Урок русского языка в 3 классе “Состав слова”


Ольга Григорьевна Зиль,

учитель первой категории

Новомихайловской средней школы

Цель. Выявление уровня овладения учащимися навыков разбора слов по составу.

Задачи: 1. Проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание; умение разбирать слова по составу. 

  1. Развивать навыки красивого письма, орфографическую зоркость, память, мышление, устную речь и способствовать обогащению словарного запаса детей.
  2. Воспитывать взаимопомощь ,дисциплинированность, трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма урока: урок-следствие.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый,словесный.

Оборудование:  таблица, записка классу от похитителя ( плакат с пословицей), индивидуальные карточки, красочные мини-тесты, солнышки, плакат с буквами.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Здравствуйте, ребята.
  3. Психологический настрой.

Сегодня прекрасный день.

Девиз урока:

У ч и т е л ь: В класс пришел не хмурь лица,

Будь веселым до конца!

Ты не зритель и не гость.

У ч е н и к и: А программы нашей гвоздь!

У ч и т е л ь: Не ленитесь, улыбайтесь,

Всем законам подчиняйтесь.

У ч е н и к и: А закон у нас такой-

Все в учебу с головой!

 

У ч и т е л ь: А теперь, ребята, улыбнитесь мне так, как вы еще никогда не улыбались. Чтоб как солнце яркое в окне радость в моем сердце расплескалась.

Спасибо.

  1. Сообщение темы и постановка цели урока.

– Ребята, в оперативно-следственной группе нашего розыска случилась очень неприятная вещь: все сотрудники заболели гриппом. Но это еще полбеды, а настоящая беда в том, что злоумышленники похитили одну из наук русского языка, а искать то ее некому. Что же делать ребята?

– Сейчас у нас урок русского языка, поэтому постараемся разыскать науку, узнать, кто ее похитил и с какой целью. Этим мы поможем нашему розыску и закрепим свои знания по теме «Состав слова».

Начнем мы нашу работу сразу же с поиска пропавшей науки. Науку, которую похитили злоумышленники, вы определите, расшифровав следующую запись : цифре соответствует порядковый номер буквы алфавита

19 13 16 3 16 16 2 18 1 9 16 3 1 15 10 6
С Л О В О О Б Р А З О В А Н И Е

 

 

– Молодцы!

– Что изучает наука словообразование?

– Откройте тетради, запишите число,  «Классная работа».

  1. Минутка чистописания.

– Итак, пропавшую науку мы отыскали. Напишем ее в тетради, но не одну, а вместе с охранниками, чтобы больше ее никто не похитил.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

На доске.

Дружно- не грузно, а врозь- хоть брось.

– Как вы понимаете эту пословицу? Нам в расследовании  поможет только дружба. Если мы будем помогать друг другу, то расследование наше будет двигаться быстрее.

Запишите пословицу в тетрадь.

  1. Работа над темой урока (Повторение).

–  Ребята ,кто из вас знает, что такое досье? ( Папка, содержащая набор документов на кого-то или на что-то)

Задание №1.

Раскроем досье приставки, корня, суффикса и окончания. Вспомним, что мы знаем об этих частях слова.

– Что такое приставка? Корень? Суффикс? Окончание?

Молодцы!

Задание №2.

– А сейчас мы выполним задание, которое поможет нам продвинуться в нашем расследовании.

На доске записаны слова.

Вода, огород, рябинка, прибежали, осиновый, горный, снег, тень, поля, домище, дописала, улетели.

– Прочитайте слова. На какие группы можно разделить эти слова и по каким признакам?

Разделите и запишите их.

 

 

– Разберите их по составу.

Задание №3.

Словарная работа.

– Посмотрите на слова, в них подчеркнуты буквы, наверное, это не случайно. Выпишите их на новую строчку через запятую.

В, Р, Е, Т, Е.

– Может это зашифрованное слово и оно называет того, кто похитил нашу науку? Кто же это?

– Вот мы и нашли злоумышленника! Но что мы можем сказать про это слово? (Словарное слово).

Подберите и запишите однокоренные слова к слову ветер.

Физминутка.

Задание №4.

– Науку мы нашли, похитителя тоже. Теперь нужно выяснить, для чего же ветер сделал это. Посмотрите, у него записка. Прочитайте ее.

На доске карточка.

Памогите! Беда! Друзъя! Несчастья!

-Как вы думаете, о чем говорит эта записка? Наверное с друзьями ветра случилось что – то  плохое. Как вы думаете, что это за беда у них? ( Они не могут написать некоторые слова) А что это за слова? ( Слова с разделительным мягким знаком, слова с приставками, окончанием).

 

Объясните,  как надо писать эти слова.

Ветер хотел помочь своим друзьям научиться писать связный текст. Но верно ли он поступил,  решившись на похищение? (Воровать нельзя).

-Но он хотел помочь своим друзьям!

( Нельзя делать добрые дела, совершая плохие поступки, нужно было попросить и мы бы помогли).

Запишем правильно слова, в которых допущены ошибки, но только слово несчастье заменим противоположным по значению, ведь наше расследование закончилось удачно. А что это будет за слово? (Счастье).

Задание №5.

Ветер просит вас выполнить задание. У вас на партах лежат мини-тесты и по три полосочки с кружочками разного цвета ( красного, синего, зеленого). Я буду читать вопрос, а вы выбираете правильный ответ и поднимаете полоску с соответствующим кружком.

Мини – тест.

Новый рисунок (5)

– Молодцы, вы справились с этим заданием!

Задание №6

Спишите слова, написанные на карточке и разберите их по составу. С любым словом составьте предложение и запишите его.

Зайчишка, слоненок, котята, котик, строитель, уборщики.

Задание№7

Разгадайте пословицу и запишите ее в тетрадь. Согласны ли вы с этой пословицей, докажите.

 

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  1. Итог урока.

– Какую науку похитили злоумышленники?

– Что изучает наука словообразование? Что такое приставка, корень, суффикс, окончание?

– Поздравляю вас с удачным завершением расследования!

(На плакате)

– Я вам, ребята, приготовила одно слово. А что это за слово, вы узнаете, если вычеркните буквы, которые повторяются трижды.

У  А   М   Л

Н  И   А    Е

Е   Ч   Л    Е

Л   К   А   И                 (Умнички!)

– Вы у меня умнички. У вас на партах лежат солнышки. Какое у вас настроение, вот такие улыбки и дорисуйте своему солнышку.

Вижу настроение у вас прекрасное и урок вам понравился.

  1. 7. Домашнее задание. К словам лес, гриб, снег подобрать однокоренные слова и разобрать их по составу.

Список использованной литературы:

1.Я иду на урок  в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2004.-320с.:ил.

  1. Кульгильдинова Т.А. Занимательная грамматика. Для 3 класса общеобразовательной школы -Алматы: «Алматікітап баспасы»,2014.-144 с., ил.
  2. Абдрахманова А.Н.. Виды нетрадиционных форм обучения в начальной школе.// Начальная школа Казахстана.-2004.-№1.-с.5-8.

4.Засимкова Л.В., Лосева Е.М. Русский язык: Дидактический материал с разноуровневыми заданиями: Учебное пособие для 2 класса 11-летней общеобразоват. шк.-Алматы: «Алматікітап баспасы», 2012.-184с., ил.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *