Русская сказка «Ворона и рак»


Минтагирова Евгения Владимировна

учитель начальных классов Коммунальное государственное учреждение «Лисаковская специальная школа-интернат для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

Цель: Формировать навыки правильного, осознанного чтения.

Задачи:

1.Образовательные.

Продолжать работу с учащимися по формированию навыков правильного, осознанного, выразительного чтения целыми словами, учить давать полные ответы на поставленные вопросы;

2. Коррекционно-развивающие. Корректировать и развивать связную устную речь при работе над предложением и текстом, пополнять и обогащать словарный запас, корректировать фонетическую сторону речи учащихся корректировать и развивать мыслительную деятельность через  упражнения в запоминании слов, умение ориентироваться в тексте, чтении по ролям;

3. Воспитательные. Воспитывать наблюдательность, самостоятельность.

Оборудование: таблица для речевой разминки, карточки со словарными словами и пословицами, иллюстрации к сказке, использование аудиозаписи.

 

Ход урока

 

1.     Оргмомент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

 

2.     Артикуляционная гимнастика.

– Чтобы мы говорили с вами правильно, проведем разминку для нашего язычка:

 

– улыбочка, трубочка

– часики

– иголочка

– кошечка

– лошадка

 

3.     Речевая разминка

Чтение слов «волной»

 

 

м   ц   м   и   б

о    е   а   д   р

р    т   т   ю   а

е    о   ь   л   т

 

Чтение слов слева-направо и справа-налево

летел     лес

ворон    рак                 А лес у села. Хорош шорох. Мир им.

– Начинаем наш урок чтения, где снова придется встретиться с хитростью, мудростью и смекалкой. (Это раздел нашего учебника, где хранятся поучительные сказки и рассказы).

 

На доске ранее изученные слова «хитрость», «мудрость», «смекалка». Дети дают расшифровку и соотносят их с данными словами «уловка, изворотливость»,  «ум, знания», «сообразительность».

 

4.     Изучение нового материала

 

Итак,
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.

 

На доске название сказки в виде ребуса « и » (Русская сказка «Ворона и рак»)

– Кто такая ворона?  (Птица) Где ее можно встретить? (В лесу, в парке)

– Кто такой рак? Где он живет? (В реке, в море)

 

 

А) Чтение сказки учителем с остановками:

Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте

 

– Слушайте внимательно, о чем эта сказка.

 

Летела ворона над морем, смотрит: рак ползет, –  хап его! И понесла в лес, чтобы, усевшись где-нибудь на ветке, хорошенько закусить.

 

– Где летела ворона? Кого она увидела? Куда она его понесла? Зачем? (Полные ответы детей)

 

Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:

– Как вы думаете, что говорит вороне рак? Помните, что мы должны встретиться с мудростью, смекалкой и хитростью. (Ответы детей)

 

– Эй, ворона, ворона! Знал я твоего отца и мать,  славные были люди!

 

– Кого знал рак? Как понять, «славные были люди»? (Мудрые, добрые, хорошие)

 

– Угу! – ответила  ворона, не раскрывая рта.

– И братьев, и сестёр твоих знаю. Тоже добрые люди.

 

– Кого еще знал рак? Какие это были люди?

 

– Угу! – угучит  ворона.

– Да, все они хорошие люди, а тебе неровня. Сдается мне, разумнее тебя никого нет на свете.

 

– Объясните слово «неровня». Какой кажется ворона раку?

 

Понравились эти речи вороне, каркнула она громко и упустила рака в море.

 

– Как ворона упустила рака? Когда?

 

Б) Слушание сказки в аудиозаписи:

 

Летела ворона над морем, смотрит: рак ползет, –  хап его! И понесла в лес, чтобы, усевшись где-нибудь на ветке, хорошенько закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:

– Эй, ворона, ворона! Знал я твоего отца и мать,  славные были люди!

– Угу! – ответила  ворона, не раскрывая рта.

– И братьев, и сестёр твоих знаю. Тоже добрые люди.

– Угу! – угучит  ворона.

– Да, все они хорошие люди, а тебе неровня. Сдается мне, разумнее тебя никого нет на свете.

Понравились эти речи вороне, каркнула она громко и упустила рака в море.

– О ком сказка? (О вороне и раке)

– О чем в ней говорится? (Как ворона поймала рака и хотела съесть его, а рак ее обхитрил)

– Встретились ли вам новые или непонятные слова?

 

Физминутка

Дети передвигаются по классу,  находят слова из текста и прикрепляют их на доску, объясняют смысл выделенных слов

 

смот-рит    у-сев-шись    при-хо-дит-ся    не рас-кры-ва-я  рта

сда-ёт-ся мне   по-нра-ви-лись     карк-ну-ла    у-гу-чит

 

 

В) Чтение сказки учащимися:

– «жужжащее чтение»

Ученики Андрей Л., Саша Ч, Женис К. читают под контролем учителя.

– «по цепочке»

– «выборочное чтение»

– Найдите в тексте и прочитайте предложение, к которому относится иллюстрация.

 

1.     Летела ворона над морем, смотрит: рак ползет, –  хап его!

2.     Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:

3.     Понравились эти речи вороне, каркнула она громко и упустила рака в море.

 

Гимнастика для глаз

 

Г) Чтение по ролям:

Отработать чтение отрывка

Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:

– Эй, ворона, ворона! Знал я твоего отца и мать,  славные были люди!

– Угу! – ответила  ворона, не раскрывая рта.

– И братьев, и сестёр твоих знаю. Тоже добрые люди.

– Угу! – угучит  ворона.

– Да, все они хорошие люди, а тебе неровня. Сдается мне, разумнее тебя никого нет на свете.

Понравились эти речи вороне, каркнула она громко и упустила рака в море.

 

Ворона –Саша Ч., Женис К.

Рак – Тамерлан М., Максим Т.

Автор – Саша П., Динара Б.

Настя Б., Андрей Л. демонстрируют сказку с помощью действующей игрушки-оригами.

 

5.Обобщение знаний

– О чем эта сказка?

– Какой оказалась ворона? (Хвастливой, глупой). Докажите.

– Каким оказался рак? (Хитрым, умным). Докажите.

– Что помогло раку вернуться в море? (Смекалка)

– Какие пословицы подойдут к нашей сказке?

Хитрость и смекалка – родные сёстры.

Где силой не возьмёшь – там хитрость на подмогу.

Ворона и за море летала, да вороной и осталась.

– Чему учит сказка?

 

6.Итог, оценивание работы учащихся.

7.Домашнее задание: с.79-80, отработать выразительное чтение по ролям, правильное чтение – Андрей Л., Саша Ч., Женис  К.

 

Всё хорошее проходит,
Вот от нас урок  уходит.
Мы по сказке побродили,
Сказку всю  мы изучили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *