Урок литературы в 11 классе «Людей неинтересных в мире нет…» (по творчеству В.М.Шукшина)


Попенко  Наталья  Петровна

 учитель русского языка и литературы ГУ «Средняя школа села Изобильное»  г.Степногорска   Акмолинской  области

Цель урока:

·        Подготовить учащихся к восприятию творчества В.М. Шукшина, к пониманию высокой нравственности писателя. Показать лучшие нравственные качества русского народа, которые видел Шукшин, сам впитал в детстве, показал в произведениях.

·        Развить творческие способности учащихся, учить выразительному чтению, умению инсценировать текст.

·        Воспитывать нравственные качества: доброту, трудолюбие, любовь к малой родине, милосердие, совестливость, честность на примерах из биографии В.М. Шукшина и его произведений.

 

Оборудование урока: мультимедийный проектор, декорации к инсценировкам,  мультимедийные презентации.

Ход урока:

1.     Слово учителя ( на фоне мелодии «Гляжу в озера синие»)

На черной бугристой земле сидит человек в незамысловатой крестьянской одежде, задумчивый и спокойный. Умными проницательными глазами смотрит на зрителя. Это Шукшин.

Ему исполнилось всего 45 лет в год его скоропостижной смерти. Он умер, снимаясь в роли солдата в к/ф по известному роману Шолохова «Они сражались за Родину».

Да, он был выдающимся, талантливым актером, и слава нашла его прежде всего как актера кино и режиссера. Будучи талантливым писателем, он оставил после себя огромное культурное наследие – сказки, рассказы, повести, романы. Сегодня мы познакомимся с фактами жизни и  творчества этого удивительного человека. Тема нашего урока: «Людей неинтересных в мире нет…», а в качестве эпиграфа хотелось бы взять слова критика Валентина Курбатова: « Шукшин — это радуга-человек, костер-человек, и масштабы его личности, его творчества только проясняются со временем». Очень хочется, чтобы вы  не ушли с сегодняшнего урока равнодушными.

Первая страничка нашего урока    расскажет о детстве и юности Шукшина

2.   Сообщение учащихся ( Презентация1)     Детство и юность Шукшина

Очень мало  – 45 лет прожил Василий Макарович Шукшин. Но то, что он создал, хватило бы на несколько биографий. Фамилия его происходит от слова «шукша», что означает «волокна, остающиеся после трепания и чесания льна». Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года  в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Глава семьи – Макар Леонтьевич Шукшин работал механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. Однако в дальнейшем это не спасло его от репрессий: в 1933 году Макара Леонтьевича арестовали.

В 22 года мать, Мария Сергеевна, осталась без кормильца с двумя малолетками на руках.

Глухое отчаяние наводило на страшные мысли: отравить себя и детей. Помощи ждать было неоткуда. У сестер своих детей семеро по лавкам. Судьба уберегла от греха. Затем пришло трезвое осознание того, что надо жить, если не ради себя, то хотя бы ради детей. И вскоре Мария Сергеевна вышла замуж повторно, за односельчанина Павла Куксина.

Отчима своего Павла Куксина Василий Шукшин позже вспоминал как человека редкой доброты. Женился он по любви. А как иначе? Ведь вдовую взял, да с двумя детьми. И только начала налаживаться жизнь, как грянула война народная. “Второй отец” Шукшина ушел на фронт, а через год принесли похоронку.

Так и стал тринадцатилетний Василий Макарович главным мужчиной и кормильцем в доме.

В 1942г. семья особенно бедствовала. Василий оставляет школу и перебирается в сибирский город Бийск

Из воспоминаний Василия Макаровича…

«Город напугал меня.  Много людей, все куда-то спешат. И никто друг друга не знает. Это был большой, новый, неизведанный мир. Увидел высокую каланчу – решил стать пожарным, потом мне захотелось стать матросом и плавать на пароходе, а еще – шофером, чтобы проехать по мосту.»

Из города семья возвращается в деревню. А 15- летний Василий остается в Бийске. 1946 — покидает родное село.

Там он был и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем, работал на стройке. На восстановлении железных дорог. Но не было у подростка желания и особых способностей всем этим заниматься. Зато он много читал с детства. И в тайне писал стихи, а к концу войны писал небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. Но в печать их почему-то не принимали.

«Мне шел семнадцатый год, когда я ранним утром, по весне уходил из дома. Мне еще хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по гладкому, светлому, как стеклышк, ледку, а надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека родного или просто знакомого. Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село… села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть… на голодных детей. Еще там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушел.» (Шукшин В. Вопросы самому себе. М., «Молодая гвардия», 1981, с. 28.)

В 1949 году его призвали в армию, но из-за болезни демобилизовали досрочно. Полечившись дома мамиными травами, Шукшин экстерном сдает экзамены в школе, чтоб получить аттестат зрелости (ведь он закончил всего 7 классов), а затем некоторое время работает сельским учителем в своей школе.

Из воспоминаний Василия Макаровича…

«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно… Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье». (Шукшин В. Вопросы…, с. 45.)

Учитель: Следующая страничка :

3.  Начало творческого пути ( Презентация 2, сообщения уч-ся)

Оставив свой родительский дом и получив от матери благословение, В 1954  г.  Шукшин уезжает в Москву. Он хотел поступить в литературный институт учиться на «писателя». Но к тому времени прием уже был закончен, да и опубликованных произведений у парня не было, а без этого в институт не брали. И он подает документы в институт кинематографии, где учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма.

Шукшин вспоминает: «Вышел к столу. Ромм о чём-то пошептался с Охлопковым, и тот говорит: «Ну, земляк, расскажи-ка, пожалуйста, как ведут себя сибиряки в сильный мороз». Я напрягся, представил себе холод и ёжиться начал, уши трепать, ногами постукивать. А Охлопков говорит: «А ещё?» Больше я, сколько ни старался, ничего не придумал. Тогда он мне намекнул про нос, когда морозно, ноздри слипаются, ну и трёшь нос-то рукавичкой. «Да, – говорит Охлопков – это ты забыл…» Потом помолчал и серьёзно так спрашивает: «Слышь, земляк, где сейчас Виссарион Григорьевич Белинский работает? В Москве или Ленинграде?» Я оторопел:

«Критик-то, который?..»

– «Ну, да, критик-то».

– «Дак он вроде помер уже…»

А Охлопков подождал и совсем серьёзно: «Что ты говоришь?» Смех вокруг, а мне-то каково…»

 

Учитель: Что же получается? И приёмная комиссия недоумевала и отборочная изумлена была, а Шукшин стал-таки учиться на режиссёрском, несмотря на отсутствие «специальной эрудиции», «дремучесть» и «неотёсанность»? Что же, ему просто фантастически повезло? А конкурс? Экзамены?.. К тому же «проскочила» легенда в печати, что на собеседовании с будущим своим мастером Ромом, Василий Макарович заявил, что ни о каких сценах в «Войне и мире» он рассказать не сможет, так как не читал эпопею Толстого, ибо – Каламбур – это очень толстая книга. И тем не менее Ромм взял его в свою мастерскую. Как всё это понимать вне версии о фантастическом везении, сверхрасположении судьбы?..

 

И всё-таки Шукшин поступил во ВГИК не потому, что ему очень и очень повезло, а потому, что и тогда уже он был художником. И это разглядел не один только Ромм.

Насколько теперь понимаю, – писал Шукшин, – спасла меня письменная работа, которую задали ещё до встречи с мастером. «Опишите, пожалуйста, что делается в коридорах ВГИКа в эти дни» – так приблизительно она называлась. Больно горячая была тема. Отыгрался я в этой работе. О чём спорим, о чём шутим, на что гневаемся, на что надеемся – всё изложил подробно».

В. М. Шукшин был удивительно талантлив и разносторонне одарен: актер, киносценарист, режиссер, прозаик – за короткий срок создал романы «Любавины», «Я пришел дать вам волю»,  писал сценарии  и снялся в фильмах «Странные люди»,   «Ваш сын и брат », «Живет такой парень», «Печки – лавочки», «Калина красная». Повести, сатирические сказки, более ста рассказов «Далекие зимние вечера», «Космос, нервная система и шмат сала»,  «Из детских лет Ивана Попова», «Дядя Ермолай».Шукшин удостоен звания заслуженного деятеля искусств, Гос. премии  СССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

4. Беседа с учащимися по рассказам. Тему сегодняшнего урока можно отнести как к личности самого автора, так и к героям его произведений.

В. Шукшин пришел в литературу со своим героем.

— Кто же они, герои рассказов Шукшина? Чем привлекают они автора?

Его герои — деревенские люди, живущие простой на первый взгляд жизнью. Наблюдая эту жизнь, автор задумывается: а был ли в ней какой-то большой смысл? Шукшин отвечает на поставленный вопрос: смысл их жизни — в духовности, нравственности бытия, истинной человечности.

Человек духовный чувствует красоту искусства, природы, народного творчества («Мастер», «Чудик», «Думы»), он непременно откликается на горе другого человека («Как зайка летал на воздушных шариках», «Горе»), старается доставлять людям радость («Сапожки»), если видит зло — борется с ним («Рыжий»). Сердце его открыто навстречу людям и всему прекрасному. Такой герой часто говорит, что у него «душа болит», «ноет», «тоскует». “Мне интереснее всего исследовать характер человека… не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа», — писал Шукшин.  Рассказы о «чудиках»

Есть люди, которые окружающим кажутся странными. Их называют «чудаками». А они не странные и не чудаки. Они украшают жизнь своим характером, своей наивностью, своей непосредственностью. С их появлением, где бы они ни были, изгоняется скука.

Герои В.М.Шукшина не выдуманы, они взяты из живой жизни. Про них нельзя сказать: этот только нравственный, а другой безнравственный. В них, как и во всяком человеке «намешано разного: и хорошего и плохого». Мы попытаемся разобраться в том, что же такого «чудного» есть в героях В.М.Шукшина?

Чудак  – странный, необычный человек

–Каков краткий сюжет рассказа?

–Что вы можете сказать о характере главного героя? Какие разные типы людей рисует Ш.? ( правдоискатели, оптимисты, деревенские философы)

–На чьей стороне ваши симпатии? Почему?

рассказ «Чудик» ( беседа и инсценировка  отрывка из рассказа, сцена с 50-ти рублевкой) «Микроскоп», «Волки», «Упорный»

Учитель:   Разные люди, разные судьбы, разные герои. Они «чудики», потому что при столкновении с реальностью только и могут, что виновато потирать полученные синяки и задавать себе недоуменно горестные вопросы: да почему я такой есть-то? Эти люди, вызывающие в нас тревогу, волнение, сочувствие к ним и беспокойствие по отношению к себе.

4.  Чтение учащимися стихотворения Е. Евтушенко «Памяти Шукшина».

«В искусстве уютно быть сдобною  булкой французской,

Но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.

Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску,

Черняшкою той, без которой немыслим народ…

Когда мы взошли на тяжелой закваске мужицкой,

Нас тянет к природе, к есенинским чистым стихам,

Нам с ложью не сжиться, в уюте ужей не ужиться,

И сердце, как сокол, как связанный Разин Степан…

( сообщение уч-ся, през. 3)

5.Заключительная страница    Люди идут к Шукшину…

Шукшин – автор двух романов, нескольких повестей, множества рассказов.

Во всех произведениях проглядывает человеческая душа с её повседневными заботами, радостями, тревогами.

Шукшин писал :

– Мне бы только правду рассказать о жизни.

– Как художник, я не могу обманывать свой народ – показывать жизнь только счастливой, например. Правда бывает и горькой… Я хотел бы показать правду. Я верю в силы своего народа, очень люблю Родину – я не отчаиваюсь.

В конце мая1974 года  на Дону начались съемки фильма С. Бондарчука  «Они сражались за Родину», куда Шукшин приглашен на роль Петра Лопахина.

2 октября – Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съемок фильма «Они сражались за Родину»  на теплоходе «Дунай».

Похоронили Шукшина на Новодевичьем кладбище. В тот день таксисты Москвы решили, как один, колонной проехать мимо Дома кино, где проходила панихида, и клаксонами подать сигнал печали. Однако сделать это им не позволили. В Союзе кинематографистов узнали об их инициативе и тут же связались с КГБ. Сразу после этого по всем таксомоторным паркам последовало распоряжение задержать выезд машин в город.

Попрощаться с выдающимся писателем, режиссером и актером собралось огромное количество людей. К концу панихиды гроб был весь в ветках калины. Почти каждый, пришедший проститься с Шукшиным, оставлял веточку с красными ягодами, а многие клали в гроб крестики и иконки.

Смерть Шукшина потрясла многих. Известные  поэты и музыканты  посвятили Василию Макаровичу свои стихи и песни.

Чтение стихов О. Фокиной «Памяти Шукшина», песня В. Высоцкого

– О чем заставили нас задуматься персонажи рассказов Шукшина?

Обобщение учителя.

Я согласна, ребята с вами, что человек приходит в мир радоваться, удивляться жизни, приходит, чтобы творить добро. Это только кажется, что доброта – неотъемлемое качество каждого человека. В жизни это далеко не так.

И когда с грубостью, чванством сталкиваются герои Шукшина, нормальные люди, в которых ещё не иссяк запас теплоты, честности, любви, жалости, которые привлекают своей незащищенностью, даже робостью перед хамством, то со стороны они кажутся странными, чудиками. Герои рассказов Шукшина заставляют нас жить по совести, повелевают почаще заглядывать в свою душу: не стали ли мы равнодушными, жестокими, расчетливыми. Не черствеем ли мы, взрослея?

Закончить урок мне хочется словами В.М.Шукшина: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немного добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на Земле. Ну, так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее.»

С этим жил, в это верил, это проповедовал В.Шукшин

Подведение итогов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *