Урок по самопознанию для 10 классов на тему “Счастье в жизни человека”


Мец Оксана Викентьевна
г.Степногорск, КГУ Областная специализированная

школа- интернат №4 для одаренных детей “Болашак”
заместитель директора по ВР, преподаваемый предмет- самопознание

Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его.
Джордж Бернард Шоу

Ценность: счастье

Качества:

Цели:

  • углубление представлений учащихся о способности любить, созидательной активности человека, как неоспоримых условиях обретения счастья.
  • рассмотрение понятие счастья с точки зрения философии, психологии и социологии.
  • решить проблему: «Счастье есть?»

Задачи: 

  • раскрыть многогранность понятий «счастье», «счастливый человек».
  • создать ситуацию, в которой ученики смогут осмыслить понятие счастья, реализовав себя через работу в группах;
  • способствовать формированию коммуникативных компетенций;
  • выработать осознанность выбора и дать возможность самоопределиться, что значит счастье для каждого  ученика;
  • развить стремление к обретению высокого вкуса счастья.
  • воспитывать чуткость в восприятии действительности.

Ресурсы: компьютер, экран, проектор,  альбомные листы, фломастеры, ручки, карандаши, тексты  заданий с высказываниями философов, ватманы, программа  «Караоке», видеоролики о счастье, презентации о счастье, спокойная музыка.

Ход урока

  1. Позитивный настрой

 

  • Эмоциональный настрой учащихся

«Дерево настроения» ( На доске висит заготовленный силуэт дерева). Учащимся необходимо измерить свое настроение с помощью смайликов (     1  – отличное,  2        – нейтральное,   3  – плохое )

  • Круг радости- 4

Демонстрация видеоролика «Доброе видео для счастья и успеха». (https://www.youtube.com/watch?v=MBF4ZDN1Fkk) Учитель демонстрирует видеоролик учащимся, чтобы создать позитивный настрой на уроке.

 

  1. Индивидуальная работа

 

  • Упражнение «Счастье и Я»

Ребятам раздаются рабочие листы. Им необходимо ответить на следующие вопросы:

– Свое счастливое число?
– Напишите место, в котором вы чувствуете себя счастливым?

– Примета, счастливая для вас?
(Учитель выборочно зачитывает ответы учащихся)

 

  1. Изучение нового материала

Сегодня на нашем уроке мы поговорим о счастье. Попытаемся определить проблемные вопросы. Рассмотрим счастье с позиции философии психологии, социологии

 

 

Давайте рассмотрим следующие  высказывания о счастье. 1

1.Сократ

Утверждал, что счастье заключается в реализации собственной природы, а первым шагом на пути к нему является самопознание.

2.Аристотель

По его мнению, достичь счастья можно только путем добродетельного поведения, соблюдая во всем принцип умеренности – золотой середины.

3.Лев Толстой

Для того чтобы быть счастливым, надо одно- любить, и любить с самоотвержением, любить всех и все, раскидывать на все стороны паутину любви: кто попадется, того и брать.

4.Авраам Линкольн

Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми.

5.Джордж Бернард Шоу

Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его.

 

  • Определение проблемы урока

Рассмотрев данные высказывания, подберите к нашей теме проблемные вопросы.(на флипчарте  дети записывают все озвученные вопросы) Учитель предлагает для обсуждения следующие вопросы.

Проблемные вопросы: Есть ли счастье в жизни человека? Как стать счастливым человеком?

Для того чтобы сегодня найти ответ на данные вопросы сначала надо понять  –  а что такое счастье!

  • Беседа.

-Что такое счастье?

-Вспомните себя, когда вы были счастливыми. Что вы чувствовали? Какие эмоции переживали?

-Как вы думаете,  какие  науки изучают счастье?

-Вы не задумывались о происхождении слова счастье?

Демонстрация  видео ролика «Что такое счастье?»  (https://www.youtube.com/watch?v=MlG2A_qUC14)

 

  • Раскрытие значения понятия

Работа в группах. Найдите в словарях значение «счастье» Учитель предлагает набор словарей, учащиеся выписывают значение слова.

 

Слово счастье –  «эвдемония» – древнегреческого происхождения.  Дословный перевод «добро» и «божество» – судьба человека, находящегося под покровительством богов .

В античной философии существовало два основных представления о счастье. Гедонистическое направление (основано Аристиппом из Кирены род. ок.435 – ум. ок.355 гг. до н.э.), в котором счастье – есть  сиюминутные наслаждения, чувственная радость, удовольствие как мотив и цель всего поведения человека. Эвдемонистическое направление (термин «эвдемония» введён Аристотелем)  – рассматривало счастье, как стремление к полному, устойчивому, целостному благу, счастье как мотив и цель всех стремлений.

 

  • Минутка позитива

 «Островок счастья» ПОДУМАЙТЕ, что должно произойти прямо сейчас, чтобы вы могли почувствовать себя счастливым? Представьте, что самое фантастическое желание сбылось. Разрешите себе почувствовать радость от его исполнения, расправьте плечи, улыбнитесь, попытайтесь удержать ощущения. Придумайте жест вашему состоянию и продемонстрируйте его нам.

  • Работа в тетрадях по самопознанию.

Вспомните и опишите свой обычный день счастливой жизни. (Работа индивидуальная)

  • Палитра мнений

Демонстрация видео. Учитель предлагает просмотреть отрывок из телепередачи «Психология 21». (https://www.youtube.com/watch?v=1wtT4gLFyJI)

-Ребята, прослушайте несколько мнений о том, что такое счастье?

  • Решение проблемы №1 «Есть ли счастье в жизни человека?» 5

-Ребята, давайте  сформулируем решение данной проблемы. Как вы думаете, есть ли счастье? Назовите аргументы, которые нас убедят в этом. Учитель на флипчарте записывает аргументы учеников и озвучивает их.

  • Решение проблемы №2 (Работа с материалом книги 1) 1

-Прочитайте диалог на стр. 223 учебника и подумайте как бы его завершили.

  • Упражнение «Карусель»

-образуйте 2 круга (внешний и внутренний).Встаньте лицом друг к другуи поделитесь своим секретом. «Как же стать счастливым?»

  • Творческая лаборатория «Модель счастья»

Учащиеся делятся на 4 группы.  Модель счастья имеет шаблон в виде треугольника, который разделен на 4 части. Каждая часть модели это этапы представления, понимания и осознания счастья. Учитель демонстрирует заготовки модели и раздает задания каждой группе.

4.Заключительная минутка

  • Круг радости Учитель с учащимися садятся в круг.

-Что вы узнали нового?

-Что вы будете делать, чтобы стать счастливым?

  • Групповое пение «Птица счастья» (Н.Гнатюк)

«Дерево настроения» ( На доске висит заготовленный силуэт дерева). Учащимся необходимо измерить свое настроение с помощью смайликов (  1     – отличное,  2        – нейтральное,     3     – плохое )

 

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *