Проектирование цифрового портфолио и цифрового образовательного ресурса преподавателя
Жакиенова Эльмира Бекбулатовна
преподаватель химии ГККП «Высший колледж, город Кокшетау» при управлении образования Акмолинской области
Современная система образования стремительно меняется. Меняются подходы к преподаванию, меняется сама система образования, меняется образ современного педагога.
Преподаватель – это творческий человек, способный увлечь учащегося, пробудить в нём тягу к знаниям. Одной из форм результатов оценки деятельности преподавателя является педагогическое портфолио.
Традиция создавать портфолио преподавателя появилась из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны, портфолио преподавателя необходимо администрации для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, для самонаблюдения и самосовершенствования педагога.
Цифровое портфолио преподавателя есть очередной этап в развитии профессии; в нём воплощаются важнейшие достижения творческой деятельности.
Портфолио (от англ. portfolio – портфель, папка для важных дел или документов) – это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление об уровне квалификации специалиста.
Цифровое портфолио преподавателя – это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя. Портфолио фиксирует индивидуальные достижения и победы преподавателя в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, его участие в различных проектах. Оно может содержать творческие разработки, исследования, доклады. Таким образом, накапливаются сведения, касающиеся достижений конкретного педагога.
Создание портфолио преследует также ряд частных целей:
Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного преподавателя.
Систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.
Послужить основой для участия в конкурсных программах.
В портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности.
Цифровое портфолио преподавателя очень индивидуально, большую роль в его формировании играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.
И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах:
Формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.
Отзывы коллег, учеников, студентов о курсах, учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д.
Достижения студентов, результаты научной работы, примеры эссе и т.д.
Основные принципы составления цифрового портфолио преподавателя:
Материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.
Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.
Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.
Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?».
Пример. Цифровое портфолио можно составить по разделам
Раздел 1 Общие сведения о педагоге.
1.1 Резюме
1.2 Рубрикатор портфолио
Раздел 2 Официальные документы
2.1 Заявление педагогического работника на подтверждение квалификационной категории
2.2 Копия документа удостоверяющая личность
2.3 Копии дипломов об образовании
2.4 Копия трудовой книжки
2.5 Копии удостоверений о присвоенных ранее квалификационных категорий
2.6 Копии документов о прохождении курсов повышения квалификации
2.7 Аттестационный лист
Раздел 3 Материалы об обобщении и распространении опыта педагога.
3.1 Теоретическая база опыта.Актуальность и перспективность опыта.
Новизна опыта. Адресность опыта.Технология опыта. Результативность опыта
Раздел 4 Теоретическое обоснование системы работы педагога.
4.1 Эссе
4.2 Экспериментальная,инновационная деятельность
4.3 Применение педагогических технологий обучения
Раздел 5 Практические результаты деятельности педагога
5.1 Методические разработки
5.2 Доклады
5.3 Методическая продукция: ЦОРы,УМК
5.4 Публикации
5.5 Материалы участия в профессиональном творческом конкурсе педагогического мастерства…
Раздел 6 Внеурочная деятельность по предмету
6.1 Научно исследовательский проект
6.2 Достижения студентов,грамоты предметных олимпиад…
6.3 Сценарии внеклассных мероприятий
Раздел 7 Материалы независимой оценки профессиональной компетентности педагога
7.1 Отзывы
7.2 Результаты анкетирования студентов
7.3 Грамоты,благодарности
Раздел 8 Динамика результатов педагогической деятельности.
8.1 Мониторинг педагогической деятельности в течении трех лет
8.2 Мониторинг качества успеваемости по дисциплине
При оформлении цифрового портфолио следует учитывать:
1. Соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию.
2. Обязательно наличие четко сформулированного оглавления.
3. Полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности.
4. Положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности.
Приступая к созданию электронной версии портфолио, преподаватель должен уметь:
работать с текстами;
вставлять рисунки, фото, схемы и т.д.;
делать гиперссылки на различные документы;
создавать таблицы в слайде и вставлять готовые таблицы;
создавать аналитические диаграммы;
использовать источники Internet.
(слайд16)
Современное портфолио — это попытка передать идеи с помощью текста, изображений и всего набора мультимедийных возможностей (звука, анимации и др.). Этот документ может принимать форму брошюры, папки или альбома в электронном формате (например, презентационная программа PowerPoint или набор графических файлов).
Цифровое портфолио может проектироваться в программах: FrontPage,
Adobe Flash , Dreamweaver
Разработка портфолио начинается с создания его макета средствами HTML-редактора Microsoft FrontPage. Microsoft Frontpage XP — современная интегрированная оболочка для построения отдельных web-страниц и целых web-узлов. Даже неопытный пользователь, незнакомый с языками программирования, сможет с помощью Frontpage самостоятельно создать свой собственный web-узел и опубликовать его в Интернете. Web-редактор Frontpage станет прекрасным дополнением и для арсенала опытного Web-дизайнера.
Программа FrontPage включена в комплекс приложений Microsoft Office XP. Запуск редактора FrontPage осуществляется с помощью команды Пуск→Программы→Microsoft FrontPage.
Интерфейс FrontPage аналогичен интерфейсу других программ Microsoft Office, и если вы использовали текстовый процессор Microsoft Word, то используя наши рекомендации, вы без труда освоитесь с работой по созданию и наполнению содержанием веб-страницы средствами FrontPage.
Работая в программе FP, вы сможете добавлять новые страницы по мере накопления материала.
Создание цифровых образовательных ресурсов
Создание цифровых образовательных ресурсов в настоящее время приобретает широкую популярность, так как данный вид электронных образовательных ресурсов систематизирует учебно-методические материалы по предмету и облегчает организацию процесса обучения, формирования системы знаний и умений, а также понимания и запоминания изучаемых понятий. ЦОР предназначен студентам в качестве пособия для самостоятельного изучения материала по курсу, а также его могут использовать преподаватели при проведения всех видов занятий по дисциплине.
Принципиальные отличия ЦОРа от традиционных «бумажных»:
v интерактивность: способность ЦОРа реагировать на запросы студентов, создавая возможность диалога с обучающей системой;
v – актуализация: возможность своевременного обновления учебно-методического материала;
v – интеграция: возможность включения в состав ЦОРа ссылок на другие электронные источники информации;
v )- адаптация: возможность ЦОР «подстраиваться» под индивидуальные возможности и потребности студента за счет предоставления различных траекторий изучения предметного материала, различных уровней сложности контролирующих заданий;
– визуализация: возможность использования цветового оформления материала, включая в ЦОР анимации, видео и ауди фрагментов.
ЦОР отвечает основным принципам создания электронных учебников:
1. научность: достаточная глубина, корректность и научная достоверность изложения содержания учебного материала;
2. – доступность: соответствие теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям студентов;
3. – наглядность: учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей; (ЦОР состоит из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий)
4. сознательность: обеспечение средствами самостоятельных действий студентов по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности;
5. –систематичность и последовательность: последовательность усвоения студентами определенной системы знаний и изучаемой предметной области
При создании ЦОРа учитывается:
– возможность организации любой технологии обучения: очной, очно-заочной, дистанционной;
– возможность постоянного обновления и пополнения практическими заданиями для студентов и дополнительной информацией;
– возможность демонстрации при помощи видеопроектора в любой аудитории или в компьютерном классе;
– возможность выполнения заданий как в электронном виде, так и в печатном;
– возможность фрагментарного использования на любом этапе урока.
ЦОР включает в себя, как правило, следующие компоненты:
v учебно-программные (учебные программы с выдержкой из Государственного образовательного стандарта, календарно-тематические планы, технологические карты занятий);
v учебно-теоретические (учебник, учебные пособия, курс лекций, презентации);
v
v учебно-практические (сборник ситуационных заданий и упражнений сборник задач, сборник контрольных или тестовых заданий, видео,виртуальные лабораторные работы,электронные тестовые задания);
v учебно-методические (методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по самостоятельной работе, по выполнению контрольных работ, рефератов, исследовательских работ);
v учебно-справочные (глоссарий – словарь терминов и персоналий; словари, учебно-терминологические словари, учебно-информационные справочники);
v учебно-наглядные (альбомы, атласы, комплекты плакатов, фильмы, слайды).
Являясь средством комплексного воздействия на обучающихся путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей,ЦОР позволяет:
1)Оказывать помощь студентам в изучении и систематизации теоретических знаний;
2) Формировать практические умения,совершенствовать имеющиеся навыки;
3) Рационально сочетать различные технологии обучения;
4) Представлять изучаемый материал различными способами(текст,графика,аудио,видео,анимация)
5) Контролировать качество обучения.(как самому студенту,так и преподавателю);
6) Эффективно управлять самостоятельной работой студентов по овладению учебным материалом;
7)Реализовывать индивидуальный подход; и т.д
Цоры можно создавать в программах Microsoft Office, Microsoft Front Page, Microsoft PowerPoint. Например блок с тренировочными заданиями, заданиями для самоконтроля и контроля, тестами с эталоном ответов созданы программой конструктора тестовых заданий JSTest Compiler,МyTest Student
Создание цоров это прежде всего творческая работа. Но она показывает освоение электронных компетенций преподавателя и использование интернет технологий в учебном процессе, эксплуатацию технологического обеспечения, нацеленность на постоянное развитие, адаптивность и гибкость по отношению к студенту.
На сегодняшный день 100% процентов преподавателей Высшего колледжа,
г Кокшетау создали цоры по дисциплинам и цифровое портфолио преподавателей,что говорит о новом подходе к обучению, вовлечению преподавателей и студентов в инновационные сценарии обучения, основанные на использовании электронных компетенций преподавателей.