Проектирование цифрового портфолио и цифрового образовательного ресурса преподавателя


Жакиенова Эльмира Бекбулатовна
преподаватель химии ГККП «Высший колледж, город Кокшетау»  при управлении образования Акмолинской области

Современная система образования стремительно меняется. Меняются подходы к преподаванию, меняется сама система образования, меняется образ современного педагога.

Преподаватель – это творческий человек, способный увлечь учащегося, пробудить в нём тягу к знаниям. Одной из форм результатов оценки деятельности преподавателя является педагогическое портфолио.

Традиция создавать портфолио преподавателя появилась из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны, портфолио преподавателя необходимо администрации для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, для самонаблюдения и самосовершенствования педагога.

Цифровое портфолио преподавателя есть очередной этап в развитии профессии; в нём воплощаются важнейшие достижения творческой деятельности.

Портфолио (от англ. portfolio – портфель, папка для важных дел или документов) – это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление об уровне квалификации специалиста.

Цифровое портфолио преподавателя – это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя. Портфолио фиксирует индивидуальные достижения и победы преподавателя в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, его участие в различных проектах. Оно может содержать творческие разработки, исследования, доклады. Таким образом, накапливаются сведения, касающиеся достижений конкретного педагога.

Создание портфолио преследует также ряд частных целей:

Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного преподавателя.

Систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.

Послужить основой для участия в конкурсных  программах.

В портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности.

Цифровое портфолио преподавателя очень индивидуально,  большую роль в его формировании играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах:

Формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.

Отзывы коллег, учеников, студентов о курсах, учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д.

Достижения студентов, результаты научной работы, примеры эссе и т.д.

Основные принципы составления цифрового портфолио преподавателя:

Материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.

Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.

Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.

Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?».

Пример. Цифровое портфолио  можно составить по разделам

Раздел 1 Общие сведения о педагоге.

1.1 Резюме

1.2 Рубрикатор портфолио

Раздел 2 Официальные документы

2.1 Заявление педагогического работника на подтверждение  квалификационной категории

2.2 Копия документа удостоверяющая личность

2.3 Копии дипломов об образовании

2.4 Копия трудовой книжки

2.5 Копии удостоверений о присвоенных ранее квалификационных категорий

2.6 Копии документов о прохождении курсов повышения квалификации

2.7 Аттестационный лист

Раздел 3 Материалы об обобщении и распространении опыта педагога.

3.1 Теоретическая база опыта.Актуальность и перспективность опыта.

Новизна опыта. Адресность опыта.Технология опыта. Результативность опыта

Раздел 4 Теоретическое обоснование системы работы педагога.

4.1 Эссе

4.2 Экспериментальная,инновационная деятельность

4.3 Применение педагогических технологий обучения

Раздел 5 Практические результаты деятельности педагога

5.1 Методические разработки

5.2 Доклады

5.3 Методическая продукция: ЦОРы,УМК

5.4 Публикации

5.5 Материалы участия в профессиональном творческом конкурсе педагогического мастерства…

Раздел 6 Внеурочная деятельность по предмету

6.1 Научно исследовательский проект

6.2 Достижения студентов,грамоты предметных олимпиад…

6.3 Сценарии внеклассных мероприятий

Раздел 7 Материалы независимой оценки профессиональной компетентности педагога

7.1 Отзывы

7.2 Результаты анкетирования студентов

7.3 Грамоты,благодарности

Раздел 8 Динамика результатов педагогической деятельности.

8.1 Мониторинг педагогической деятельности в течении трех лет

8.2 Мониторинг качества успеваемости по дисциплине

При оформлении цифрового портфолио следует учитывать:

1.     Соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию.

2.     Обязательно наличие четко сформулированного оглавления.

3.     Полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности.

4.     Положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности.

Приступая к созданию электронной версии портфолио,  преподаватель должен уметь:

работать с текстами;

вставлять рисунки, фото, схемы и т.д.;

делать гиперссылки на различные документы;

создавать таблицы в слайде и вставлять готовые таблицы;

создавать аналитические диаграммы;

использовать источники Internet.

(слайд16)

Современное портфолио — это попытка передать идеи с помощью текста, изображений и всего набора мультимедийных возможностей (звука, анимации и др.). Этот документ может принимать форму брошюры, папки или альбома в электронном формате (например, презентационная программа PowerPoint или набор графических файлов).

Цифровое портфолио может проектироваться в программах: FrontPage,

Adobe Flash , Dreamweaver

Разработка портфолио начинается с создания его макета средствами HTML-редактора Microsoft FrontPage. Microsoft Frontpage XP — современная интегрированная оболочка для построения отдельных web-страниц и целых web-узлов. Даже неопытный пользователь, незнакомый с языками программирования, сможет с помощью Frontpage самостоятельно создать свой собственный web-узел и опубликовать его в Интернете. Web-редактор Frontpage станет прекрасным дополнением и для арсенала опытного Web-дизайнера.

Программа FrontPage  включена в комплекс приложений Microsoft Office XP. Запуск редактора FrontPage осуществляется с помощью команды Пуск→Программы→Microsoft FrontPage.

Интерфейс FrontPage аналогичен интерфейсу других программ Microsoft Office, и если вы использовали текстовый процессор Microsoft Word, то используя наши рекомендации, вы без труда освоитесь с работой по созданию и наполнению содержанием веб-страницы средствами FrontPage.

Работая в  программе FP, вы сможете добавлять новые страницы по мере накопления материала.

Создание  цифровых образовательных ресурсов

Создание цифровых образовательных ресурсов в настоящее время приобретает широкую популярность, так как данный вид электронных образовательных ресурсов систематизирует учебно-методические материалы по предмету и облегчает организацию процесса обучения, формирования  системы знаний и умений,  а также понимания и  запоминания изучаемых понятий.  ЦОР предназначен студентам в качестве пособия для самостоятельного изучения материала по курсу, а также его могут использовать преподаватели при проведения всех видов занятий по дисциплине.

Принципиальные отличия ЦОРа от традиционных «бумажных»:

v интерактивность: способность ЦОРа реагировать на запросы студентов, создавая возможность диалога с обучающей системой;

v – актуализация: возможность своевременного обновления учебно-методического материала;

v – интеграция: возможность включения в состав ЦОРа ссылок на другие электронные источники информации;

v )- адаптация: возможность ЦОР «подстраиваться» под индивидуальные возможности и потребности студента за счет предоставления различных траекторий изучения предметного материала, различных уровней сложности контролирующих заданий;

– визуализация: возможность использования цветового оформления материала, включая в ЦОР анимации, видео и ауди фрагментов.

ЦОР отвечает основным принципам создания электронных учебников:

1.     научность: достаточная глубина, корректность и научная достоверность изложения содержания учебного материала;

2.     – доступность: соответствие теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям студентов;

3.     – наглядность: учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей; (ЦОР состоит из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий)

4.     сознательность: обеспечение средствами самостоятельных действий студентов по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности;

5.     –систематичность и последовательность: последовательность усвоения студентами определенной системы знаний и изучаемой предметной области

 

При создании ЦОРа учитывается:

–  возможность организации любой технологии обучения: очной, очно-заочной, дистанционной;

– возможность постоянного обновления и пополнения практическими заданиями для студентов и дополнительной информацией;

– возможность демонстрации при помощи видеопроектора в любой аудитории или в компьютерном классе;

– возможность выполнения заданий как в электронном виде, так и в печатном;

– возможность фрагментарного использования на любом этапе урока.

ЦОР включает в себя, как правило, следующие компоненты:

v учебно-программные (учебные программы с выдержкой из Государственного образовательного стандарта, календарно-тематические планы, технологические карты занятий);

v учебно-теоретические (учебник, учебные пособия, курс лекций, презентации);

v

v  учебно-практические (сборник ситуационных заданий и упражнений сборник задач, сборник контрольных или тестовых заданий, видео,виртуальные лабораторные работы,электронные тестовые задания);

v учебно-методические (методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по самостоятельной работе, по выполнению контрольных работ,  рефератов, исследовательских работ);

v  учебно-справочные (глоссарий – словарь терминов и персоналий;  словари, учебно-терминологические словари, учебно-информационные  справочники);

v     учебно-наглядные (альбомы, атласы, комплекты  плакатов, фильмы, слайды).

Являясь средством комплексного воздействия на обучающихся путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей,ЦОР позволяет:

1)Оказывать помощь студентам в изучении и систематизации теоретических                знаний;

2) Формировать практические умения,совершенствовать имеющиеся навыки;

3)  Рационально сочетать различные технологии обучения;

4) Представлять изучаемый материал различными способами(текст,графика,аудио,видео,анимация)

5) Контролировать качество обучения.(как самому студенту,так и преподавателю);

6) Эффективно управлять самостоятельной работой студентов по овладению учебным материалом;

7)Реализовывать индивидуальный подход; и т.д

Цоры можно создавать в программах Microsoft Office, Microsoft Front Page, Microsoft PowerPoint.  Например блок с  тренировочными заданиями, заданиями для самоконтроля и контроля, тестами с эталоном ответов созданы  программой конструктора тестовых заданий JSTest Compiler,МyTest Student

Создание цоров это прежде всего творческая работа. Но она показывает освоение электронных компетенций преподавателя и использование интернет технологий в учебном процессе, эксплуатацию технологического обеспечения, нацеленность на постоянное развитие, адаптивность и гибкость по отношению к студенту.

На сегодняшный день 100% процентов преподавателей  Высшего колледжа,

г Кокшетау создали цоры по дисциплинам и цифровое портфолио преподавателей,что говорит о новом подходе к обучению, вовлечению преподавателей и студентов в инновационные сценарии обучения, основанные на использовании электронных компетенций преподавателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *