ученика и посмотреть не только нужный материал, но и многое другое, находящееся в данной электронной книге.

 

5.Видеоролики.

У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый видеоматериал в качестве дополнения к учебнику.   Так на уроках обучения грамоте  включаю просмотр видеоролика, например, «Уроки Тётушки Совы», «Слогопесенка» и др., что даёт детям хорошо усвоить изучаемые понятия.

 

6.Флипчарты.

В последние года широко  применяю флипчарты на многих дисциплинах, особенно математике, русском языке и естествознания.

С помощью флипчарта  учащиеся активно вовлекаются  в процесс освоения материала, улучшается темп и течение занятия, повышается  мотивация.  Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски. В классе не остаётся равнодушных.

 

7.Тестирование учащихся.

Возможные варианты использования  компьютерных тестов:

– провести тестирование всех учащихся для контроля по определенной теме;

– проверить знания лишь нескольких учеников во время урока;

– можно не использовать тест на уроке, а раздать его ученикам (на флэшке) на дом для самостоятельной проверки своих знаний, например, перед контрольной работой.

 

8. Тренажеры.

Тренажеры – отличное средство для отработки  определенных навыков и умений. Заучивание таблицы умножения, формирование навыков решения задач, примеров, запоминание словарных слов или развитие орфографической  зоркости.  Такие задания дети воспринимают на уровне игры, постепенно идет отработка и развитие этих навыков. Процесс интересен, эффективен.

 

9.Использование специальных обучающих   программ, способных облегчить труд учителя. Например,  программа  «Отличник», «Генератор примеров» и т.д.

На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках, включаю в этап объяснения нового материала  видеоуроки.

10. Ведение электронной документации.

(то есть, все  документы создаются в электронном виде и собираются в одну папку).

Ведение электронного дневника в единой образовательной сети Kundelik.kz.

Требования к условиям организации образовательного процесса с использованием ИКТ

 

Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уроков с использованием ИКТ:

-Учитываются санитарные нормы работы учащихся за компьютером. Первоклассникам разрешено проводить за компьютером 10 минут, учащимся вторых – пятых классов не более 15 минут.

-Продумываются организационные формы.

-Ключевые моменты при подготовке к уроку.

 

Подготовка к проектированию урока, с использованием  ИКТ,  включает в себя следующее:

-определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями;

-формулировка целей и задач урока с учетом психологических и возрастных особенностей класса;

-планирование образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в результате занятия;

– уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждой из целей урока;

-изучение учебников, методических пособий, электронных изданий образовательного направления по данной теме;

-выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих образовательной деятельности учащихся;

– выбор форм и способов организации этой деятельности;

-отбор минимального содержания учебного материала для урока;

– выбор формы его проведения;

-выбор основных видов деятельности учеников;

-оценка вариантов реализации учебной ситуации – с применением компьютера и без применения;

-определение места работы с объектами ИКТ в структуре урока;

-отбор и подготовка технологической карты к уроку или конспекта урока, демонстрационных опытов, интерактивных моделей, таблиц и другого оборудования;

-разработка структуры, планирование этапов урока.

 

Заключение

 

При использовании информационных компьютерных технологий появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

1) активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся;

2) достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

3) развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

4) повышению уровня комфортности обучения;

5) повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

6)  развитию информационного мышления школьников, формирование информационно – коммуникационной компетенции;

7) приобретение элементарных навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

•         усилить образовательные эффекты;

•         повысить качество усвоения материала;

•         осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

•         организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

 

Литература:

1.Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе/ Начальная школа.  2002. № 5. С.19-21.

2.Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе»  Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов.

3.Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

4. СТРАТЕГИЯ информатизации системы образования Республики Казахстан до 2020 года.

5. И.Г.Захарова Информационные технологии в образовании. Москва Издательский центр «Академия», 2011

6. oqu-zaman.kz

7. 1september.ru

8. pedsovet.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *