Урок русского языка в 8 классе на тему “Обобщающие слова при однородных членах”
Карпова Наталья Михайловна
КГУ “Средняя школа №5” г. Усть-Каменогорска,
учитель русского языка и литературы.
Скачать приложения
Класс: 8а
Место проведения: мультимедийный кабинет
Цели:
- Познакомить учащихся с обобщающими словами при однородных членах предложения; обобщить и углубить знания учащихся по изучаемой теме.
- Развивать умение правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах; составлять схемы предложений.
- Воспитывать чувство гражданского патриотизма.
Время в минутах | Действия учителя | Действия учащихся | Примечания, какие материалы используются. |
1 этап.
Организационный момент. 1 минута |
Приветствие учащихся.
|
Флипчарт1, слайд 1. | |
Повторение изученного на прошлом уроке
6 минут |
– На прошлом уроке мы говорили об однородных членах предложения и знаках препинания при них. Используя таблиц, расскажите, что вы знаете об однородных членах предложения. | 2 ученика рассказывают, опираясь на таблицу, об однородных членах предложения. | Флипчарт1, слайд2. |
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы предложений. | Учащиеся записывают предложения. 1 – 1 ряд, 2 – 2 ряд, 3 – 3 ряд. По одному ученику выходят к доске с тетрадью, объясняют расстановку знаков препинания. | Флипчарт1, слайд 3. | |
Изучение нового материала.
1 минута |
Объявление темы урока.
Чтение эпиграфа к уроку. Как вы понимаете слова М.Шаханова? |
Предположительный ответ: если человек научится любить и понимать свой народ, свою культуру, свою природу, то он научится понимать и любить другой народ, будет толерантным. | Флипчарт1, слайд 4 |
2 минуты
2 минты |
-Прочитайте предложения, найдите обобщающие слова, которые дают одно общее наименование всем однородным членам данного ряда. Что они выражают?
– Объявляет цели урока.
– В ходе урока вы будете заполнять таблицу, которая станет вашей шпаргалкой при подготовке к ЕНТ. (Приложение1) – Само понятие обобщающие слова вам знакомо с детства. В 5 классе вы уже научились называть группу предметов одним словом. Наша задача в 8 классе научиться не только правильно подбирать обобщающие слова, но и научиться расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающими словами. Задание: подобрать обобщающее слово к группе предметов. |
Читают предложения, называют обобщающие слова.
Вывод: Обобщающее слово – это одно более общее наименование всем однородным членам.
Знакомятся с таблицей.
Устно подбирают слова, называют их. |
Флипчарт 1, слайд 5
Флипчарт1, слайд 6
Приложение 1
Флипчарт 1, слайды 7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17. |
3 минуты | Изучают правило об обобщающих словах по электронному учебнику, заполняют таблицу. | Приложение2.модуль
14(грамматика), объяснение 2. Приложение1, задание 1 |
|
7 минут
1 минута |
– В роли обобщающего слова могут выступать не только отдельные слова. В приведенных примерах найдите обобщающие слова, определите, чем они выражены, заполните таблицу.
(Во время работы консультирует слабых учащихся) – Чаще всего обобщающее слово выражено метосимением. – Кроме того, что обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи, они могут быть выражены фразеологическим оборотом. |
Читают предложения, находят обобщающие слова, заполняют таблицу.
Вывод: обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи.
Дополняют таблицу примером учителя. |
Учебник «Русский язык» 8 класс упражнение 273, стр.130
Приложение1, задание 3
Флипчарт1, слайд 18
Флипчарт1, слайд 19 |
3 минуты | – При изучении правила вы обратили внимание на то, что обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены предложения. Докажите, что обобщающее слово может быть любым членом предложения. | Работают с предложениями. Подчеркивают обобщающие слова как члены предложения. В таблицу вносят варианты ответов.
Вывод: обобщающие слова могут быть разными членами предложения. |
Приложение 1, задание 2.
Приложение3. |
3 минуты | -Мы подошли к самому сложному: постановке знаков препинания. | Работают с электронным учебником, заполняют таблицу. | Приложение 2, модуль 14, объяснение 4.
Приложение 1, задание4 |
1 минута | -Чтобы правильно расставить знаки препинания, можно воспользоваться алгоритмом.
(Показывает алгоритм, предлагает привести примеры; возможно из уже отработанных предложений) |
Изучают алгоритм, приводят устно примеры. | Приложение 4. |
2 минуты | Решение пунктуационных задач. (Выступает в роли консультанта) | Тренируются в постановке знаков препинания. | Приложение 2, модуль14, задание4. |
Тренировочные упражнения
2 минуты |
– Распространите предложения однородными членами. | Устно читают предложения, дополняя их однородными членами. | Флипчарт1, слайд 20 |
3 минуты | – Записать предложения, вставить подходящие по смыслу обобщающие слова. (выступает в роли консультанта) | Работают в тетрадях. Несколько учащихся выходят к доске. | Флипчарт1, слайд 21 |
5 минуты | (Выступает в роли консультанта) | Работают с тренажером. (Слабые учащиеся – с функцией подсказки). | Приложение5, слайд 16 |
Обобщение изученного
2 минуты |
Задает наводящие вопросы | Рассказывают изученный материал. | |
Домашнее задание
1 минута |
Объясняет домашнее задание.
П.30, упр.274(2) |
Записывают задание в дневники. | Флипчарт1, слайд22 |
Приложение 1. Таблица «Обобщающие слова при однородных членах предложения».
Приложение 2. Электронный учебник «Русский язык для школ с казахским языком обучения» 8 класс, разработчик – АО «Национальный центр информатизации».
Приложение 3. Раздаточный материал. Лист с предложениями.
Приложение 4. Алгоритм постановки знаков препинания.
Приложение 5. Электронный учебник «Уроки русского языка» (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Россия) 8-9 класс.
Метки: Урок русского языка в 8 классе на тему "Обобщающие слова при однородных членах"