Казахские просветители
Тастемирова Карина Бексултановна
КГУ “Средняя школа №4”, г.Петропавловск
учитель истории
История Казахстана. 5 класс.
Тема: Казахские просветители. (1 час).
Цель: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Абая, Ч.Валиханова, Ы.Алтынсарина.
Задачи:
- образовательная: рассказать учащимся о жизни и научной деятельности великого ученого казахского народа Чокана Валиханова. Просветители, поэты, писатели – гордость народа – Абай, Ы. Алтынсарин;
- развивающая: продолжить отрабатывать навыки индивидуальной работы с учебником, создание условий для развития умений доказательно излагать материал, продолжить работу по развитию умений учащихся описывать исторических личностей;
- воспитательная: рассказывая о них, способствовать воспитанию уважения к людям, деятельность которых связана с наукой и культурой.
- Методы: словесный, репродуктивный, наглядный.
Средства и оборудование: карта, иллюстративные материалы, учебниу
Тип урока: комбинированный.
Литература: учебник.
План урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний. Объявление новой темы.
- Изучение нового материала.
- Домашнее задание.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Организационный момент.
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте, дети! Садитесь.
- Проверка домашнего задания.
Кого мы изучали на прошлом уроке? ( Абылай-хан.)
Сейчас на парты я вам положила тестовые задания для опроса . Ваша задача в течении 2-3 мин быстро ответить на них и произвести взаимопроверку. ( Ключи и критерии у них на столах)
-В каком году родился Абылай-хан?
– Прозвище Абылая в детстве.
-Джунгарский батыр, с которым сразился Абылай.
– Год возведения в ханы.
-В каком году умер?
Произвели взаимопроверку. А теперь поднимите руки у кого « 5» , «4», «3».
Те кто получил «3» ,надо хорошо прочитать заново этот материал.
На партах у вас оценочные листы, где вы выставляете оценки в графе домашнее задание.
- Актуализация знаний. Объявление новой темы.
Прежде чем мы будем знакомиться с новой темой, давайте вспомним алгоритм работы в группе. ( Зачитывание вслух и на местах).
Мы с вами продолжаем работать в группах, посмотрите внимательно на партах у вас буквы ,надо в течении 1-2 мин собрать имя и фамилия тех людей, которые внесли огромный вклад в казахскую культуру.
- Изучение нового материала.
Работа в группах. ( Буквы в разброс, задача собрать имена людей).
1 группа – Чокан Валиханов
2 группа – Абай Кунанбаев
3 группа – Ыбрай Алтынсарин
4группа – Чокан Валиханов
Мотивационный этап.
Кто они?
Выход на тему «Казахские просветители».
Какая задача урока у нас будет стоять перед вами ребята?
Познакомиться с жизнью и деятельностью просветителей, узнать их вклад в казахскую науку.
Задания.
Работа в группе по методике критического мышления.
1 группа.
Изучите 35 параграф и дайте характеристику Ч.Валиханову.
« Детство и юность Чокана».
2 группа.
Изучите параграф 36 и расскажите
– Годы жизни Абая.
-К чему призывают произведения поэта и мыслителя?
3 группа.
Изучите 37 параграф и ответьте на вопрос
-Кто такой Ыбрай Алтынсарин?
-К чему просветитель призывал детей и молодежь?
4 группа. Изучить параграф 35и ответь на вопрос:
-Куда совершал научные путешествия Чокан ?
-Какое научное наследие он оставил после себя?
Время работы в группе 10 мин. Идет обсуждение в группе и выход на ответ своего вопроса.
В каждой группе 6 человек.
Работа по методике ЖИКСО или карусель.
Отдельно собираются № 1,№2.№3.№4 для того, чтобы рассказать свой материал. Задача каждого ученика объяснить свою тему. Затем через 5 мин садятся на свои места.
Хорошо, вы познакомились с вкладом в науку этих просветителей. А теперь давайте в течении 1-2 мин сделаем « Кластер» по своему вопросу.
– Ваша задача доказать что – А.Кунанбаев, Ч. Валиханов, Ы. Алтынсарин являются просветителями.
На доске выход и защита кластера. От группы 1 ученик защищает свой материал по своей теме. Задача каждого ученика объяснить так, чтобы было понятно, о чем он рассказал.
- Закрепление изученного материала
А теперь для того, что бы проверить, как вы усвоили материал, заполните текст, где надо вставить пропущенные слова.
-Чокан Валиханов родился в ноябре____года.
-Настоящее имя Чокана_____.
-Отец Чокана______ также оказал значительный вклад на воспитание и обучение.
– С молодых лет Чокан участвовал во многих экспедициях по изучению__________
-Чокан был знаком с русским писателем________________
Абай Кунанбаев родился в________________
Вместе с его стихами до нас дошли _______слов-назиданий.
Абай переводил на казахский язык произведения русских писателей, таких как_______________________________
Ибрай Алтынсарин родился в ____________году.
В _____ Ибрай стал инспектором школ Тургайской области.
В ___ году увидела свет его первая книга « Казахская хрестоматия».
Затем взаимопроверка и оценивание на оценочных листах.
-По вашему мнению, что объединяет Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, Ы. Алтынсарина?
-Как вы понимаете суть из слов назиданий Абая?
« Полузнание – не вина,
Но несчастье хвастуна,-
И возмездье не замедлит
Грянуть разом и сполна.
Абай.
- Домашнее задание.
- 35 параграф читать и ответить на 1 вопрос
- Составить рассказ « Детство Шокана»,36 читать и найти и выучить одно из стихотворений Абая.
- 37 параграф читать и заполнить таблицу со страницы 134.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Организационный момент.
Благодарю за внимание! До свидания!
Метки: Казахские просветители