Педагогическая статья. «Каким должен быть учебник русского языка в условиях обновления содержания образования»


 Мандрова Татьяна Николаевна
 учитель начальных классов ГУ «Карабалыкская средняя школа №1 имени М. Горького отдела образования  акиматаКарабалыкского района»

Для того чтобы ответить на вопрос, каким должен быть учебник русского языка для начальных классов, мы должны выявить проблемы, которые он должен помочь разрешить. Проблема повышения грамотности всегда остро стояла перед казахстанской школой, и ни выпуск многочисленных методических разработок, ни попытки упростить русскую орфографию ее не снимали. В последнее время в связи с экономическими трудностями, использованием социальных сетей, падением у значительной части детей интереса к книге и учебе состояние грамотности учащихся еще более ухудшилось. Как показывает практика, в настоящее время ни одна система, ни один учебник русского языка не дает видимых преимуществ ни в развитии речи, ни в развитии орфографической и пунктуационной грамотности. Это придает особую актуальность вопросу создания учебника русского языка нового поколения. Разумеется, не может быть единых учебников русского языка для начальных классов для всех типов школ. Нужны специальные учебники для классических гимназий, в которых преобладает гуманитарное образование, для физико-математических школ и лицеев естественно- научного профиля и специальные учебники для массовой школы. При этом, учитывая широту охвата учащихся, нужно сосредоточить основные усилия на создании учебников для массовой школы. Все типы учебников должны обеспечивать повышение культуры речи и уровня орфографической и пунктуационной грамотности.

Эти сведения должны вводиться в учебник для хода наблюдения над функциями, которые выполняют слова в тексте, и сопровождаться авторскими комментариями, доступным для понимания младшим школьником, без использования специальной терминологии, возможно даже в игровой форме. Такая методика работы соответствует возможностям усвоения материала учащимися начальных классов и особенно первоклассниками. Задания к упражнениям должны быть составлены так, чтобы они позволяли изучить основной материал программы, развивая у детей внимание к слову, языковое чутьё, стремление правильно употреблять слова. Особенно необходимо обилие скороговорок, которые помогают учителю формировать у детей орфоэпически правильную речь. Наличие таких упражнений в современных учебниках диктуется анатомо-физиологическими изменениями артикуляционного аппарата, в частности у первоклассников и имеющих в следствие этого нечеткую устную речь, требующую от учителя значительных усилий по ее коррекции. Усложнение материала учебника русского языка необходимо проводить с учетом снятия утомляемости учащихся начальных классов. Для этого необходимо предусмотреть широкое использование дидактических игр. Большое внимание следует уделять лингвистическим экспериментам, особенно при изучении фонетических явлений, что так же может восприниматься младшим школьником как игра. В то же время авторы учебника русского языка проявили серьезное отношение к младшему школьнику. Уважение к труду учащихся начальных классов, отсутствие навязчиво повторяющихся заданий- символов, доступность и серьезность, наглядность и сложность- таков стиль общения авторов учебника русского языка с учащимися. Это один из многочисленных положительных моментов работы авторов над учебником русского языка для казахстанских школ. Таким же серьезным и уважительным является отношение авторов учебника к учителю. Для учителя, занимающегося привитием интереса и любви к грамотности и развитию речи учащихся, в учебнике имеются исторические справки, занимательные материалы, задания для проведения лингвистических экспериментов. В результате дети, заканчивающие начальную школу, знакомятся со всеми основными типами словарей: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарями синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и иностранных слов. Интенсификация работы со справочной литературой позволяет авторам готовить вполне дееспособных членов информационного общества. Этому же способствует и сосредоточенные на форзаце учебника памятки и схемы. Конечно, модернизация лингвистического образования самапо себе не обеспечит повышения результатов грамотности младшего школьника. Необходима модернизация и литературного образования в начальных классах. Это поможет вернуть детям любовь к книге, а чтение обеспечит и развитие орфографической зоркости, и уровень развитости речи за счет увеличения словарного запаса у детей.Опора на творческий потенциал учителя – вот каким должно быть главное качество учебника русского языка для начальных классов, что несомненно приведет к повышению грамотности казахстанских школьников, используя при этом разнообразные технологии и методы внутриклассной дифференциации.

 

Список литературы:

1.Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978

2.Бондаренко А.А. Русский язык для современного ученика.

3.Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. М., 1965.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *