Урок – размышление по русской литературе в 7 «А» классе с государственным языком обучения на тему “Повесть Ч.Айтматова «Белый пароход»


Николайчук Антонида Максимовна

Бабатайская основная школа Аршалынского района Акмолинской области

учитель русского языка и литературы

Тема: Повесть Ч.Айтматова «Белый пароход»

Цель:

  • вместе с детьми осмыслить прочитанный отрывок из произведения Айтматова;

Задачи:

  • продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы; учить подбирать ключевые эпизоды, цитаты для характеристики героев;

-развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление        учащихся, устную речь;

– формировать интерес к нравственным вопросам, учить чувствовать слово.

Оборудование: портрет писателя, высказывание Айтматова, иллюстрации художников к повести.

 

  1. I. Вводная часть. (Слайдовая презентация)

 

  1. Краткое сообщение учителя о жизни и творчестве Ч. Айтматова (В своих лучших произведениях «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Плаха» писатель говорит о нравственных проблемах общества. Все произведения находят живой отклик в душах читателей разных стран. Они объединяют добрых людей, делают их близкими друг другу в чем-то важном, делают людей духовно богаче. Проза киргизского писателя открывает и помогает осознать целый мир человеческих чувств, нравственных поисков).

 

  1. Обращение к высказыванию писателя .

 

«Искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то, что искусство должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем полезные чувства сострадания, протеста против зла, давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось попранным, погубленным…» Ч.Айтматов

11 Обращение к теме урока

– Что вы считаете главным в человеческой жизни? (Быть добрым. Любить людей и свою родину. Жить честно. Беречь природу и т.д.)

 

– А теперь давайте посмотрим, как это понимают герои повести.

Характеристика Момуна.

 

 

Ученики читают определения (запись на доске)(выборочно)

 

великодушный                      самодовольный

надежный                              эгоистичный

трудолюбивый                      невежественный

бескорыстный                       грубый

добрый                                  жестокий

приветливый                         хвастливый

скромный                              мстительный

бесхитростный

Выясняем, какие из них подходят для характеристики Момуна . Детьми приводятся примеры (аналитический пересказ, чтение эпизодов и ситуаций), в которых наиболее ярко проявились в характерах героя эти черты.

  1. 1. Беседа.

– Момуна «многомудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово? (Расторопный – быстрый и ловкий в деле).

 

– Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну?

 

– Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость? (Доброту люди расценивают как неблагодарное свойство человека. Доброта не ценилась)

 

  1. Образ мальчика

 

Аналитическая беседа

– Как живется мальчику среди взрослых? Почему так часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»? (Мальчику всего 7 лет. Но он уже узнал, что такое жестокость, равнодушие, несправедливость, неблагодарность. Он растет, брошенный отцом и матерью, на попечении деда и неродной бабки. Та постоянно попрекает его и напоминает, что он чужой. Мальчику жаль деда, тетку Бекей.)

 

– Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять? («Почему люди так живут? Почему одни злые, а другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет? Почему одни люди могут не выдавать жалованье другим?» Вопросы остаются без ответа, и мальчик страдает, затаив обиду. Мальчик не может понять, почему все прощают обиды Орозкулу. Он уверен, что таких людей надо наказывать).

 

– В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? (Это мечта о добрых, любящих людях, об отце и о матери, о справедливости и счастье).

 

– Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя?

 

Кластер

(Чуткий, впечатлительный, доверчивый, светлый, дружелюбный, умеющий фантазировать и т.д. Он многому хорошему научился у деда).

 

– Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть? (Он уплывает «рыбой» в знак протеста против бессердечности взрослых людей. Для мальчика расправа с Матерью-оленихой, в которой участвовал и Момун, стало крушением мира. Его мучило сознание собственной беспомощности, то, что он не в силах был ничего поделать с этими людьми).

Вывод учителя:

– Значит, мальчик в свои 7 лет понял, почувствовал сердцем, что главное в человеческой жизни. Он был до конца верен себе, своему идеалу, своей сказке.

  1. Осмысление заключительных слов повести.
  2. Чтение отрывка( учитель).

– Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство? (Мечта мальчика осуществилась: он хотел приплыть к Белому пароходу, рассказать людям о своей жизни, о Расторопном Момуне, о своей вере в Рогатую Мать-олениху, в красоту, добро и справедливость. Писатель выполнил волю мальчика, повторяя его слова: «Здравствуй, Белый пароход, это я!» В этих словах – победа всего светлого в жизни).

1V. Итог урока.

 

В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ? (Это совесть.)

 

А что такое совесть? (Совесть – это чувство ответственности за свое поведение перед людьми).

 

Вывод учителя.

– Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *