«Детский сад и семья»


 Редькина Светлана Владимировна
 воспитатель ТОО детский сад «Одарёшка»

 В настоящее время в Казахстанском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Семья должна  стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью №1, так как семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей.

Огромную роль в становлении личности играет семья. Семья обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. На сегодняшний день семья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей, а родителям становится все труднее справляться с воспитанием детей, и они все больше надеются на воспитательную помощь образовательных учреждений. Проведя многочисленные  наблюдения,  мы видим, что дети способны адаптироваться в коллективе, если создать необходимые условия, как для самого ребенка, так и для его семьи.

У семьи и образовательного учреждения — единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания специфичны, и ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьей. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей.

Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это

время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста берут пример с родителей, сверстников, с тех людей, которые их окружают. Поэтому в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль.

Успешному решению задач по воспитанию и развитию детей следует найти единый подход к ребенку и родителям, оказывать всестороннюю помощь разных специалистов,  информировать родителей о достижениях их детей, привлекать к совместной деятельности с учетом интересов ребенка.

В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества детского сада и семьи, как в исследованиях ученых, так и в практике детского сада, разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем — детского сада и семьи, сообществе детского сада и семьи. Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие.  Это прежде всего:

– семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры) ;

– детский сад (в первую очередь воспитатели) ;

– общество (сверстники, друзья) .

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье.

Родители часто испытывают трудности в общении со своими детьми, кроме того, отмечаются расхождения во взглядах на систему воспитания внутри семьи . Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.

Мы  всегда готовы к сотрудничеству и надеемся на значительные изменения во взаимоотношениях с родителями хотя бы потому, что нас и родителей объединяет одна и та же благородная цель – воспитание успешной социально-нравственной личности ребенка. Поэтому в работе с родителями в своей группе мы стараемся соблюдать принципы  взаимодействия и развития  диалогического общения с родителями постоянно.

А теперь подробнее хочу рассказать,  как в нашей группе проходит процесс социализации детей через взаимодействие с семьями  воспитанников. В соответствии с общим сквозным тематическим планированием образовательной деятельности  нашего сада весь учебный год расписан на тематические недели. В течение года мы активно вовлекаем родителей в образовательный процесс,  используя проектную деятельность. Родители вместе с детьми готовят мини –  проекты, например на тему недели «От куда хлеб пришел» у нас действовал проект «Профессии наших родителей».  Дети с удовольствием рассказывали и слушали  о том, где и кем работают их родители, оформляли по профессии альбомы. Весной , совместно с родителями, сажали овощи и цветы , придумывали как оформить детскую площадку. В преддверии летних, осенних , новогодних  и весенних праздников мы украшали группу и приемную. Активными участниками и помощниками были наши родители.

Как известно, дети познают окружающий мир в форме наблюдения и веселой игры. Их внимание сложно сконцентрировать, а привить любовь к какому-либо занятию порой просто невозможно. И тут на помощь приходят стихи, сказки, литературные произведения, песни, различные виды театров. Родители поддержали нашу идею о создании в группе «Уголка литературной и театрализованной деятельности». В группе проводятся родительские собрания. Их тематика и форма проведения разнообразна . У родителей есть возможность поделиться семейным опытом и узнать что – то новое для себя. Педагогами были разработаны групповые консультации:

·  «Ребенок – зеркало нравственной жизни родителей»;

·  «О детском эгоизме»;

·  «Детские капризы и упрямство: их причины и меры воздействия»;

·  «Воспитание у ребенка осознанного отношения к своему поведению»;

·  «Воспитание самостоятельности и ответственности»;

·  «Как организовать труд детей дома»

Кроме того, для информационной поддержки групповых форм работы активно используется наглядная агитация. Для этого в работе с родителями активно используются памятки, методические рекомендации,  папки-передвижки, папки-раскладушки. Например, в папке «Словарь вежливого человека» были изложены рекомендации педагога, высказывания писателей о вежливости, общей культуре человека. Давались советы о том, как воспитывать вежливость у детей дошкольного возраста; что читать детям; как поступить в той или иной проблемной ситуации, когда ребенок ведет себя невежливо и грубо.

В группах организуются совместные конкурсы детей и родителей, проектная деятельность, для того чтобы вовлечь родителей в воспитательно -образовательный процесс, активизировать участие в различных мероприятиях.

Совместные конкурсы:

1.  Поделки из природного материала;

2.  Сезонные выставки совместных работ;

3.  Выполнение детьми и родителями повседневной домашней работы (оформление стенда с фотографиями);

4.  Совместные досуги родителей и детей («Мама, папа, я – спортивная семья», «День пожилых людей», «А ну – ка, мамочки!» и другие);

5.  Выставки совместных рисунков («Моя семья», «Спортивная семья», «На Джайляу» , «Караганда – шахтерская столица» и другие).

В детском саду работает клуб для родителей «Дочки – сыночки», который проводит квалифицированный специалист – психолог. Родители с большим удовольствием  его посещают и участвуют в  жизни клуба.

В будущем планирую создать «волшебный сундучок», куда воспитанники и их родители будут  складывать подарки для своих, пока еще незнакомых друзей, чтобы эти подарки  были доставлены детям реабилитационного центра. Проделанная работа не сможет не отразится на успехах детей. Проводимая работа по формированию положительных качеств личности детей через благотворительность, через приобщение их к истокам православной культуры милосердия дополнит и расширит кругозор дошкольников, способствует установлению нравственной атмосферы в детском коллективе, собственному совершенствованию педагога, детей и их родителей.

Также в нашей группе успешно действует долгосрочный проект

« Птицы- наши друзья», где наши родители являются активными участниками. В рамках этого проекта наши родители совместно с детьми не только готовили мини проекты о птицах, но и участвовали в районной акции  «покормите птиц зимой». Родители вместе с детьми изготавливали кормушки и всю зиму подкармливали птиц. В результате реализации проекта мы отметили глубокие знания воспитанников, развитие у детей познавательной активности, коммуникативных навыков. У детей сформировано начальное бережное отношение к птицам. Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость. Мы получили возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах.

Мы активно привлекаем родителей не только в образовательную , но и в организацию и проведение праздников. Родители активно, с интересом отнесутся к заданию, обмениваясь информацией, обсуждая свои проекты между собой, делясь опытом.

Вовлекая родителей в образовательную деятельность, мы замечаем, как дети становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.

 

Список литературы

1.  Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка . Дошкольное воспитание. – 1998. – №6.

2.  Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей  Дошкольное воспитание. – 2002. – №9.

3.  Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям //Дошкольное воспитание. – 2003. №1.

4.  Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства – в отрочество> // Дошкольное воспитание. 2000. – №3.

5.  Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. – 2001.- №8.

6. Вавилова Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад. – М., 1983.

7. Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 — № 3.

8. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад//Дошкольное воспитание. – 1998 — № 4.